Что такое Война с Историей

Feb 03, 2015 17:49



Политика есть искусство управления общественными энергиями. Если представить себе общественную энергию как сумму созидательных импульсов отдельных людей, то можно увидеть, что любое историческое «течение» формируется суммой этих импульсов*.

То есть оно возникает тогда, когда большое количество людей начинает разделять какие-то идеи. Как правило, такое движение возникает на основе великих текстов (метанарративов**), хотя и не только.

Эти метанарративы подобно гигантским магнитам притягивают массы и порождают течения исторического потока.



Количество людей вовлечённых в ту или иную идейность имеет значение, поскольку чем больше людей, разделяют убеждения друг друга, тем сильнее течение. Энергия исторического потока позволяет человечеству осуществлять большие проекты, преобразовывая мир и себя. Несмотря на то, что течение исторического потока глубоко связано с коллективизмом, в то же самое время оно предполагает высокую степень личной ответственности (ведь отказ следования идее даже в мелочах, равносилен ослаблению течения).

Если предположить, что время дробится на тысячи различных тропок и будущее представляется огромным количеством различных разветвлений и вариантов, то выбор каждого человека оказывается невероятно ценен для приближения будущего к тому варианту, который человеку видится наилучшим. Возможность изменять будущее в нужную сторону возникает у человека только тогда, когда ему приходится осуществлять сознательный выбор. То есть, практически, всегда. Ответственность же проявляется в каждом из квантов времени, когда человеком осуществляется выбор в пользу идей, которых он придерживается. Бездумный выбор, равносильный отказу от ответственности, гасит энергию исторического потока.

Как справедливо заметил один из критиков данной работы, сознание просыпается у людей далеко не всегда ;-), что во многом связано со стереотипизацией сознания.

Война с историей, или «историзмом», как говорят постмодернисты, заключается в том, чтобы уничтожить любое целенаправленное течение энергий больших людских масс, превратить его в хаотичное броуновское движение. Именно для этого задействуется протагоровское*** «Человек мера всех вещей», насаждается предельный индивидуализм и приветствуется любое дробление больших метанарративов на малые.

Например, для борцов с Историей крайне желательно создание сект вместо того, чтобы люди находили себя в лоне Православной или Католической Церквей (вспомним о планах немецко-фашистских захватчиков о том, чтобы в России в каждом селе было бы по секте, и никакой единой Церкви). Или приветствуется создание отдельных (желательно радикальных) марксистских групп вместо того, чтобы люди вливались в единое коммунистическое движение. Неважно, какова объединяющая людей идея, важен сам принцип дробления.

Этот принцип дробления в пределе должен создать уникальный набор убеждений для каждого индивида. Причём такой набор, который бы не давал этим индивидам соединять свои энергии в какие-либо исторические течения.

Поскольку сумма разнонаправленных импульсов колеблется в районе нуля, то понятно, что История, как процесс, в таком обществе умирает, или её влияние сильно снижается. Соответственно, пропадает возможность для человечества к масштабному развитию (а ведь именно в этом и заключается смысл Истории). Человечество перестаёт накапливать и использовать энергию, вместо этого начинает рассеивать, усиливая энтропию. Ну и как здесь не подумать о том, что борьба с Историей - это гностический проект?

Чем порождена такая тяга к концу истории? Я думаю, что это связано с двумя вещами.
1) С желанием освободиться от любой ответственности следования идее (за исключением идей постмодернизма, который сам есть гимн безответственности).
2) С утерей смысла свободы, что связано с первым тезисом. Ведь свобода теряется при отсутствии вдумчивого выбора.

Вывод страшен и плачевен одновременно: люди, воюющие с Историей и использующие постмодерн в качестве оружия, пытаются сформировать из Человека безответственного раба.

* У человека есть энергия (запас энергии). Когда он её куда-то направил, она стала импульсом. Импульсы - как вектора! - сложились. Суммарный импульс придал Истории/обществу направленное (грубо говоря, туда же) движение.

** Метанарратив - текст, оказывающий огромное влияние на умы большого количества людей (Библия, «Капитал» Маркса, Коран, Упанишады, и т.п.)

*** Протаго́р (др.-греч. Πρωταγόρας, ок. 490 до н. э. - ок. 420 до н. э.) из Абдер - древнегреческий философ, виднейший представитель софистов.

постмодерн, война, война с историей, история

Previous post Next post
Up