Бог: Он или Оно?

Feb 25, 2010 10:46

Мы тут спорили как-то намедни о том, является ли Христианский Бог всё-таки по существу личным Богом, или же Он в конечном пределе внешен по отношению к личностности. Понятно, что в унитарных системах (Индуизме или Каббале) Бог превосходит все понятия, включая личностность, существование, или, например, благость, поскольку в Нём все противоположности - бытие и небытие, свет и тьма, личное и безличное - снимаются, то есть перестают быть приложимы. А в Христианстве?

На первый взгляд кажется, что библейский Бог недаром явился перед Моисеем как "Аз Есмь". Кажется, что наш Господь - по существу Есть, и при этом по существу - "Аз", то есть обладает Бытием, и при этом является Личностью. Но может быть это просто исторический аспект, который нужно превзойти, как мы превзошли, допустим, племенного Бога? Или, хуже того, может быть личностность и приоритет бытия (аксиома бытия) относятся лишь к Богу Являющемуся? Может быть Откровение, в конечном итоге, говорит только о свойствах самого Откровения, а не о свойствах Бога, предельно апофатического, и лишённого всяких свойств? Удалось ведь каббалистам как-то преодолеть откровение Яхве из горящего куста (это наша с ними общая традиция); так может быть и нам нужно вслед за Псевдо-Ареопагитом утверждать снятие различения бытия и небытия в Боге?

Мне кажется, дело здесь, как впрочем и всегда, в терминологии. Очевидно, что Бог не имеет "свойств" в нашем обычном понимании, поскольку Он не является объектом - и, стало быть, не может быть постигнут как объект. Любой объект позволяет обобщение, а Господь трансцендентирует все потенциально возможные обобщения, поскольку Он внешен по отношению к любому бытию, составляя самую суть бытия - саму ткань бытия. Если рассуждать снизу-вверх, индуктивно, то о Нём в самом деле нельзя высказать никакого истинного или ложного суждения (построить предикат). О Нём можно лишь строить аллегории. И в этом смысле нельзя даже утверждать, что Он существует, поскольку Он делает возможным сам факт существования - Он являет нам феномен существования - а не ограничивается конкретным в-мирным выражением этого феномена.

По знаменитому высказыванию Евагрия Понтийского (одобренному Церковью под именем другого святого!) - как свет освещает и являет нам всё, и как нам не нужно освещать его каким-то другим светом, чтобы увидеть его, так и Господь являет нам все вещи, и нам не нужен другой свет, чтобы увидеть Господа. Господь и есть свет по существу.

Но как раз в этом смысле "утверждения о Господе" можно читать и другим способом. Не как предикаты, и даже не как аллегории, а как первоначальные (базовые, основополагающие) явления различных качеств этого тварного мира. Когда мы говорим, что Бог есть - мы всего лишь утверждаем, что есть в этом мире такое свойство, понятие и умение - "быть". "Бог есть" - значит и что-то ещё есть - значит это не "игра" кругом, не иллюзия; а есть что-то, поддерживающее, подпирающие этот мир снизу, некое изначальное бытие. Если мы говорим, что Бог добр - мы утверждаем, что доброта в пределах этого мира действительно существует. Что это не конвенциональное практическое понятие, которое может использоваться в отдельных мелких случаях, но которое при этом релятивно и бессильно в "мировом масштабе", и не может быть индуктивно обобщено, а, напротив, что этичность - это онтологическое свойство мира, градиент, указывающий нам из этого мира на трансцендентного Бога. "Бог добр" - это в переводе на общедоступный язык означает всего лишь "добро существует, причём далее в тексте мы всегда будем называть добром то, что приближает нас к Богу". Когда мы говорим, что Господь любит нас - мы таким же точно образом утверждаем существование любви - в этом мире - как принципиальной, мирообразующей реальности (а не, допустим, интроспективного восприятия популяционно-видовых стратегий!). Утверждения о свойствах Бога не определяют Бога. Они определяют свойства!

И в этом же смысле утверждение "Бог - это личность" означает всего лишь, что понятие личности также является для нас одним из принципиальных. Личность - это я, это ты, и называя Бога личностью - мы на самом деле "всего лишь" утверждаем своё и твоё богоподобие. Мы утверждаем, что наше субъективное ощущение "себя" не является математическим фокусом, а отражает некую важную реальность.

И если так - то неудивительно, что в восточных религиях Бог в пределе воспринимается как безличный. Это не оттого, что они Бога иначе мыслят, а оттого, что они иначе мыслят личность! Для индуиста "личность" в гораздо большей степени условна чем для человека западной культуры; это лишь иллюзия, присущая одному из звеньев цепи перерождений. Карма существует, как природный закон, как каузальное движение вперёд, в пределах бесконечного мирового цикла. Личность же - по большому счёту, не существует. Логичного завершения этот стиль мышления достигает в буддизме, где личность - лишь ускользающий, абсурдный поток изменчивых дхарм; где восприятие собственной не-личности составляет предмет одного из основных озарений.

Немудрено, что с такой интуицией мира индусы полагают Бога вне-личным! Это не иное восприятие Бога. Это именно что "всего лишь" иное восприятие себя.

библия, алогика, творение, откровение, мысли, гностика

Previous post Next post
Up