Человек закатывает глаза, когда спит. Закрыть глаза и смотреть "вверх" рекомендуют в некоторых руководствах по борьбе с бессонницей. Аналогичный эффект с уходящими под верхнее веко зрачками может происходить при обмороке. И при получении сильного удовольствия. Кое-кто выражает восторг симулированием закатывающихся глаз. Еще? Во время вдохновенной молитвы. Тилаку или бинди тоже где-то неподалеку рисуют. Не закатывают глаза, но поднимают взгляд, когда занимаются сочинительством - здесь и цифры с потолка, и воздушные замки, а также один из способов обнаружения лжи. Что ищет взгляд вверху, когда сознание отступает? Может быть, глаз вверху просто паркуется за ненадобностью для сохранности тонкой подвески. Не знаю.
Взгляд невольно притягивается вверх или вниз во время размышлений. В театре воображения есть две сцены - верхняя и нижняя. На верхней дают свои представления радость и творчество, а на нижней крутят печальные фильмы о прошлом и читают предостерегающие лекции о будущем. У позитивно настроенного человека воображаемая картинка приподнята, поэтому для совмещения фантазий с действительностью хочется немного наклонить голову вперед. Или просто смотреть вверх - птиц считать, небом любоваться. Если же у человека негативная предвзятость, то воображаемая картинка сдвинута вниз, и для совмещения её с действительностью приходится немного запрокидывать голову назад, так что челюсть гордо выпячивается. А вверх смотреть вовсе не хочется, легче свесить потускневший взгляд к земле. Бывают мышечные зажимы шеи, которые диктуют посадку головы, но чаще влияет высота расположения воображаемой картинки. Кстати, эргономика побывала неподалеку - если середина монитора расположена выше уровня глаз, то это способствует творчеству, но привыкшему уставать человеку легче сидеть перед низко расположенным экраном. Необходимость задирать взгляд утомляет глаза, если они отвыкли от вдохновения.
Когда верхняя сцена простаивает, следует обратить внимание цензоров на репертуар нижнего театра, возможно он переманивает зрителей ужастиками и боевиками. Так что на мечты и сильные эмоции не остается сил, от треволнений хочется сбежать. Даже во сне глаза не закатываются вверх, на предложенное природой место. При попытке закатить их ощущается напряженность где-то в верхней части глазниц. Верхняя сцена закрывается, когда зрительный зал занят скопившимся напряжением. Под глазами разливаются тени, на лбу укореняются морщины и залысины. Если покрутить глазами да поморгать, то мышечный зажим можно снять, но это похоже на борьбу с последствиями. Причина - настойчивые попытки что-то придумать, посылаемые в театр вопросы и команды. Верхним воображением заведует внутренний ребенок (
1,
2,
3,
4,
5). Не правильно требовать от детей отдачи. Ответы на взрослые вопросы это побочный, но не обязательный эффект творчества. Внутренний взрослый в театре впечатлений может быть только зрителем. Для возвращения вдохновения следует убрать ожидания с требованиями и контроль, научиться брать происходящее.