Недавно в моем сетапе появился новый усилитель мощности Fosi V3 Mono. Точнее сразу два усилителя, т.к. это моноблоки. Главная тема - сверхнизкая цена, чуть больше 10 тыс. за штуку. Давайте расскажу о своих впечатлениях об этих новых китайцах.
Предыстория
Я уже больше года живу с усилителем Arcam SA30. В нем есть встроенные стример, ЦАП и самое главное румкоррекция Dirac Live. В целом он меня устраивает, но аудиофильский зуд все равно есть. Тут два момента. Первое. Хочется попробовать усилители с более высокими объективными характеристиками в плане искажений, шумов и демпинг фактора. Второе. Проверить, можно ли жить без Дирака, будет ли заметное ухудшение баса без него.
Недавно мне дали на несколько дней погонять комбайн
Wiim Amp на TPA3255. По сравнению с Аркамом я был приятно удивлен удобством стриминга в экосистеме Wiim. Звучание TPA3255 мне тоже понравилось, но с одной оговоркой. Мощности Wiim для моих акустики и большой комнаты явно было недостаточно. Без Дирака я тоже смог прожить эту неделю, подровняв бас параметриком Виима.
Но эксперимент был не совсем корректный. Аркам я отдавал на время теста. Вместе с Wiim Amp его не удалось погонять. Вот бы сравнить в лоб, а не по памяти. И тут как раз удалось купить хайповые моноблоки от Fosi на все том же TPA3255. По измерениям они сильно превосходят мой SA30. При этом выдают аркамовскую мощность, чего мне не хватало в других китайцах и Вииме. С учетом скромной цены, почему бы не попробовать?
Внешний вид
Смотрятся довольно скромно. Просто две мелкие, безликие коробочки. Из-за крохотных размеров они не скрывают кабели. Сзади торчит пучок проводов и режет глаз. Хочется убрать моноблоки подальше или чем-то прикрыть, но нельзя. Они дико греются. А вот диод более-менее. Цвет не ядовитый и яркость умеренная.
Сами моноблоки - это еще полбеды. В пару к ним идут два гигантских блока питания с двумя толстыми кабелями на каждом. Я взял БП Aiyima 48 В 10 А GaN (нитрид галлия). Это буквально кирпич по размерам. Непонятно, как весь этот багаж разместить на моей компактной стойке, чтобы одновременно были вентиляция, эстетика и минимум наводок. К счастью, сами БП в отличие от моноблоков почти не греются.
На фото только один БП из двух.
Функциональность
В каждом моноблоке есть один балансный вход XLR/TRS и один RCA. Также пара выходов под акустику. Терминалы очень дешманские на вид. Кроме дырки под бананы, есть и возможность подрубить лопатки или голый кабель. Контакт с бананами весьма плотный - это хорошо.
Регулятора громкости нет. Fosi - чистый усилитель мощности. Но есть переключалка гейна для RCA на 25 и 31 дБ. Для балансного входа он постоянный 21 дБ.
Пульт, понятное дело, отсутствует. Включается тумблером. Триггерного входа нет. Зато есть режим автовключения и выключения по сигналу на входах. Выключается через 10 минут после простоя. Работает это дело относительно стабильно. Но в этом режиме жрет довольно много энергии в "выключенном" режиме и теплый на ощупь. Standby тут довольно условный.
Усилитель в D-классе. Модуль усиления TPA3255 от американской Texas Instrument. Применена матрица PFFB для устранения родового косяка TPA3255 - зависимости АЧХ от импеданса акустики.
Есть два вида родного блока питания и три варианта подключения. Один 48 В / 10 А с разветвителем на два моноблока, два 48 В / 5 А на каждый, или два 48 В / 10 А. Последний - самый дорогой. У меня БП сторонние. Два Aiyima 48 В 10 А GaN, в теории должен быть лучше родных.
Кроме БП в случае с Fosi V3 Mono можно поиграться и с операционными усилителями. Производитель не стал их впаивать намертво. И даже выложил рекомендации по их замене и влиянию на общую схему усиления.
https://support.fosiaudio.com/hc/en-us/articles/33329687302297-The-V3-Mono-has-three-op-amps-What-does-each-one-do-And-if-l-want-to-get-abetter-sound-which-one-should-l-change И последнее замечание. Довольно быстро вскрылось, что Fosi накосячили с полярностью подключения. На V3 Mono с датой выпуска до начала августа 2024 она перепутана. Лечится это элементарно - перестановкой акустического кабеля, красный к черном терминалу и наоборот. Но тем не менее у общественности изрядно подгорело от такого детского косяка.
Производителю пришлось каяться и обещать исправить это в новой ревизии. У меня уже исправленная версия.
https://support.fosiaudio.com/hc/en-us/articles/35730754097689-Official-Statement-Regarding-the-Inverted-Phase-of-the-V3-Mono Метааналитика обзоров
Китайцы за год выпускают несколько десятков новых бюджетных усилителей D-класса. Казалось бы, очередной безликий Chi-Fi. Но Fosi V3 Mono в конце весны 2024-го поднял мощный хайп на Западе. После обзоров выяснилось, что тут уникальное сочетание высокой мощности с хорошим звуком и при этом по крайне низкой цене. Отчасти причина интереса и из-за формата моноблоков. Для аудиофила - это что-то с намеком на высокое качество звука.
Давайте разберем обзоры. Заодно сравним с моим усилителем Arcam SA30 за примерно семикратный ценник.
АмирЭринАрчимаго Очень хорошие результаты для 4 Ом. При балансном подключении THD+N держится ниже сотни на широком диапазоне мощности от 5 до 75 Вт. Даже на 200 Вт искажения и шумы очень низкие (-85 дБ).
Аркам до такой чистоты звука не дотягивает. Да, его средний синад 85 дБ - это отличный результат для усилителя. Но Fosi еще лучше. По графику видно, что клиппинг у Аркама фактически начинается на 160 Вт. Т.е. V3 еще и мощнее. Если брать формальный критерий 1% THD+N на синусе 1 кГц, то и тут Fosi чуть мощнее Аркама (240 против 220 Вт).
Демпинг фактор Fosi V3 Mono 140. Конечно, хотелось бы условных 200, с которым можно не беспокоиться о влиянии импеданса акустики. Но у Аркама демпинг фактор вообще 70. Еще плюсик для Фоси.
Самый больной вопрос для всех владельцев усилителей на TPA3255, что там с АЧХ? Для примера Wiim Amp на ВЧ и верхней середине очень зависим от импеданса акустики. С моими Kef R3 Meta из-за этого был небольшой окрас в сторону высветления звука.
Ну, не самый линейный усилитель. Впрочем, кривизна ниже слышимого уровня, чуть позже это проверим. Главное, что нет заметной зависимости от импеданса, спасибо PFFB. На самом деле небольшая есть, Амир просто забивает на ее проверку на реальной акустике. Но по другим обзорам в очень скромных размерах (до 0,2 дБ). У Аркама несмотря на G-класс примерно также из-за низкого демпинг фактора.
Вроде все хорошо. Но это пока мы не посмотрим на ВЧ. Экстремально низкие на 1 кГц перекрестные искажения идут на взлет ближе к 20 кГц.
Гармонические искажения на 15 кГц почти, как у лампового усилителя. Так. Но мы же не слышим гармоники от исходной частоты 10 кГц и выше? Как бы да. Но осадочек остается. Ради объективности скажу, что и Аркам на ВЧ также наваливает искажений по сравнению с 1 кГц.
До этого мы рассматривали балансное подключение. Мне также актуален RCA вариант. На него обзорщики, скажем прямо, подзабили. Но из того, что можно накопать, этот вариант подключения явно хуже. Если на XLR Fosi очень хорош, то на RCA превращается в довольно заурядный по современным меркам аппарат. При этом с гейном на 31 дБ он заметно хуже, чем на 25.
На RCA растут гармоники, появляется шум от БП, заметно выше перекрестные искажения. Тут уже близко к Аркаму или Wiim Amp. Если смотреть на конкурентов Fosi V3 Mono от Topping (PA5 II, PA7, PA7 Plus), то там такой заметной деградации RCA по сравнению с XLR нет.
У Арчи разница с балансным подключением 10 дБ на 1 Вт. У Амира эта деградация тоже видна, с RCA ухудшение в синаде порядка 6 дБ на 5 Вт. Получше, но он измерял с двумя БП и на более высоком выходе.
Перекрестные искажения на RCA входе значительно выше.
Заурядный на RCA - не значит плохой. В синаде 80-90 дБ нет никакой катастрофы на слух. Просто на рынке полно усилителей с такими характеристиками. Моноблоки от Fosi тут никак не выделяются. Аудиофилам, которые хотят выжать максимум качества из V3 Mono, стоит использовать XLR вход.
Что по питанию? Тут есть три основных варианта: два БП по 5А, один БП 10 А с разветвителем, два БП по 10 А. Амир измерял первый вариант, Арчимаго второй. Он также проверял третий вариант. Чудес тут нет. Два лучше одного, а два более мощных еще лучше. В порядке ухудшения качества:
1. 2 х 10 А
2. 2 х 5 А
3. 1 х 10 А
Измерения в моем сетапе
Я посравнивал микрофоном свой сетап с Arcam SA30 и с Fosi V3 Mono. Источник, ЦАП и пред
Wiim Pro Plus. RCA подключение, гейн 25 дБ. Для XLR подключения взял ЦАП и пред SMSL RAW-MDA1, транспорт все тот же Виим. Акустика
Kef R3 Meta. Аркам без румкоррекции, Wiim без параметрика. SMSL и Wiim оба с синадом далеко за сотню, т.е. по качеству превосходят Фоси и не являются узким местом при проверке даже с учетом деградации при регулировке громкости.
Arcam - синий график
Fosi RCA - зеленый
Fosi XLR - красный
Начал с АЧХ. Заметен ли небольшой подъем (см. выше) на ВЧ у Fosi? Не заметен, и вообще по тональному балансу оба усилителя абсолютно идентичны с моими акустикой и комнатой. Небольшая разница на 550 Гц - это внешний шум во время измерения. Т.е. количество баса, ВЧ и средних, их баланс между собой полностью совпадают у таких разных усилителей.
Гармонические искажения. Снова полное равенство с Аркама и RCA/XLR Fosi. Это к теме фиксации некоторых граждан с ASR на низких искажениях. Сетап все равно играет по своему худшему компоненту. Как правило, это акустика. И, вот, нафиг нужны все эти синады за сотню для усилителя?
Для понимания, мои Kef R3 Meta - одни из самых чистых полочников на рынке, близкие к хорошим студийным мониторам по искажениям на высокой громкости. И все равно, они не дотягивают даже до Аркама. И тем более не способны раскрыть -100 дБ THD+N Fosi на XLR. В общем, было полезно снять мой невроз на тему всех этих синадов и еще раз убедиться, что в моем случае хватает аркамовских 85 дБ для прозрачности.
Дефиниция (т.е. четкость звука) тоже под копирку. Конечно, это скорее характеристика комнаты, но мало ли.
Самое интересное на низах. Из-за низкого демпинг фактора Аркама я грешным делом думал, что в некоторых проблемах с басом может быть виновата не только моя комната. Но нет. Аналогичный вопрос к Fosi. Нет ли там какого-то размытия, задержек или гула по сравнению с большим усилителем? Ответ - нет. Контроль полностью идентичен Аркаму. Спектрограмма Fosi XLR ниже. На первый взгляд явный косяк на 40 Гц?
Но абсолютно такой же есть и у Аркама. Это мода моей комнаты, от усилителя она не зависит.
Я также провел сравнение Аркама с включенным Дираком и Fosi с параметриком Виима. Здесь уже разница заметна. С Дираком хвост Аркама на 40 Гц затух, выровнялись задержки.
Fosi XLR с параметриком Виима. Стало ровнее по задержкам, но хвост на 40 Гц все равно остался.
Последнее, что проверил - это мультитон на 80 дБ и громче в точке прослушивания. Для Аркама такой уровень - это примерно середина на ручке громкости. Чуть выше моего обычного уровня прослушивания. Мультитон - сложный сигнал для усилителя, похожий на реальную музыку. Этакий стресс-тест на гармонические и перекрестные искажения, а также на шумы. В идеале между пиками должны быть максимально ровные и глубокие провалы.
Я перемерял мультитон несколько раз за три дня, этот график очень чувствителен к внешнему шуму. Но картина в общем не изменялась. Fosi чуть хуже Аркама особенно в диапазоне 2-6 кГц. Разница незначительна, всего пару-тройка дБ, но тем не менее. Занятно, что XLR и RCA подключения почти под копирку. Зато большой усилитель несмотря на более низкий синад на простом синусе на сложном сигнале все-таки оказался лучше. Для сравнения отмечу, что Wiim Amp вообще провалил этот тест.
Тут можно порефлексировать на тему, что весь этот рейтинг ASR, построенный на синусе 1 кГц на 5 Вт, плохо отражает реальность и скорее некая абстрактная писькомерка. А - на практике высокий синад нивелируется акустикой, а низкий маскируется на слух на реальной музыке и не влияет на звучание кроме совсем экстремально плохих значений. Б - он не показывает, как ведет себя усилитель на обычной (или чуть выше) громкости на более сложном сигнале, коим является реальная музыка.
Мой микрофон, установленный в точке прослушивания, не заметил значительной разницы между Arcam SA30 и Fosi V3 Mono. Понятно, что разница сильно нивелируется акустикой, у которой все характеристики значительно хуже этих двух усилителей. Но мне интересен именно конечный результат в точке прослушивания. Да, на мультитоне Fosi чуть хуже, но при этом Аркам - это здоровенный G-класс и стоил на момент выхода примерно 2500$.
Субъективные впечатления
Слушал Fosi V3 Mono на RCA c Wiim Pro Plus. На XLR c SMSL RAW-MDA1, транспорт тот же Wiim. Напомню, что у меня два БП GaN 48 В / 10 А. Т.е. самый топовый вариант по питанию. Акустика Kef R3 Meta. Довольно тугая по чуйке и не самая простая в плане импеданса. Мой обычный уровень прослушивания 70-75 дБ.
Упругий, контроллируемый низ. Копает глубоко. В общем, не зря класс D сплошь и рядом ставят в сабы. Малыши на низах очень хороши. Параметрик Wiim неплохо отработал, но не смог победить мою главную проблему - гул на 40 Гц. Такой низкий бас есть не во всех записях. Но, если есть, то преимущество Аркама с Дираком над связкой Fosi-Wiim очевидно на слух.
Я еще с Топпингом PA5 выяснил, что мне нравится подача СЧ у TPA3255. Wiim Amp также подтвердил это. Такая же история и с Fosi. Очень гладко и при этом чисто льется. Несмотря на эту гладкость тут отличная детализация. Fosi хорошо очерчивает средний диапазон без потери в натуральности и перехода в сухость или резкость, при этом подача нейтральная, без подкрашивания.
ВЧ я разглядывал буквально под лупой. По измерениям выше тут Fosi не самый топ. Но, признаться, никаких явных искажений или проблем с послезвучиями я не услышал. Показалось только, что у Fosi есть некоторый крохотный перекос в аналитичность по сравнению с Аркамом. Но опять-таки эта разница крайне мала и мне такая подача скорее нравится, тут дело вкуса.
По сцене все абсолютно одинаково с Аркамом. Ну, ожидаемо. Сцена от усилителя не зависит. Если он, конечно, исправен, т.е. не имеет заметного разбега в АЧХ и других параметрах по каналам. Fosi исправен (если учесть перепутанную полярность), так что тут все отлично за исключением нюансов, которые вносит моя расстановка. Играет широко и масштабно. Глубина и разделение инструментов не топовые, но все равно хорошо читаются. Середина эффектно выдвинута вперед.
Аналогично по динамике. Как по микро, так и макро. Придраться особо не к чему даже на сложных вещах для БСО. Конечно, при включении Дирака, Аркам становится ритмичнее на треках с глубоким и быстром басом. Но без него паритет.
На малой громкости, пожалуй, предпочту Fosi Аркаму. С моноблоками чуть больше деталей. На высокой громкости (85 дБ и выше), где Wiim Amp уходил в компрессию, V3 держится на равных с Аркамом. Занятно, что формально разница в максимальной громкости между моноблоками Fosi и Wiim Amp всего порядка 3 дБ. Но даже этот небольшой запас оказывается критичен.
По поводу мощности. У Аркама и Фоси они примерно одинаковые (220 и 240 Вт на 4 Ом). Почему же моноблоки на максимуме играют примерно также, как Аркам на середине ручки громкости? У Фоси какие-то китайские ватты?
Многие путают мощность и громкость. Громкость - это гейн, мощность - пространство до перехода в клиппинг. Усилитель с гейном 30 дБ и мощностью 50 Вт будет громче усилителя с гейном 20 дБ и мощностью 1000 Вт. Если вы прочитали на форумах про "китайские ватты", то это глупость конечно.
У Аркама очень высокий максимальный гейн (44 дБ), конечно, он играет громче, чем 25 дБ Фоси, при равном уровне входа. Я переключил на 31 дБ и в этом случае уже ближе. Но что-то пошло не так с этим гейном. На слух звучание стало менее вовлекающим и приятным. Возможно, просто мой
confirmation bias, что низкий гейн - это чище. Но у нас сейчас время для субъективной оценки. Дадим волю когнитивным искажениям. Очевидно, это касается и всего раздела выше.
Признаться, я ожидал от Фоси, какого-то явного прироста в детальности и чистоте звука, расширении динамического диапазона. Но, не выстрелило. Т.е. все отлично, но и Аркам так умееет. И здесь результаты прослушивания совпали с проверкой по микрофону. Как я уже писал выше, узкое место тут акустика. Даже с учетом, что мои R3 Мета - очень высокого качества.
Если подытожить все, что выше, то вынося за скобки аркамовский Дирак, вообще не уверен, что отличил бы эти усилители в двойном слепом на обычной для меня громкости 70-75 дБ. Что важно, и на большей громкости, где мои прошлые TPA3255 начинали сдуваться, моноблоки играют очень прилично. Тапок в пол, а машина Фоси продолжает ехать плавно и не терять управляемости.
Пожалуй, это первый усилитель на 3255, к которому нет никаких вопросов по звуку. Играет по-взрослому на любой мощности в пределах паспортной. А она тут очень серьезная. Недавно я сравнил моноблоки с Tоpping PA7 Plus на том же модуле. И, Топпинг показался на волосок получше, но при этом он значительно дороже Fosi.
Итоги
Как видите, малыши Fosi достойно держались на фоне более дорогого Аркама, пока я там не включил Дирак. Казалось бы, прекрасный результат за такой скромный бюджет. Но давайте посчитаем. У Аркама в цене кроме усилителя мощности сидит гораздо больше функционала. Тут уже есть пред, ЦАП, АЦП, стример, фонокорректор и DSP с Дираком. Если все это сложить и попробовать собрать такой же паровоз на основе V3 mono, то его преимущество в цене уже не столь очевидно.
Для меня также важен момент эстетики и удобства, и с этим у Fosi V3 Mono явная проблема. По сравнению с Аркамом мы имеем плюс одну розетку, плюс три кабеля и еще два огромных кирпича БП. Это не считая дополнительных коробочек со своими кабелями: стримера, ЦАПа и преда, которые теперь стали нужны. При этом моноблоки еще и прилично греются. Я готов со всем этим смириться, но только при условии явного превосходства менее удобного сетапа, пусть даже он и дешевле.
Опять-таки, Fosi V3 Mono - это не что-то уникальное в мире Chi-Fi. У того же Topping есть большой выбор бюджетных усилителей (линейка PA5 и PA7), которые измеряются лучше (особенно на RCA), да еще с регулятором громкости и всего с одним кирпичем БП. В минус - дурная слава Топпинга в плане надежности после катастрофы с первой версией PA5.
Но давайте, абстрагируемся от сравнения с другими усилителями. В этом случае, если вас не угнетает вся эта лапша из кабелей и паровоз из коробочек, то вы получите вполне приличный звук и неплохую мощность за сверхнизкую цену. Fosi V3 Mono - отличная основа для качественного сетапа. Причем, основа хоть и бюджетная, но которая раскроет гораздо более дорогие акустику и источники.
(c) kolllak.livejournal.com