В 1432 году Третьей Эпохи в Гондоре умирал король Валакар. Можно предположить, что его уход ускорил шок от разворачивающихся событий - дунэдайн подняли мятеж против своего Короля! В южных провинциях Королевства собрались многие из тех, кто заявлял о своем нежелании принимать в качестве короля человека наполовину чужого народа, рожденного в чужой стране. "Винитарья - вот его настоящее имя", - говорили они. - "Пусть уходит в страну, откуда родом оно!".
Разговоры о том, что брак Валакара с женщиной из меньшего народа
[1] может привести к умалению величия Королей Людей сами по себе уже были злом (скорее всего этот ропот сократил жизнь Валакара), но злом привычным (если так можно сказать) - ропот на происхождение наследника возник ещё при правлении его деда - Ромендакила II. Однако представлялось невозможным, что дунэдайн выступят против своего правящего Короля, и невозможно было предположить, что кризис разразится ещё до ухода Валакара (хотя вряд ли кто сомневался, что в том или ином виде он разразится после его ухода)
[2].
Что же произошло? Каким образом изменилось отношения нуменорцами с монархом, что бы рассматриваемая ситуация оказалась возможной?
Вначале нам необходимо обратиться к тому - как воспринимали нуменорцы Власть до Низвержения. Короли Людей были наместниками, посредниками и священнослужителями высшей силы, через Королей осуществлялась передача благословение Валар всем нумэнорцам. Собственно представления нуменорцев о королевских добродетелях и обязанностях совершенно не оригинальны и полностью сводятся к таковому же представлению, бытовавшему на протяжении Средних веков в Европе. Разве что можно отметить, что эти представления в Нуменоре были воплощены в действительность, а не провозглашались как идеал.
Так что же подразумевает справедливость короля?:
"… не использовать власть для притеснения кого бы то ни было; судить не взирая на личности; защищать паломников, вдов и сирот; предотвращать воровство; карать прелюбодеяние
[3]; не наделять плохих людей властью; не привечать нечестивцев и актёров; стирать зло с лица земли; не оставлять в живых отцеубийц и клятвопреступников
[4]; защищать церковь
[5]; подавать милостыню бедным; утверждать праведников на государственные должности; назначать старых, мудрых и воздержанных людей советниками
[6]; не слушать магов, заклинателей и предсказателей; оставить гнев; защищать храбро землю и справедливость от врагов; во всём полагаться на Бога; не позволять своим сыновьям совершать злодеяния; молиться в надлежащие часы; не вкушать пищу в неподобающее время".
Как можно видеть за исключением нескольких модернизмов этот пассаж идеально подходит и к нуменорским королям. И, конечно, и в Средиземье после Падения приведённые положения воспринимались как догма. Но модель отношений монарха и подданных очевидным образом изменилась - королевская схизма, междоусобицы, казус Арведуи. Все эти события стали возможными, потому что в Средиземье чёткий принцип нуменорского престолонаследия оказался размыт.
Существует две точки зрения на раннюю историю Королевства в Изгнании.
По одной из них (имеющей очевидно южное, местное, происхождение) с самого основания Гондора в нём был свой "нуменорский король" - вначале Исильдур и Анарион, а затем короли из рода Менельдиля
[7].
Согласно другой в Королевстве был один монарх - вначале Элендиль, в правление которого Гондором правили лорды - наследник короны Исильдур, второй сын Короля Анарион и родственник Короля в Бельфаласе
[8]; затем Исильдур - он поступил также как и отец, назначив правителем Гондора Менельдиля
[9]. Исильдуру наследовали короли из рода Валандиля - поддерживающие традиционную политику подтверждения правления в Гондоре лордов из потомков Менельдиля
[10].
Первая точка зрения - это взгляд в прошлое из времени, когда королевская схизма для нуменорцев стала не просто реальностью, но реальностью обыденной. Вторая же точка зрения представляется более отвечающей событиям конца Второй и начала Третьей Эпох. Заметим, что государство в Изгнании основали те кто родился и вырос непосредственно в самом Нуменоре - т.е. люди, которые и помыслить не могли о королевской схизме. Верные и люди Короля уплывали в Средиземье и основывали там свои колонии, но ни те ни другие - "никогда не объявляли их независимыми королевствами", и невозможно представить, что те же самые люди внезапно изменили своё мировоззрение. То же можно сказать и о начале правления Валандиля - всё ещё были живы те кто родился и вырос в Нуменоре.
Однако, если право на власть Элендиля и Исильдура не могло быть подвергнуто сомнению. То легитимность правления Валандиля, по-крайней мере на Юге, вызвала сомнение - выросшее впоследствии в королевскую схизму и изменившее самосознание нуменорцев в Изгнании. Не следует забывать, что основу нуменорского населения Королевства в Изгнании составлял довольно простой и не особенно образованный народ (моряки, солдаты, эммигранты)
[11].
Можно предположить, что вначале в среде дунэдайн Юга зародился вопрос: «Если кто-то (Менельдиль) в семье покойного короля (Исильдура) настолько превосходит других (Валандиль)», - разве не очевидно, - «что тот, кто выделяется во всем Королевстве своими способностями (Менельдиль), должен быть поставлен править всеми?»
[12].
Заметим, что Менельдиль с 2-го по 87-й года Третьей Эпохи был "королевским наследником" Валандиля. Необходимо оговориться, что с одной стороны церемонии Провозглашения совершено не было, но с другой стороны уже имелись прецеденты, когда Королём становился человек не прошедший эту церемонию и не бывший "королевским наследником". Во-первых, разумеется, это дед Менельдиля - Элендиль; а, во-вторых, это собственно Валандиль - Исильдур, скорее всего, был провозглашён наследником, так же как и его старший сын - Элендур
[13].
Следует оговорить ещё один момент. Когда Исильдур и его старшие сыновья погибли, Валандиль был ещё ребёнком. То есть Королём он стал в момент гибели Исильдура, но править до совершеннолетия (которое наступило на 10-м году Третьей Эпохи) - не правил. То есть с 2-го (фактически с 3-го) по 10-й года в королевстве правил регент, вернее регентский совет.
Исильдур на этот счёт совершенно очевидно никакой своей воли не оставил. То есть регент должен был быть избран на основе консенсуса со всеми заинтересованными сторонами, то есть подданными Королевства и Королём. Претендовать на должность регента могли мать Короля и его Наследник, поэтому видимо был достигнут компромисс - на Севере регентом (в политических терминах Гондора - Карма-кундо) стала мать Короля, а на Юге - его наследник, т.е. Менельдиль.
Следующий сдвиг в ментальности дунэдайн (отношениях монарха и подданных) произошёл вследствие событий совершавшихся уже на Севере.
Взглянем на ситуацию сложившуюся в Королевстве Изгнанников перед уходом короля Эарендура
[14]. В Королевстве правят (де-юре) наследники Валандиля, но существуют области (на Юге - Гондор, Бельфалас), в которых королевские прерогативы осуществляют (де-факто) представители других родов потомков Элроса. То есть если взглянуть на последующие события с точки зрения их современников, то раздел Арнора на княжества выглядит логическим развитием ситуации - младшие братья Амлайта просто желали для своих детей того же что уже де-факто было у рода Менельдила. По-видимому, поначалу этот процесс происходил с согласия всех заинтересованных сторон. И после «раздела» 861 года не только сохранилось основное административное деление государства, но и не была поставлена под вопрос и целостность королевства - "королей" стало несколько, но королевство по-прежнему было одно, хоть и разделенное на несколько частей
[15].
Но в результате этого раздела Король превращался в фиктивную фигуру - от него уже ничего не зависело. Любопытно замечание, касающееся его наследников: «After Eärendur the Kings no longer took names in High-elven form» - видимо Амлайт не стал провозглашать себя Королём, ограничившись тем же титулом эрниля
[16], что и его братья. И, видимо с этого момента правители из рода Менельдиля сменили свой титул эрниля на арана, т.е. Короля и вакуум власти был заполнен.
Разумеется, это потребовало согласия подданных - и они его очевидным образом получили. Но другой стороной этой медали стало то, что в принцип нуменорского престолонаследия была вновь введена модель выборности. Там же где Власть государя оспаривалась другими претендентами, либо была выборной, требовалось "подтверждение", своего рода согласие подданных. Что связано было очевидным образом с дальнейшим развитием правового осознания нуменорцами проблемы тирании.
Собственно положение об отличие тирана от монарха сформировалось ещё в Нуменоре. Их отличало отношение к закону: монарх «подчиняется закону и правит людьми, желая служить им», в то время как тиран правит, опираясь на силу (казус Хэрукалмо). Таким образом, если государь поступает несправедливо или противится закону, то он перестаёт быть «истинным государём», превращаясь в тирана. Разумеется, при этом все желания «истинного государя» имеют силу закона, поскольку не могут находится в противоречии с высшим законом (под которым подразумевается закон, данный Богом).
Однако, нуменорцы полагали, что и власть тирана - тоже часть божественного провидения, управляющего человеческими жизнями, а следовательно и ей должно было подчиняться с почтением (почему собственно Хэрукалмо так долго и удалось оставаться у власти). «Любая власть - благо, поскольку исходит от того, от кого происходят все вещи и от кого исходит только благо». То, что отдельный человек может трактовать как вред или зло для себя, может являться частью глобального божественного замысла и служить благим целям. Поэтому лучший способ спастись от тирана заключался в том, чтобы - «смиренно положиться на милость Бога и, протягивая незамаранные руки Господу, благочестиво молить о том, чтобы посланная на них кара была отведена» (см. речь Амандиля к Элендилю перед отплытием на Запад
[17]). Грешный монарх, так или иначе, не может избежать Божьего суда, но подданные должны переносить его власть терпеливо и смиренно. Более того, подданные не имеют права не только судить государя, но и требовать от него отчёта в его поступках, ибо тот подчиняется только Богу, и он будет судим лишь Господом в соответствии с тем, как он служил Ему. Единственно, что позволено подданным, - это давать советы государю, если тот пожелает спросить. Они не могут ни сопротивляться своему правителю, ни перечить ему, ибо любой мятеж против государя - это мятеж против Бога.
В Нуменоре отношение к персоне Короля логично объясняется сакрализацией не только королевской власти, но и самой персоны короля, этой властью обладающей, более того, сакрализацией правящей династии. Нуменорский король был избранником Божьим, наделённым правом властвовать над людьми.
Нуменорцы сформировали лишь одну причину дозволяющую выступление против тирана - если он заставляет подданных действовать против божьего закона: «Верные плечи должны поддерживать власть правителя до тех пор, пока она подчиняется Богу и следует Его предписаниям; но если она сопротивляется или противостоит божественным повелениям и требует от меня, чтобы я присоединился к мятежу против Бога, тогда свободным голосом я возражу, что Бог стоит выше любого человека».
В Средиземье с вводом в систему преемственности власти элемента выборности дунэдайн впервые задумались и о возможности ограничения королевской власти. Как подсказывала нуменорцам их история Короли:
… могут терпеть неудачу и ошибаться,
Они не могут выстоять сами
И своими силами одолеть врагов.
Они не могут сами управлять королевствами,
Ибо нечестиво среди ошибок блуждают.
Они должны иметь помощь, которая поддержит их,
И совет, который укажет им путь.
С одной стороны: «что угодно государю имеет силу закона»; а с другой: «Король не должен пренебрегать советом тех своих подданных, о которых он знает, что они выделяются своими добродетелями и знанием закона и обычаев Королевства» и «что касается всех - должно быть одобрено всеми». Вообще, рекомендация прислушиваться к советам знающих и добродетельных людей также была сформулирована в Нуменоре, но первоначально она не содержала в себе никакого императива, она рассматривалась в плоскости наставлений, а не предписаний
[18].
Но в Средиземье подобные рекомендации монарху, спрашивать совета у мудрейших из своих вассалов, приобрели и иное значение - король обязан получать согласие подданных по всем важнейшим вопросам. Таким образом, если нуменорский монарх мог даровать и изымать землю из собственности своих подданных (как Ар-Фаразон изъял земли Андуниэ у Амандиля и его потомков) или назначать и отстранять своих советников, то нуменорский монарх в Средиземье в аналогичном случае должен был уже получить согласие у своего подданного. И видимо именно в этом кроется причина Междоусобиц разразившихся в королевствах дунэдайн.
Может ли король изымать собственность своих подданных?
По-видимому, Белег после ухода своих дядьев попытался осуществить свои прерогативы, несмотря на то, что дух времени изменился, и перераспределить земельный фонд и столкнулся с несогласием заинтересованных лиц - своих двоюродных братьев
[19].
Заметим: одно дело - высказывание протеста, а другое - сопротивление "тирану". Политическая мысль дунэдайн сформулировала следующий тезис - советники должны контролировать соблюдение королём законов, удерживая монарха на пути истины. Долг вассала - оберегать и защищать своего сеньора от всякого зла, в том числе от зла, которое таиться в нём самом.
Политическая мысль нуменорцев двинулась следующим образом - поскольку тиран наносит вред всему сообществу (и себе самому), то оно может избавится от него, уничтожая подобно больному органу. Право оказывать сопротивление тирану воспринимается, таким образом, как один из видов наказания, которое Бог может на него наслать. Сопротивление тирану (и даже его убийство) начинает восприниматься не просто правомерным, но правильным и справедливым - поскольку тиран покушается на само "тело" Справедливости.
Но может ли монарх выбирать себе советников?
Этот вопрос стал основным в Гондоре со времён правления Ромендакиля II. Поскольку именно засилье при дворе "северян", стало одной из причин Межоусобицы. Практика наделения иностранцев ответственными должностями критиковалась. Причём мнение аргументировалось не столько отсутствием у них заинтересованности в благе и процветании Гондора, сколько плохим знанием законов и обычаев этой земли, а ведь именно знание и следование законам считалось базой для правильного управления государством
[20].
Сопротивление тирану предполагалось только всеобщей публичной акцией: «сообщество, которое имеет право назначать государя, может его низлагать или ограничивать его власть, если он впадает в тиранию, поскольку в этом случае он нарушает договор, заключённый со своим народом». И вообще убийство тирана должно осуществляться без ущерба для веры и чести
[21]. Таким образом, за сопротивление тирану не должен браться тот, кто связан с ним клятвой или обязательством хранить верность.
Примечания.
[1] На Видумави («Лесной деве»), дочери короля Рованиона Видугавии («Лесной житель») - «Она выучила речь и обычаи Гондора, а также пожелала, чтобы ее называли Галадвэн - ибо так переводится ее северное имя на синдарин».
[2] Заметим, что хотя лозунги восставших были против наследника престола, фактически это было восстание против правящего монарха - Валакара. Вернее его действий - именно он объявлял королевского наследника (с посещением Амон-Анвара), и передавал до своего ухода Корону Гондора наследнику согласно обычаю.
[3] Кстати, да - к дискуссии о существовании публичных домах в государстве дунэдайн.
[4] Ср. с проклятием Исильдура народу Гор.
[5] Разумеется, пришествия во Второй и Третьей Эпохах ещё не было (согласно Речам Финрода Андрет - оно ещё только предстоит), но вот с точки зрения «церковной истории», например Евсевия Кесарийского, история церкви началась до пришествия… вот такой казус.
[6] Как пример, можно вспомнить первоначальный закон о выборе человека на должность Наместника Гондора, до того как эта должность стала наследственной.
[7] "Исильдур оставил южное царство Менельдилу и его потомкам".
[8] Это была семья Верных (родственники князей Андуниэ), которая покинула Нуменор ещё до Низвержения и основавшая колонию в Бельфаласе в так называемой Земле Князя (Дор-эн-Эрниль) - каковой титул (эрниль) дал им Элендиль ("Короли Нумэнора могли жаловать землю своим приближенным, но могли и отбирать ее").
Вообще, можно сделать любопытное предположение о том, что "охтар" Исильдура, которого он отослал с мечом Элендиля, был как раз из этой семьи.
[9] Заметим - «He did not relinquish his royalty in Gondor, nor intend that the realm of Elendil should be divided for ever».
[10] Подробнее об этой точке зрения на раннюю историю Королевства в Изгнании я останавливался в заметке -
http://kryukov-a.livejournal.com/2009/04/10/ .
[11] См. эссе о «Реках и холмах-маяках Гондора» - ссылающегося на «Комментарии к топонимам Гондора» (Ondonóre Nómesseron Minaþurie), составленных видимо во время правления Менельдиля, и говорящих о современном ему населении Гондора.
[12] Из речи, вложенной в уста архиепископа Кентерберийского на коронации Иоанна Безземельного - "тонкий намёк" на племянника Иоанна Артура.
[13] Наконец, можно вспомнить и Ар-Фаразона - разумеется, королевским наследником он не был.
[14] Король Эарендур ушёл в 861 году Третьей Эпохи.
[15] «Долевое королевство».
[16] В английской передаче вестрона - princ.
[17] “Узнал Амандиль о намерениях короля и ужаснулся, ибо знал, что люди не могут победить Валар и что если не преградить путь этой войне, мир погибнет. Призвал он тогда сына своего Элэндиля и молвил так:
- Дни темны, и нет надежды людям, ибо Верных слишком мало. И потому решился я предпринять то же, что некогда предпринял предок наш Эарэндиль - поплыть на Запад, презрев все запреты, отыскать Валар, и, быть может, самого Манвэ, и молить его о помощи, пока еще не все потеряно...
- Но не значит ли это предать Короля? - спросил Элэндиль. - Ты ведь знаешь, что нас называют предателями и соглядатаями, но до сего дня это было ложью.
Отвечал Амандиль:
- Если б думал я, что Манвэ нуждается в таком посланце, я предал бы Короля. Ибо есть лишь один обет верности, от которого никто не может отречься. Но я буду лишь молить о милости для людей и об освобождении их от Саурона-обманщика, ибо хоть немногие из них все еще верны. Что до Запрета, уж лучше я буду наказан, чем весь мой народ погрязнет в грехе”.
[18] Я самым общим образом очертил грани этой проблемы в заметке «Consilium et auxilium» -
http://kryukov-a.livejournal.com/5982.html .
[19] "Kings of little kingdoms fought together, and the young Sun shone like fire on the red metal of their new and greedy swords".
[20] Заметим, что включение в народ Гондора "северян" оказало интересный эффект на развитие историографии: появился жанр бревиария, развивался новелльный жанр исторического сочинения. Но об этом эффекте мы поговорим как-нибудь в другой раз.
[21] Собственно на этом и "погорел" Кастамир: «Castamir had not long sat upon the throne before he proved himself haughty and ungenerous. He was a cruel man, as be had first shown in the taking of Osgiliath. He caused Ornendil son of Eldacar, who was captured, to be put to death; and the slaughter and destruction done in the city at his bidding far exceeded the needs of war. This was remembered in Minas Anor and in Ithilien; and there love for Castamir was further lessened when it became seen that he cared little for the land, and thought only of the fleets, and purposed to remove the king's seat to Pelargir».
Литература.
1. J.R.R. Tolkien «The Lord of the Rings» (электронный англ.текст);
2. J.R.R. Tolkien «Unfinished Tales of Numenor and Middle-Earth» (электронный англ.текст);
3. Дж.Р.Р. Толкин «Неоконченные предания Нуменора и средиземья»//Издано при участии неформального творческого объединения ТТТ,2002;
4. Дж.Р.Р. Толкин «Наследники Элэндиля» (пер. Анариэль Ровэн);
5. Дж.Р.Р. Толкин «Примечание об увеличении рассказа о Междоусобице» (пер. Анариэль Ровэн);
6. Азрафэль (Ольга Белоконь) «О верности Верных (или почему царь все-таки настоящий)»;
7. Азрафэль (Ольга Белоконь) «История формирования идеи королевской власти у дунэдайн».