Leave a comment

krutitsy March 2 2010, 13:50:10 UTC
Вот именно, что "как" вплетается в конкретное "что", без этого "как" на спасение не работает, а в лучшем случае может только подвести к началу спасения, а может и не подвести.
Святые прежде чем начать созерцать Божественную реальность, не просто усиленно подвизались, а подвизались в соответствии с догматикой, т.е. даже если ориентировались в спокойные времена на каких-то конкретных подвижников, то все равно подвиг этих подвижников был уже включен в догматических контекст.

Догматы первичны всегда. Аскетика - вещь техническая (образ с обезьяной - если и преувеличение, то не в пылу полемики, а для наглядности.) Непонимание этого - следствие нашего многовекового адогматизма и пофигизма. А в нашем кругу - это еще плод влияния сам знаешь кого, когда набор (весьма произвольный, кстати сказать) нескольких четких аскетических правил, которые рассматриваются почему-то как фундамент, сочетается с полным произволом в догматике, которая рассматривается чуть ли не как декор - в общем, все с ног на голову.

Уверен, что в наше время значение догматики еще выше. Можно было спокойно подвизаться за спиной у св. Игнатия (он очень догматичен, кстати) - хотя сначала нужно было выбрать именно его, а не кого-то другого! - веря, что в случае чего он подправит мне и умострой, и саму мою практику.
А когда, как Святитель писал, на Моисеевом седалище книжники и фарисеи, мне самому нужно быть всегда в тонусе, чтоб не оказаться неизвестно где.

Reply


Leave a comment

Up