Так уж получилось, что и свежие новости тоже продолжают тему, затронутую
предыдущими записями. Во всяком случае, находятся с ними в тесной связи. Одна из таких новостей - презентация новой книги протоиерея Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века».
* * *
Этот сборник публицистических статей, выходивших в последние годы в малотиражных изданиях или в интернете, является своеобразным продолжением книги о.Георгия «Трагедия России. «Запретные темы» истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике».
Вечер в Культурном центре «Покровские ворота», который был организован редакцией газеты «Церковный вестник», собрал множество православных священников, мирян и тех, кто интересуется церковно-исторической проблематикой.
Представляя новую книгу, автор коснулся итогов дискуссии по поводу первого издания. По его словам, полемика о «запретных темах» российской истории показала, что «сознание нашего церковных современников глубоко нецерковно», оно состоит из «набора политических и идеологических мифологем, заменивших евангельское благовестие».
В новой книге о.Георгий продолжает разбирать церковно-исторические мифологические нагромождения. Исследуя жизненный путь и мировоззрение известных деятелей Русской Православной Церкви ХХ в. (Патриарха Тихона, двух митрополитов Сергиев - (Старогородского и Воскресенского), священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского), священномученика о.Философа Орнатского, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), а также своего духовника протоиерея Василия Ермакова и многих других), автор ставит своей задачей показать влияние трагической русской истории ХХ века на судьбу Церкви.
Почему самые страшные гонения на Церковь Христову в ХХ в. произошли именно в России? В чем заключается ответственность и вина не только гонителей Церкви, но и ее пастырей и пасомых за то, что крупнейшая Поместная Церковь оказалась на грани полного физического уничтожения в «православной» стране? Эти острые вопросы священник соотносит с современностью. «Какой должна быть наша церковная жизнь в ХХI веке, чтобы Русская Православная Церковь являлась в России не культурно-историческим рудиментом ..., но зримым и реальным образом Церкви Христовой?» - пишет автор в предисловии.
Обращаясь к читателям новой книги, о.Георгий подчеркнул, что он рассказывает не только о подвиге новомучеников и исповедников, но и касается «теневых сторон» церковной истории ХХ-го века, призывая современников «дистанцироваться от духа триумфализма». Одной из таких тем, которые долго еще будут вызывать разногласия (что подтвердилось на презентации), является сергианство.
Подробно, на основе архивных материалов, анализируя эту тему, о.Георгий в своей книге утверждает, что оба митрополита Сергия (Страгородский - с 1937 г. - Патриарший местоблюститель, с 1943 г. Патриарх Московский, и Воскресенский - с 1941 г. митрополит Виленский и Литовский, экзарх всей Прибалтики, организатор православной миссии на оккупированном Северо-западе России) являют «две стороны одной медали», предлагая тупиковый путь «соработничества со злом, красным или коричневым». Как пишет о.Георгий, оба эти иерарха, оказавшись «в непримиримом политическом противостоянии друг с другом», проводили «казавшуюся им единственно возможной политику сотрудничества со вступившими в смертельную схватку богоборческими тоталитарными режимами» - советским и нацистским.
Эту точку зрения разделяют далеко не все коллеги о.Георгия. Так, выступивший на презентации специалист по церковной истории ХХ в. о.Илья Соловьев вступился за память митрополита Сергия (Воскресенского). Подчеркивая непримиримое «изобличение звериной сущности большевизма» со стороны экзарха, который сам был агентом НКГБ СССР, о.Илья сказал: «Те, кого мы запросто морально линчуем, были в каком-то смысле исповедниками». Священник уверен, что надо завершить дело митрополита Сергия - дать однозначную оценку «советским преступникам», по аналогии с нацистскими преступниками.
А преподаватель церковной истории и публицист Андрей Зайцев выступил против резкого осуждения митрополита Сергия (Страгородского), утверждая, что иерарх был личностью «трагической, противоречивой», а «подвиг» его состоит в том, что он «взял на себя ответственность за судьбу Церкви».
Можно ли таким образом взять на себя ответственность, пытаться спасти Церковь человеческими усилиями, ценой компромиссов с властью - или отважиться на исповеднический и мученический путь, уповая на то, что Христос Сам спасет Свою Церковь? Ответ на этот вопрос очевиден для известного церковного историка, доцента ПСТГУ о.Александра Мазырина. По его словам, ответ - в «силе святости», которую явили новомученики и которая только и может победить зло и уберечь Церковь.
Новомученики и исповедники Российские - еще один нерв всей публицистики о.Георгия Митрофанова. Будучи непосредственным участником процесса их канонизации (как член соответствующей Синодальной комиссии РПЦ), священник не раз делился своим тревожным наблюдением: «Прославление новомучеников стало поводом не для покаяния, а для гордости церковного народа. Впору писать статью «Канонизация новомучеников как один из путей их духовного забвения».
Эту болезненную тему, которая раскрывается и в книге, проиллюстрировал на презентации о.Алексий Уминский. «Икона прп.Серафима Саровского помогает от болей в спине, написано в лавке одного из крупных московских храмов. Икона Иоанна Предтечи от чего? Правильно, от головных болей. Матроны Московской - «от всего»! «От чего помогает» образ новомучеников и исповедников российских? Я думаю, от фарисейского церковного благополучия», - сказал о.Алексий.
Игумен Петр (Мещеринов) поднял на вечере вопрос о взаимоотношениях Церкви и общества и, в частности, интеллигенции в ХХ - начале XXI в. По его словам, урок «люмпенизации» Церкви в начале прошлого века, опыт противостояния Церкви и интеллигенции не был усвоен: Церковь и образованная часть общества по сей день не имеют общего языка. О.Георгий, со своей стороны, полагает, что проблема состоит не столько во взаимоотношениях Церкви и интеллигенции, сколько в «очеловечивании» языка Церкви, на котором она обращается ко всему обществу. «Стремясь быть богочеловеческим организмом, мы становимся античеловеческим институтом. И тогда у Церкви возникают проблемы со всеми, и с самой собой: даже между клириками отношения становятся столь «духовными», что просто человеческое общение кажется роскошью», - поделился наблюдениями автор книги.
Как отметил о.Георгий, новомученики и, в частности, герои новой книги-оппоненты митрополита Сергия (Страгородского) - митрополиты Агафангел (Преображенский) и Иосиф (Петровых) напоминают о главном в Церкви - о «свободе и любви». «Это та соломинка, которую оставил сейчас для нас Бог», - заключил церковный историк.
На вечере, который вел ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, выступили преподаватель МДАиС, главный редактор журнала «Ученые записки Московской духовной академии» о. Александр Тимофеев, декан факультета психологии РПУ о.Петр Коломейцев, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине протоирей Александр Борисов и другие священники и миряне.
Источник: портал "Богослов"