"Ты - Христос, Сын Бога Живаго". "Блажен ты.., ибо не плоть и кровь открыли тебе это, а Оец Мой". "Вера, действуемая любовью" - это не плод наших субъективных восприятий и переживаний, а действие Духа. "Куда идти" - это не плод моих аскетических усилий, а данное свыше Откровение. Христос есть Путь, наш архетип. И этот путь неизменен и независим от того правильно я по нему иду или нет. Этот архетип непогрешимо описан в догматах. Прп. Симеон НБ говорит, что святые созерцали догматы как Божественную реальность, а потом нам описывали ее в словах. Мы должны следовать к Христу в соответствии с этим описание, а не произвольно. А КАК наиболее эффективно следовать на этом пути, это уже область аскетики.
Гордость (прелесть) это не плод одного только неправильного "как", а это результат "как", обязательно включенного в неправильное "что". Как православный может стать гордым, если он из догматики знает, что он творение из ничего, он не бытийствен сам по себе, "пшик" и его нет; если он знает, что спасение - это не плод его усилий (ересь Пелагия), не тварное совершенство, а обожение, дар Божий, приобщение к совершенству нетварному, Самому Богу по энергии, и тварное не производит спасения. Такое понимание перепрограмирует саму мою аскетику - я понимаю, что речь не о достижении мной каких-то вершин, а об устранении во мне препятствий для обожения. Бог-то хочет в меня войти, а во мне такая помойка, что войти Ему просто некуда. Поэтому когда я начинаю эту быть аскетом, я на уровне программы (догматики) застрахован от гордости - какая уж гордость, если не на Олимп восхожу, а помойку свою разгребаю. И т.п. Способы разграбания помойки (аскетика) у разных людей могут быть технически разными, даже у одного и того же человека они разные на разных этапах, а архетип - неизменный.
В действительности мы всегда имеем дело с конкретным догматическо-аскетическим синтезом. Когда мы говорим про Лойолу или прп. Иоанна Лествичника, мы говорим не об отвлеченных аскетических принципах, а об аскетической практике, работающей в соответствии с определенной догматической программой.
А у нас получается, что главное подвизаться (техника), а программа дело наживное. Но крутых аскетов можно найти где угодно, а надо быть аскетом православным, т.е. чтобы аскетика была включена в православную, а не еретическую программу. (Копты-монофизиты вон подвизаются в благочестии, как люди говорят, получше нашего, и наверняка у них там все отвечающее критериям современного "православного" благочестия есть и даже с лихвой.
А слова "вера, действуемая любовью" могут иметь тысячи интерпретаций, я выбираю (или сам себе придумываю) одну и она меня программирует на определенную деятельность. Ум - возничий, он направляет мою деятельность, а не наоборот. Выбор интерпретации - это выбор и пути и способа его прохождения.
Т.е. догматика, как ни крути, первична. История великих споров в Церкви - это история догматических споров. С аскетикой, еще раз повторю, разбирались более менее и язычники, а вот куда ее пристроить - вопрос вопосов.
Сравнение. Где-то закопано сокровище. Разобраться, чем копать и как, может в общем-то и обезьяна. Что толку если мы будем копать, где попало - в лучшем случае физически окрепнем, а сокровища-то не добудем. Нужна карта Флинта))
"Вера, действуемая любовью" - это не плод наших субъективных восприятий и переживаний, а действие Духа. "Куда идти" - это не плод моих аскетических усилий, а данное свыше Откровение. Христос есть Путь, наш архетип. И этот путь неизменен и независим от того правильно я по нему иду или нет.
Этот архетип непогрешимо описан в догматах. Прп. Симеон НБ говорит, что святые созерцали догматы как Божественную реальность, а потом нам описывали ее в словах. Мы должны следовать к Христу в соответствии с этим описание, а не произвольно.
А КАК наиболее эффективно следовать на этом пути, это уже область аскетики.
Гордость (прелесть) это не плод одного только неправильного "как", а это результат "как", обязательно включенного в неправильное "что".
Как православный может стать гордым, если он из догматики знает, что он творение из ничего, он не бытийствен сам по себе, "пшик" и его нет; если он знает, что спасение - это не плод его усилий (ересь Пелагия), не тварное совершенство, а обожение, дар Божий, приобщение к совершенству нетварному, Самому Богу по энергии, и тварное не производит спасения.
Такое понимание перепрограмирует саму мою аскетику - я понимаю, что речь не о достижении мной каких-то вершин, а об устранении во мне препятствий для обожения.
Бог-то хочет в меня войти, а во мне такая помойка, что войти Ему просто некуда. Поэтому когда я начинаю эту быть аскетом, я на уровне программы (догматики) застрахован от гордости - какая уж гордость, если не на Олимп восхожу, а помойку свою разгребаю. И т.п.
Способы разграбания помойки (аскетика) у разных людей могут быть технически разными, даже у одного и того же человека они разные на разных этапах, а архетип - неизменный.
В действительности мы всегда имеем дело с конкретным догматическо-аскетическим синтезом. Когда мы говорим про Лойолу или прп. Иоанна Лествичника, мы говорим не об отвлеченных аскетических принципах, а об аскетической практике, работающей в соответствии с определенной догматической программой.
А у нас получается, что главное подвизаться (техника), а программа дело наживное. Но крутых аскетов можно найти где угодно, а надо быть аскетом православным, т.е. чтобы аскетика была включена в православную, а не еретическую программу. (Копты-монофизиты вон подвизаются в благочестии, как люди говорят, получше нашего, и наверняка у них там все отвечающее критериям современного "православного" благочестия есть и даже с лихвой.
А слова "вера, действуемая любовью" могут иметь тысячи интерпретаций, я выбираю (или сам себе придумываю) одну и она меня программирует на определенную деятельность. Ум - возничий, он направляет мою деятельность, а не наоборот.
Выбор интерпретации - это выбор и пути и способа его прохождения.
Т.е. догматика, как ни крути, первична. История великих споров в Церкви - это история догматических споров. С аскетикой, еще раз повторю, разбирались более менее и язычники, а вот куда ее пристроить - вопрос вопосов.
Сравнение. Где-то закопано сокровище. Разобраться, чем копать и как, может в общем-то и обезьяна. Что толку если мы будем копать, где попало - в лучшем случае физически окрепнем, а сокровища-то не добудем. Нужна карта Флинта))
Reply
Leave a comment