Наблюдаемый ныне процесс упадка и разложения великой американской демократии у одних вызывает злорадство, у других - ужас и предвкушение близкого конца света. И все без исключения уверены, что вслед за деградацией внутренней политики последует падение мирового влияния Америки. Она или поскромнеет до уровня Бразилии, или вообще рассыплется на несколько враждующих царств. Понятно, что доказать обратное сегодня невозможно, и случиться может всякое. Но я бы предостерег людей, которые считают грядущий «уход Америки в отставку» чем-то уже гарантированным и самоочевидным. Если обратиться к историческим аналогиям, то у нас перед глазами есть пример Рима, где за «упадком Республики» последовал не крах государства, а, наоборот, «восход Империи». Подчиненные элиты, которые в первой половине I века до н.э. радовались римским неурядицам и предвкушали скорое освобождение от римской гегемонии, были удивлены, когда после череды гражданских войн власть Рима над ними только усилилась, и при этом они утратили те рычаги влияния на римскую политику, которые имелись у них в эпоху коррумпированной Поздней Республики.
История Рима в II-I вв. до н.э. наводит на мысль, что деградация внешней и внутренней политики - это необходимый этап при трансформации гегемонистской республики в Мировую Империю. Бабочка, чтобы вылупиться, должна порвать оболочку куколки. То, что мы видим сегодня в Америке, может оказаться (хотя и не обязательно) не «болезнью к смерти», а кризисом роста.
В другом месте я уже подробно объяснял, почему мировой гегемон на этапе перехода от Гегемонии к Мировой Империи должен «дебилизировать» свою внешнюю политику и «иррационально» столкнуть в хаос мир, который ему, казалось бы, уже подвластен (см.
«Ницшеанство мирового гегемона»). Это произошло с Римом с середины II в. до н.э., и это произошло с Америкой после 1991 г. На первый взгляд, для элиты государства №1 самый простой, безболезненный и экономный способ превратить свою гегемонию в Мировую Империю - это договорным образом встроить элиты №2, №3, №4 и т.д. в некую вертикальную иерархию, приняв их в качестве вассалов вместе с их «уделами» на условиях частичной автономии. Но если выстроить Мировую Империю путем простой федеративной кооперации, наподобие средневековой Священной Римской Империи Германской Нации, то в распоряжении подвластных элит останется слишком много ресурсов. Встраиваясь в Империю, они получают возможность объединить эти ресурсы и консолидироваться против центральной элиты. Последняя, наоборот, в это время может ослабеть, взваливая на себя «бремя Империи». В итоге периферийные элиты перехватят власть, а потомки тех, кто создавал Империю, окажутся на положении подданных. Простой и максимально безболезненный для всего мира путь строительства Империи может оказаться для элиты гегемона путем в никуда.
Цель элиты государства №1 - не само по себе строительство Мировой Империи «любой ценой» и «во благо всего человечества», а такая Империя, где править будут потомки этой элиты, хотя бы несколько первых поколений. Иной подход был бы идиотизмом, которого можно ожидать от простодушных дурачков, но не от хищника №1, который коварством и силой нагнул весь мир и добился гегемонии. Нетрудно понять, что организация Мировой Империи в формате СРИГН не заканчивает для элиты №1 борьбу за мировое господство, а переводит ее в более опасное русло. Эта элита теперь вынуждена тратить свои силы и авторитет на решение общеимперских задач и нести ответственность за благосостояние даже тех доменов, где заправляют элиты №2, №3 и т.п. Последние, напротив, могут все свои ресурсы направлять на интриги и козни против Центра, а все проблемы своих уделов списывать на неадекватность центральной власти. При этом имперская элита теряет возможность применять против собственных доменов те неограниченные средства насилия, которые она легко могла бы применить против зарубежных государств. Одно дело - «бомбить Хиросиму», и совсем другое - «бомбить Воронеж», - это потеря авторитета и свидетельство слабости. Выход здесь только один: еще на этапе трансформации элиты №2, №3, №4 и прочие серьезные конкуренты должны быть уничтожены, их активы должны быть конфискованы в пользу элиты гегемона, их суб-империи должны быть расформированы, а исторические центры консолидации этих суб-империй - выжжены до тла и посыпаны солью. Именно так начал вести себя Рим с середины II в. до н.э., когда, закончив фазу подчинения Средиземноморья, перешел к фазе уничтожения уже покорившихся бывших противников и слишком сильных младших партнеров. За редкими исключениями, в период трансформации были ограблены и расформированы все старые элиты имперского и национального уровня, и Средиземноморье было атомизировано до уровня отдельных муниципалитетов и слабых региональных ассоциаций. В нашу эпоху масштабы увеличились, и американцам будет достаточно деструкции мира до уровня автономных регионов и региональных элит, с уничтожением всего, что уровнем выше.
Следует понимать, что элиты №2, №3 и т.д. - эти коварные «выживальщики», которые ранее уже успели вовремя капитулировать, сделались младшими союзниками или вассалами гегемона и вовсе не хотят нарываться на уничтожение. Наоборот, подобно Карфагену после 2ПВ, они до последнего будут стелиться ковриком, чтобы избежать малейшего повода для экзекуции. По этой причине внешняя политика гегемона на этапе трансформации не может быть продолжением той же мудрой, гибкой и привлекательной для вассалов политики, которую он вел на этапе завоевания мирового господства. Сами можете представить, какого уровня хаотизации должна достигнуть мировая политика и политика США, чтобы американцы получили предлог, например, убить 100 верхних семей Японии, разделить между американскими нобилями их конфискованные активы, сбросить на Токио и Осаку термоядерные бомбы, а затем превратить страну в конгломерат независимых регионов. А именно это (по примеру римлян) придется проделать над Японией и над всеми другими бывшими крупными державами, чтобы их старые и опытные элиты впоследствии не оттерли американцев от рычагов управления Мировой Империи. Чтобы получить возможность атаковать собственных как бы «вассалов» и как бы «верных союзников», гегемон в своей внешней политике должен превратиться в невменяемого идиота, который отдает противоречащие друг другу приказы, каждым своим решением сеет хаос и толкает мир к катастрофе, придирается к любой мелочи, с целью затеять драку и безжалостно раздавить. Внешний наблюдатель при этом видит, что «элита гегемона деградировала и поехала крышей», и нередко делает ошибочный вывод, что «недолго им осталось господствовать».
Такой «деградации» должна подвергнуться не только внешняя, но и внутренняя политика гегемона, как происходило и в Риме в тот же самый период. Республиканские институты власти, заточенные на соблюдение баланса интересов в рамках границ национального государства, не подходят для управления Мировой Империей. Представьте, что все страны мира превратились в провинции «Большой Америки», и американские политики и чиновники стали высшей инстанцией при решении любых вопросов, возникающих в любой точке земного шара. Это значит, что в тот же момент все деньги мира устремятся на подкуп американских политиков и чиновников. Физически они все еще будут американцами, но по факту превратятся в лоббистов периферийных элитных группировок, действуя вопреки интересам центральной имперской области. Это неизбежно закончится либо крахом государства, либо перехватом власти бывшими подчиненными элитами.
Если элита гегемонистской республики нацелена на сохранение власти за своими собственными потомками, то на этапе перехода к Мировой Империи она должна дополнить республиканские институты неким полновластным внешним «модератором». Не случайно, ключевая идея римской политической философии на этапе трансформации Гегемонии в Империю - это необходимость мудрого «наставника» или «модератора» (буквально - «tutor et moderator rei publicae»), поставленного надзирать за республиканскими институтами и компенсировать присущие им слабости и крайности. Наиболее тщательно эту тему разработал Цицерон в трактате «De re publica», опубликованном накануне войны Цезаря и Помпея. И хотя партия Цицерона проиграла, а самому политику отрезали голову, его убийцы в полной мере воспользовались его политической доктриной. Принципат в эпоху Октавиана был не монархией, а именно «республикой с модератором», где продолжали функционировать все традиционные республиканские институты, включая народные выборы (далеко не «чисто формальные» в ту эпоху).
Как и в случае внешней политики, внутренняя трансформация не может быть мирным и гладким процессом, и переход от «чистой республики» к «республике с модерацией» неизбежно сопровождается хаосом и гражданской войной. Те группировки элиты, которые получают больше всего бонусов от контроля над институтами республики, будут сопротивляться введению модерации. Для них это будет потерей не только власти, но и коррупционных доходов. И даже если при счастливом стечении обстоятельств они на какое-то время смирятся с модерацией (например, чтобы совместно противостоять опасным отщепенцам типа Катилины, Цезаря или Антония), в любой момент это согласие может быть нарушено, и они используют свои колоссальные ресурсы, чтобы свергнуть модератора. В этом смысле не основательна надежда Цицерона на то, что при победе Помпея (вокруг которого объединилась большая часть элиты) переход к модерации мог бы совершиться малой кровью. Силы, на время сплотившиеся вокруг Помпея, с утратой общего врага неизбежно перегрызлись бы между собой, и последующие войны были бы не менее разрушительными, чем войны Цезаря и его наследников. По-видимому, переход к модерации невозможен без истребления, ограбления и запугивания большей части элиты. Не случайно мудрый и гуманный (в других случаях) Октавиан начал свое восхождение к власти с казни не только своих политических противников, но и, в совокупности, 2300 богатейших римлян («по списку Forbes»). Их активы были конфискованы и использованы для вознаграждения приспешников и солдат. При этом сам формат репрессий обеспечил максимальный удар по сословным ценностям и психике римской элиты. Любой раб мог отрезать голову своему олигарху (с криком «Аллах Акбар!» или без такового), принести ее куда следует и получить взамен свободу и солидное вознаграждение. Удар по экономике был колоссальный (как если бы сегодня разграбить все банки и перебить топ-менеджмент), но зато устрашающий эффект обеспечил принцепсам несколько поколений спокойного правления. А когда дело было сделано, Октавиан достал методичку, написанную казненным Цицероном, и стал править умеренно, мудро и справедливо.
Американцам при переходе от Республики к Империи тоже вряд ли удастся избежать гражданской войны, отрезанных голов и репрессий «по списку Forbes». Причем, как и в случае Рима, внутриамериканская гражданская война вполне может выплеснуться за границы США. Напомню, что римские гражданские войны середины I в. до н.э. наиболее ожесточенный и затяжной характер приняли на территории бывших держав-конкурентов Рима (особенно Македония и владения Карфагена в Африке и Испании) и нанесли этим регионам колоссальный ущерб. В ходе этих войн к Риму был присоединен богатейший Египет, верхушка которого вздумала поиграть на внутриримских противоречиях и втянулась в борьбу римских фракций. Таким образом, запланированная «деградация» внутренней политики превратилась в фактор, усугубляющий хаотизацию внешней политики и наносящий дополнительный ущерб старым неримским элитам.
Впрочем, Египту повезло: он был включен в Империю целеньким, без грабежа и разорения, при этом сохранили свои позиции местная бюрократия и египетское жречество. Некоторые современные мыслители последующее этнокультурное перерождение и упадок Рима (включая победу авраамизма над исконной античной культурой) как раз и связывают с подрывной деятельностью египетской элиты, которая оказалась слишком могущественной внутри Империи. Американцы, с самого начала своей истории внимательно изучавшие опыт Рима, это обстоятельство наверняка учтут и никаких «недобитков» не оставят. Шанс на выживание получат только элиты регионального уровня, а все, что выше и амбициознее, будет тщательно вычеркнуто из реальности.
В американскую культурную матрицу, как и некогда в римскую, встроена аллергия на монархизм, поэтому введение модерации вовсе не означает учреждение царского трона прямо в ближайшие годы. В Риме промежуточный режим принципата продержался три века. В Америке, с ее религиозным населением и религиозным стилем поведения даже образованной верхушки (вспомним культуру политкорректности и новую охоту на ведьм), институт модерации вполне может принять теократические формы. Представьте себе фанатичный религиозно-военный Орден радикально-протестантского толка, который имеет полномочия прямо и неподсудно реагировать на все, что его Верховному Магистру кажется «угрозой исконным американским ценностям». Американская культура уже изобрела нечто подобное в лице Ордена джедаев из культовой эпопеи «Звездные войны».
Итак, резюмируем. Все те непотребства и глупости, которые Америка сегодня совершает во внешней и внутренней политике, вполне могут оказаться аспектами трансформации от Республики к Империи. Планировать «как здорово и привольно мы будем жить в мире без Америки» еще рановато. Полезно, напротив, заготовить на всякий случай план «как нам выживать, когда мягкая американская гегемония сменится на твердую поступь Всемирной теократической Империи».
Предыдущие тексты о будущем США.
О тенденции к гражданской войне:
(2017)
Гражданская война только ускорит строительство Американской Империи(2020)
Америка: Судная Ночь уже близко(2020)
Америка снова становится великой(2020)
Всемирная Американская Империя будет советской О будущем Америки в глобальном контексте:
(2014-2015)
Ницшеанство мирового гегемона (в 10 частях) (2017)
Америка как «Третий Рим». Неожиданная актуальность историософии Ницше(2017)
«Римскость» США в западной социально-политической мысли(2017)
Деградация по римскому шаблону(2017)
Лидер Христианского Мира(2017)
Интернационализация американской власти Американо-российские отношения:
(2017)
Как им обустроить Россию. Футурологическое послесловие к «Ницшеанству мирового гегемона»(2017)
Место России в глобальной Американской Империи(2017)
Ядерная война отменяется