Поздравляю, Алексей! Вот видишь - даже люди со стороны говорят, что ты на правильном пути!=) И всё-таки лично мне сложно из всех прочитанных за эти дни обсуждений сделать какой-либо определённый вывод.=) Особенно по поводу "программы" и "практики". "Вера, действующая любовью" - всё-таки, думаю, ни одного слова отсюда убрать нельзя. Такая вот нераздельная совокупность. Верую: Ты - Христос, пытаюсь идти к Тебе, действую по закону любви, данным Тобой. На пути (когда неправильная аскетика увела в прелесть? в гордость?) в какой-то момент начинаю неправо мыслить о том, во что я верю (зарождение ереси) и т.д. Дальше - у всех по-разному...=) Что тут из чего рождается и во что перерождается?=)
Вот именно, что "как" вплетается в конкретное "что", без этого "как" на спасение не работает, а в лучшем случае может только подвести к началу спасения, а может и не подвести
( ... )
Против ересей отцы бились насмерть, а чтоб за аскетические принципы сами по себе, чего-то и не припомню. Даже если и начинался спор с духовно-аскетических вопросов, как, например, исихастский, то все равно он сразу переходил в догматическую плоскость - практика Иисусовой молитвы вытекает из догматики, а без нее вряд ли она что-то значит. Какие-нибудь энтузиасты Иисусовой молитвы могут быть и среди католиков, и среди протестантов, и среди кого угодно.
В общем, мы ходим по кругу, а говорим по сути об одном и том же. Это я к чему спрашивал? енто вопрос о происхождении ереси, и опять получится, что аскетика как-то не так вплелась в догматику (или не вплеталась в догматику).=) А по поводу самзнаешького - у меня такого впечатления никогда не создавалось, потому что про догматику я узнавал из других источников, а вопросы аскетики для нашего времени у него, как мне кажется, излагаются "прямо в точку". Т.е. я никогда не изучал его наследие в системе. Для меня это, скорее, как прочтение писем игумена.=)
Ереси, думаю, зиждутся на ложных религиозных интенциях, на том, каков в душе баланс Боголюбия-миролюбия. Причем, миролюбие же может быть очень утонченным, не обязательно же только "ешь, пей, веселись". Все ереси - отвержение обожения, хотя формально само понятие может и не отрицаться, а толковаться все же в смысле большей или меньшей степени миролюбия, т.е. чтоб и рыбку съесть, и на лифте покататься))
Насчет "в самую точку" все больше сомневаюсь(( В основном все на здравом смысле - вещь хорошая, но сыт не будешь. Конечно, некоторые элементы и целые блоки надежны, но их все равно надо переставлять в другую систему - у тебя есть время, возможность и силы все это фильтровать и перекраивать? П
Поэтому лучше через второй источник (иг. Н.) сразу к первому - св. Игнатию., а через него к византийским и древним отцам.
Вообще, я считаю, что лучшая для этих целей книга в 20 в. - "Тайна Царствия Божия".
*"Тайна Царствия Божия"* полностью с тобой согласен.
*надо переставлять в другую систему* ещё раз повторяю,что знакомство у меня бессистемное, а то, что слышал по аскетике - сомнения не вызывает (по крайней мере то, о чём запомнил), хорошая отправная точка для перехода к св.Игнатию и отцам. Кстати, поймал себя на мысли, что даже по самзнаешькакомувопросу я его понял в своё время так, как считается правильным. С тех пор не переслушивал, потому и неудобств не испытываю.=)
От последней фразы веет нездоровьем. Впрочем, я не доктор, даже диагноз поставить не могу. Поэтому так - на уровне чувств. Хотя, понятное дело, я в прелести.=)
И всё-таки лично мне сложно из всех прочитанных за эти дни обсуждений сделать какой-либо определённый вывод.=) Особенно по поводу "программы" и "практики".
"Вера, действующая любовью" - всё-таки, думаю, ни одного слова отсюда убрать нельзя. Такая вот нераздельная совокупность. Верую: Ты - Христос, пытаюсь идти к Тебе, действую по закону любви, данным Тобой. На пути (когда неправильная аскетика увела в прелесть? в гордость?) в какой-то момент начинаю неправо мыслить о том, во что я верю (зарождение ереси) и т.д. Дальше - у всех по-разному...=)
Что тут из чего рождается и во что перерождается?=)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Красиво сказал, умеешь ты ето!=)))
а что привело к необходимости этих споров?
Reply
Против ересей отцы бились насмерть, а чтоб за аскетические принципы сами по себе, чего-то и не припомню. Даже если и начинался спор с духовно-аскетических вопросов, как, например, исихастский, то все равно он сразу переходил в догматическую плоскость - практика Иисусовой молитвы вытекает из догматики, а без нее вряд ли она что-то значит. Какие-нибудь энтузиасты Иисусовой молитвы могут быть и среди католиков, и среди протестантов, и среди кого угодно.
Reply
Это я к чему спрашивал? енто вопрос о происхождении ереси, и опять получится, что аскетика как-то не так вплелась в догматику (или не вплеталась в догматику).=)
А по поводу самзнаешького - у меня такого впечатления никогда не создавалось, потому что про догматику я узнавал из других источников, а вопросы аскетики для нашего времени у него, как мне кажется, излагаются "прямо в точку". Т.е. я никогда не изучал его наследие в системе. Для меня это, скорее, как прочтение писем игумена.=)
Reply
Насчет "в самую точку" все больше сомневаюсь(( В основном все на здравом смысле - вещь хорошая, но сыт не будешь. Конечно, некоторые элементы и целые блоки надежны, но их все равно надо переставлять в другую систему - у тебя есть время, возможность и силы все это фильтровать и перекраивать? П
Поэтому лучше через второй источник (иг. Н.) сразу к первому - св. Игнатию., а через него к византийским и древним отцам.
Вообще, я считаю, что лучшая для этих целей книга в 20 в. - "Тайна Царствия Божия".
Reply
полностью с тобой согласен.
*надо переставлять в другую систему*
ещё раз повторяю,что знакомство у меня бессистемное, а то, что слышал по аскетике - сомнения не вызывает (по крайней мере то, о чём запомнил), хорошая отправная точка для перехода к св.Игнатию и отцам.
Кстати, поймал себя на мысли, что даже по самзнаешькакомувопросу я его понял в своё время так, как считается правильным. С тех пор не переслушивал, потому и неудобств не испытываю.=)
Reply
Reply
Reply
Reply
Я не про человеческие отношения и чувства.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment