Фрагмент перевода эссе
Лукаша Лигети "Секретные инструменты, секретная цель". Очень смело и по-хорошему бескомпромиссно - хотя есть откровенно спорные моменты, конечно. Что-то подобное на эту тему крутится у меня в голове последние несколько лет - именно поэтому, дойдя до этого фрагмента, я испытал ощущение, сходное с ударом по голове.
Не менее отвратительны и ожидания приезжих фанатов африканской музыки, жаждущих услышать нечто «аутентичное». Что это вообще значит - «аутентичное»? Я испытываю безграничное уважение к труду музыковедов - в конце концов, именно на нём зиждется большая часть моего музыкального карточного домика. Однако любая традиция развивается, чтобы, в конце концов, исчезнуть, уступив место новой традиции. Я недолюбливаю выражение «традиционный музыкант», однако, за неимением лучшего, буду использовать его, подразумевая тех музыкантов, чьё мировоззрение и мастерство в значительной степени проистекает из определённой традиции, что даёт основание идентифицировать их в рамках той или иной культуры. Однако это вовсе не значит, что они испытывают (или должны испытывать) чувство протеста против «атак» «чужеродных» культур, или же должны ограничивать себя выразительными средствами исключительно «их» культурной среды. Более того, я не доверяю требованиям, согласно которым в основе какого-либо культурного контекста должно лежать исключительно наследие предков. Я никогда не понимал фразы «моя культура». Я - потомок венгерских евреев, которые, едва не погибнув во времена Гитлера и Сталина, эмигрировали в Австрию. Я получил интернациональное воспитание, ходил в интернациональные школы, а теперь проживаю в Соединённых Штатах - и могу с гордостью сказать, что у меня нет «моей культуры». Но, даже если считать, что мой случай является исключительным, чистых культур не существует, а тем, кто считает, что их этническая принадлежность или место рождения делает их носителями определённой культуры, неплохо было бы подумать о том, как эта фальшивая гордость и узколобость соотносится с тем, что происходило в ушедшие исторические эпохи. Я встречал африканцев, не знающих истории Африки; европейцев, ничего не знающих о Европе; африканцев, которые были серьёзными экспертами в итальянской литературе; американцев, знающих практически всё о Японии и абсолютно ничего - о футболе. Культура - не в крови, а в голове, в мыслях, и у каждого человека есть свой собственный взгляд, свой собственный способ понимания этого мира. Бессмысленно группировать людей по каким-то мнимым характеристикам. В мире нет большинства: есть лишь мы, каждый из нас.