Компания Linkplay продолжает пополнять линейку Wiim. В прошлом году к стримерам добавился усилитель Wiim Amp. Но Amp - это не только усилитель, а целый комбайн. Внутри такая же функциональность, как у стримеров Pro. Т.е. сетевой проигрыватель, ЦАП, АЦП и DSP. Расскажу о своих впечатлениях об усилителе Wiim Amp.
Мой основной усилитель - с
комбайном Arcam SA30. Wiim Amp я взял на время у знакомого. Чисто для расширения кругозора. Было интересно послушать хайповый бюджетный аппарат и сравнить с моим в пять раз более дорогим.
Wiim Amp - усилитель класса D. Он построен на основе модуля TPA3255. У меня уже был китайский усилитель Topping PA5 на этом же модуле. И он оставил самые приятные впечатления. А вот с экосистемой Wiim я не знаком, было интересно погонять в плане удобства.
Внешность
Компактный аппарат, размеры 19х19 см. Примерно, как китайцы D-класса. Но китайцы любят к крошечному усилителю прицепить огромный гроб внешнего БП. У нашего американца БП встроенный. Смотрится современно и привлекательно. Но, скажем так, несолидно на фоне других компонент в стойке. Дизайн слегка игрушечный. Больше про лайфстайл. Но зато WAF фактор на максималках.
На морде только одна многофункциональная крутилка. Есть удобная индикация громкости. Все диоды с очень правильной, приятной подсветкой. В комплекте идет пульт, но даже не распечатывал его, т.к. приложение для телефона очень приличное.
Входы
Линейный RCA
Чисто аналогового тракта у Wiim Amp нет. Линейный вход всегда цифруется через АЦП и передается на ЦАП. АЦП такой же, как у Wiim Pro Plus. Есть настройки битрейта оцифровки до 192/24. Производительность неплохая. Синад порядка 90 дБ. Это близко к CD качеству, и намного лучше винила (в лучшем случае 60 дБ).
К сожалению, как и в Плюсе, АЦП не переваривает вход выше 2 В. Искажения сразу резко растут. Так что лучше подключать источники с выходом менее двух вольт. У винила, как правило, ниже. А вот у ЦАПов или CD может быть чуть выше.
Оптика
Тут все стандартно до 24/192. Джиттер крайне низкий по измерениям, т.е. вход качественно реализован. А вот коаксиального входа нет.
HDMI Arc
Только для стерео. Долби и DTS потоки не поддерживаются. На форумах встречаются негативные отзывы об этом подключении. Похоже, что дружит не со всеми телевизорами. Но я лично не проверял.
USB-A
Только для внешних носителей, комп не подключить. Форматы FAT32, NTFS, EXT1. Внешний жесткий диск может не потянуть, нужно дополнительное питание.
Двухдиапазонный Wi-Fi и кабель LAN.
Bluetooth
Кодеки SBC (в т.ч. XQ) и AAC.
AirPlay 2
Аудиофил покривит носом, а его жена с айфоном скажет спасибо. Удобная штука для владельцев техники от Apple.
Выходы
4 разъема для подключения акустического кабеля. Поддерживают все три вида коннекторов: лопатки, бананы и голый кабель.
Один RCA выход под сабвуфер.
Вот это отличная тема, хотя и жаль, что только один выход. Важно, что можно настроить частоту среза для основной акустики (High-Pass) с точным шагом (30-250 Гц). Т.е. легче сшивать саб и можно разгрузить усилитель от прокачки низа на колонках. Во многих усилителях, в т.ч. в моем Аркаме, с этим делом полный идиотизм. High-Pass фильтра нет, только Low-Pass.
Также можно настроить задержки, фазу (два положения) и уровень сигнала. В общем, Linkplay нам как бы намекает, не зря мы так старались с удобным подключением сабвуфера, попробуйте трифоник. В общем, тут Wiim - молодцы.
USB-A
Да-да. У Wiim Amp есть не только вход, но и цифровой выход на USB. Т.е. можно его использовать не как усилитель, а как стример-транспорт. Поток выдавать через USB на внешний ЦАП. Если вам нужен Wiim Ultra только, как USB-транспорт, то можно сэкономить и взять Amp.
Bluetooth
На вывод Bluetooth тоже работает. Например, можно подключить к Wiim Amp беспроводные наушники. Кодеки такие же, как и для входа, т.е. SBC (в т.ч. XQ) и AAC.
AirPlay
Выходной поток также можно направить на приемник с AirPlay.
Приложение и стриминг
Из всех моих бывших семи стримеров приложение Wiim Home - самое удобное и быстрое. Да, у меня не было аппаратов на BluOS, который все хвалят. Но по отзывам у Wiim даже лучше. А по сравнению с аркамовским убожеством MusicLife тут вообще другая лига. Я разобрался с интерфейсом минут за пять, все очень интуитивно. Работает стабильно, скорость отклика приличная, обновления с новыми фишками выходят регулярно.
В приложение встроена куча стриминговых сервисов и интернет радио. Просто топ по количеству сервисов и подключений. Chromecast, AirPlay 2, DLNA, Tidal Connect, Spotify Connect и Roon Ready. Понравилось, что есть общий поиск по стримингу и домашней коллекции. В приложении куча встроенных сервисов. Например, Qobuz, Deezer, Tidal. Радио: Paradise, TuneIn, vTuner и множество других.
Много настроек звучания, что обычно нехарактерно для бюджетников. Можно поиграться с параметрами входов и выходов, использовать регулятор громкости, есть несколько видов эквалайзера и т.д.
Веб интерфейса нет. Но есть десктопные приложения под Мак и Винду, довольно унылые. Если прям очень нужно управлять с компа, то лучше Roon, либо эмулятор того же Андроида.
ЦАП
Установлен сябровский старичок ES9018Q2M. Репутацию этому чипу подпортили ранние реализации ЦАПов. Но затем с ним научились работать и появилось много примеров прозрачных (SINAD > 100 дБ) ЦАПов на его основе.
Общая картина хуже, чем у Pro Plus на 4493. До уровня Плюса Amp не дотягивает (см. ниже). Понять, какой тут вклад именно ЦАПа, а не усилительной части, невозможно. Все входы и выходы проходят через него. Но, как минимум, известного косяка 9018 - роста перекрестных искажений на середине (ESS-hump) по измерениям незаметно.
Эквалайзер
Как мы знаем, АЧХ акустики и комната гораздо больше влияют на звук, чем нюансы звуковой сигнатуры усилителя. Последнее время я слушаю свою систему только с включенной обработкой сигнала для минимизации влияния обоих факторов. У меня был усилитель Lyngdorf 1120, а сейчас Arcam SA30, которые имеют встроенные средства румкоррекции и эквализации.
Эти комбайны стоят в разы больше, чем Wiim Amp. Тем не менее и бюджетный усилитель от LInkplay предлагает нам способ улучшить звук в комнате и подровнять акустику. В Wiim есть готовые пресеты эквалайзера, графический эквалайзер и самое важное - параметрик.
Пресеты и графический - вещь бесполезная, а вот параметрический - это очень круто. Для меня - это убойная фишка Wiim Pro. У параметрика 10 полос. Этого вполне достаточно. В наличии все нужные настройки. Добротность, полоса, тип регулировки (параметр, верхняя и нижняя полки). В августе вышла прошивка с параметриком на каждый канал.
С помощью микрофона Umik-2 и REW я выровнял в параметрике Wiim основные проблемные места в АЧХ. Старался не превышать гейн в 6 дБ и не лезть выше 500 Гц. Другое дело по звуку даже с учетом, что делал на скорую руку. Конечно, эквалайзер не правит задержки и затухания, но и простое выравнивание баса сильно повышает его качество на слух. Тем более, что главные проблемы моей комнаты с гулом - ниже 40 Гц, а такой низкий бас есть не во всех записях.
Красный график - АЧХ в моей комнате без эквалайзера, синий - после эквализации в Wiim. Разница очевидна. В общем, Wiim позволяет получить любой звук на ваш вкус, а также исправить явные проблемы комнаты и акустики. Конечно, надо не забывать про
общие правила эквализации, чтобы не испортить звучание несмотря на формально более ровную АЧХ.
DSP у Wiim Amp такой же, как в
стримере Wiim Pro Plus. И мы знаем, что с реализацией эквалайзера в линейке Wiim есть нюансы даже после исправления явных косяков первых прошивок. Запаса по перегрузке здесь маловато, всего 1 дБ. С учетом небольшой общей мощности усилителя я не стал бы выкручивать гейн больше +3 дБ. На всякий случай можно поставить лимитер громкости по формуле 3 дБ гейна = 5% лимитера.
Румокоррекция
Совсем недавно в Wiim Amp появилась своя румкоррекция. Но у меня две плохие новости:
1. Коррекция проводится только с помощью... микрофона телефона.
2. Румкоррекция в Wiim Amp - это просто автоматическая настройка эквалайзера. Никаких FIR и прочих продвинутых штучек. Это вам не Dirac или RoomPefect, увы.
Более опытным аудиофилам проще и точнее настроить параметрик с помощью измерительного микрофона и REW. Но аудиофил с микрофоном и не будет покупать Wiim Amp. Поэтому ради эксперимента я решил прогнать такой вариант "народной" коррекции на Айфоне.
Выбираем целевую кривую. Я взял кривую от B&K, можно также поставить Хармана или просто плоскую (зачем?). Видим, что с моей модой на 40 Гц коррекция успешно справилась. Далее до 200 Гц все отлично. Но выше уже пошли странные вещи. Это не B&K, увы. В общем, я ограничился бы диапазоном до 200-300 Гц, т.е. до условной частоты Шредера. Там румкоррекция Wiim Amp отработала очень хорошо.
Коррекция сильно зависит от микрофона вашего телефона. Лучшие результаты дает IPhone. Ниже картинка именно с него. На Андроиде у меня получилось хуже.
Метааналитика обзоров
Новые продукты от Linkplay вызывают повышенный интерес. Все ждали, какую же производительность покажет их усилитель. После Wiim Pro Plus ожидания были очень высокими. Бюджетный стример показал полную прозрачность, в т.ч. и на аналоговом выходе. Т.е. это настоящий Hi-End за копейки в части звука, как на цифре, так и по аналогу. А как же себя показал усилитель?
Обзоры Wiim Amp:
АмирЭринСтереофилы Фланкер Из обзоров выше видно, что по искажениям и шумам результаты не топовые, но достойные. В рейтинге усилителей по этому критерию (более 650 позиций) Wiim Amp занял 150-е место. Для сравнения мой Arcam SA30 - 180-ый. Если смотреть на таких монстров, как Yamaha A-S3200 (350) или Michi X5 (370), то по сравнению с ними по чистоте звука Wiim значительно лучше.
Общественность была слегка разочарована после превосходного Pro Plus с синадом 115 дБ. Но на мой взгляд, виимовские 80-90 дБ на самой ходовой мощности вполне ОК. Условный уровень прозрачности для усилителей - в районе 85 дБ (
Что такое прозрачность?). Т.е. разницы между Wiim и топовыми усилителями с синадом под сотню дБ на практике не будет слышно. В конце-концов ваша акустика вряд ли раскроет синад выше 60 дБ.
Вторую порцию негатива Wiim Amp получил за родовой косяк модуля 3255. У него довольно сильная зависимость АЧХ от импеданса акустики. Вот тут у многих бомбануло. Все-таки 1 дБ - вполне уловимая ушами кривизна на ВЧ и тем более на верхней середине. Ее наличие подтверждается всеми обзорами выше. Почему Linkplay пожадничали на PFFB (упрощенно, обратная связь для выравнивания АЧХ), зная о такой особенности модуля?
Низкий импеданс акустики на ВЧ - Wiim будет темнить, высокий - ярчить. Но давайте снова будем реалистами. 1 дБ на реальной музыке не слишком заметная разница, а 0,5 вообще не слышны. К тому же у Виима есть эквалайзер, можно в нем накрутить любые ВЧ.
Вернемся к искажениям. Максимум ручки громкости у Wiim на цифровых входах точно соответствует паспортным 60/120 Вт. Очень удобно и безопасно для акустики. Т.е. в теории, крутанув ручку на максимум, мы не уйдем в клиппинг. Но, как мы знаем, индустриальный стандарт - измерение мощности на чистом синусе на 1 кГц. Для сигналов с более высоким крест-фактором типа мультитона или музыки паспортной громкости от акустики на первом ватте усилителя мы не получим.
И тут интересный момент. На 5 Вт перекрестные искажения у Wiim очень низкие. Амир обычно этим и ограничивается. А если мы хотим выжать из Виима условные 100 Вт, т.е. прибавить к амировской громкости еще этак +12 дБ? Этим вопросом озадачился Эрин. И выяснил, что уже на 90 Вт у Wiim резко взлетают перекрестные искажения на мультитоне. Фланкер перепроверил и получил сходные результаты.
Простой синус - чистый на максималке, но возможна деградация звучания на реальной музыке, если мы будет наваливать громкости ближе к крайнему положению ручки? Ну, все-таки мультитон из 64-х сигналов - это слишком жестко. Из-за высокого крест-фактора такого сигнала его пики сильно превышают RMS, т.е. средний уровень. Тем не менее - это тревожный звоночек, крест-фактор реальной музыки тоже выше синуса.
Видно, что Wiim Amp на сложном сигнале ушел в клиппинг уже на 87 Вт вместо паспортных 120.
Может показаться, что как-то много компромиссов. Но тут дело в том, что Wiim Amp разобрали буквально по винтикам. Если такое внимание было бы к любому другому усилителю, думаю, накопали бы косяков не меньше. Зато благодаря такому тщательному анализу мы знаем, как получить из Wiim Amp хороший звук:
1. Не подключать к линейному входу источники с высоким выходом (более 2 В).
2. Не крутить эквалайзер в плюс слишком сильно (условно +3 дБ и выше).
3. Не наваливать громкости более 80-90%.
4. Не ставить в пару слишком яркую акустику.
5. Подумать о сабе.
Измерения в моем сетапе
У меня акустика Kef R3 Meta. Довольно тугая по чуйке и со сложным импедансом для усилителя. Ситуация усложняется расстановкой. До акустики более 4-х метров! Т.е. одного ватта для получения паспортных 86 дБ мне явно недостаточно. Про крест-фактор тоже не забываем. Я же не синусоиду слушаю.
По факту для обычного комфортного прослушивания (70-75 дБ) приходится ставить громкость процентов на 60-70. Я крутанул ручку на до конца ради эксперимента. Оказалось, что на максимуме слушать можно, хотя это довольно громко. И, скажу, что мне уровень дискотеки для соседей от Виима не понравился. Искажений не услышал, но начинает ощущаться определенный уровень компрессии.
Аркам мощнее почти в два раза (220 Вт против 120 Вт), т.е. должен играть на 3 дБ громче. Формально по цифрам очень скромная разница. Но это почти в два раза громче. И по факту разница очень заметна. С ним можно получить более высокий уровень звукового давления без явной деградации звучания.
Т.е. в теории у Wiim запаса по мощности (т.н. headroom) остается немного. Если запись с большим динамическим диапазоном, а не 3 дБ, как в современном мастеринге, то можно уехать в клиппинг. С винилом с низким выходом еще хуже, тут даже громкость на максимум - это вполне терпимый уровень. Да, я слушаю чуть тише. Но запаса на аналоговом входе у меня, получается, еще меньше.
Давайте сравним, как ведет себя моя система с Wiim Amp и Arcam SA30 на мультитоне, если его скармливать на 90-95% от максимума на ручке Wiim. Для Аркама такой уровень громкости меньше половины возможной. Измерения в точке прослушивания на акустике микрофоном по RTA, не могу ручаться за 100% точности. Чисто для иллюстрации.
На самом чувствительном для слуха диапазоне Wiim хуже на 10 дБ. Хмм. При этом до 1 кГц - паритет. На высокой мощности бас начал подъедать качество верхней середины? Та самая компрессия? Из этого графика виден и еще один нюанс. Виимовские 90-95% громкости - это всего 82 дБ при А-взвешивании на сложном сигнале. Вывод - не стоит слушать Wiim Amp на громкости близкой к максимуму на ручке.
Перейдем к следующему больному вопросу - поведению Wiim Amp на ВЧ. Субъективно звучание кажется слегка такое праздничное. После Аркама есть ощущение, что ВЧ немного приподняты особенно на линейном входе. Понятно, что проблемы тут большой нет. Параметрик в помощь. Но тем не менее.
Измерял методом MMM в точке прослушивания и неодновременно. Отсюда некоторый разбег. Но сколько бы я не делал измерений, картина оставалась похожей. От 2 кГц и выше Wiim Amp стабильно показывал чуть большую яркость (1-2 дБ). Я умываю руки. Это слышно ушами, это улавливает микрофон на розовом шуме.
Думаю, что из-за этого отличил бы Wiim Amp в двойном слепом тестировании от своего Аркама или другого усилителя без зависимости от импеданса. Более того, видел у Эрина результаты такой A/B проверки, и, действительно, окрас Wiim был слышен даже в слепом тесте. Дальше уже дело вкуса.
Мне этот окрас скорее понравился. По графику видно, что ровные ВЧ, как у Аркама и Кефов, в моей комнате слишком валятся на расстоянии 4 м от акустики. Виимовский небольшой подъемчик на слух мне ОК. Но, если у вас яркая акустика, да еще и с высоким импедансом на ВЧ и слушаете ближе моего, вот тут будут вопросы.
Ради интереса глянул по микрофону, что происходит на низах. Нет ли размазни и других косяков. Радикальных отличий от Аркама нет. Как в части АЧХ, так и с точки зрения затуханий, т.е. контроля акустики на низах. До 100 Гц Wiim очень хорош за вычетом комнатных проблем, от 100 до 200 Гц спектрограмма чуть лучше у SA30.
Субъективные впечатления
Итак, я проверил основные сомнительные моменты в усилении. В остальном Wiim вполне адекватный усилитель по всем объективным данным. На этом можно было бы и закончить. В обзорах по ссылкам выше есть вся исчерпывающая информация о звучании.
Но все-таки отложим измерения экспертов и мой микрофон и послушаем. Субъективно, конечно, на восприятие давят низкая цена, несолидный внешний вид, использование модуля усиления любимого китайцами и устаревшего ЦАПа. Начинаешь искать, где же тут подвох даже, если придерживаешься объективистского подхода (
Кто такие объективисты?).
Но признаться, за несколько дней, что Wiim Amp гостил у меня, я подвоха не обнаружил. Как минимум, с моей акустикой Kef R3 Meta и обычной громкостью прослушивания радикальной разницы в классе с Arcam SA30 без коррекции не ощущается. Если уж совсем честно, то Wiim мне показался даже приятнее. Какое-то ощущение, что Аркам чуть мутнее, хочется ему прибавить громкости до уровня прозрачности Wiim. Причина, конечно, не в мнимой худшей детальности Аркама, а скорее всего в крохотном подъеме Wiim на ВЧ с моей акустикой.
Но зато SA30 выходит вперед, если у Wiim навалить громкости ближе к его пределу (где-то от 90% и выше). Появляется ощущение некоторого дискомфорта, перекоса или компрессии в звуке. Аркам на этом же уровне громкости наоборот выходит на некий пик своего звучания, натуральность подачи не теряется. Впрочем, я так громко очень редко слушаю.
Если сравнивать c собратом по 3255 Topping PA5, то здесь наоборот, кажется, что Wiim помягче. PA5 был более резкий и детальный. Делаю скидку на то, что эхоическая память - вещь ненадежная, а Топпинг был у меня больше года назад и сразу после лампового мутныша. Да, и источник+ЦАП у меня тогда были более высокого уровня, чем встроенные в Wiim.
Если абстрагироваться от моих других усилителей, то Wiim Amp вполне годный по звуку, когда я не насиловал его в плане громкости. А слушал я в основном не слишком громко (70-75 дБ). У него довольно высокая детальность, но не переходящая в сугубую аналитичность. Подача слитная, зернистости или синтетики нет.
На треках со сложным басом все хорошо. Контроль на низах приличный. Басовые партии отлично читаются, там где не гадит моя комната. Всегда, когда слушаешь таких малышей, удивляешься, как они могут басить, не хуже, а порой и лучше в плане скорости, чем наши огромные аудиофильские коробки. А вот так, оказывается. Не зря сейчас D-класс в сабы пихают сплошь и рядом.
И, тут выстрелил параметрик. Я в нем выровнял диапазон до 300 Гц. Сразу добавилось разборчивости. Увы, мой длинный хвост затухания на 40 Гц "румкоррекция" Wiim не в состоянии обрезать. Пришлось с этим жить. Еще раз повторюсь, что румкоррекция здесь - фикция, чисто подровнять АЧХ. Но даже простое причесывание диапазона 40-300 Гц дало отличный эффект на слух.
Середина натуральная. Показалось, что несколько смягченная. Первый план выдвинут вперед, эффектно подает. Этот диапазон очень понравился, прям кайфово. ВЧ с послезвучиями, разборчивые. Слегка островаты по сравнению с серединой, но в меру. Воздух в записи прилично передает.
Понятно, что сцена - это запись, акустика и комната, у исправных усилителей она идентична, но мало ли. Сцена широкая, звук открытый. По глубине без вау-эффекта, но разделение по планам читается. Здесь все упирается в мою расстановку. Из тех усилителей, что слушал у себя - все отлично в сравнении.
Динамика средняя, но адекватная. Я, конечно, избалован Дираком, который "ускоряет" бас в моей комнате. Без него немного непривычно. Делаем скидку на этот фактор.
Перед сложными треками со стеной звука не пасует. Я редко слушаю металл или БСО, но с Wiim пару часов погонял. В кашу точно не лепит, как минимум, на умеренной громкости.
Один день я целиком посвятил винилу. Хотелось выяснить, как АЦП и ЦАП портят аналог. Ответ - никак. С удовольствием прослушал с десяток пластинок. Да, выход с моего винилового тракта довольно слабый. Пришлось крутануть громкость выше, чем у цифровых источников. Но зато гарантия, что я не увел АЦП в клиппинг.
На тихой громкости по измерениям THD+N в районе -70 дБ, т.е. похуже по сравнению с оптимальной мощностью. Но думаю, важнее уровня искажений и шумов то, что у Wiim есть параметрик, который позволяет подогнать тональный баланс под кривые равной громкости. Т.е. для ночного прослушивания можно сваять хорошую тонкомпенсацию.
Итоги
Wiim Amp произвел положительное впечатление. Функциональное, удобное, быстрое, безглючное приложение. Полноценный стриминг, Roon. Компактный размер и приличный дизайн. Подключение сабвуфера и High-Pass фильтр для основной акустики. Шикарный параметрический эквалайзер. На обычной для меня громкости (70-75 дБ) объективный уровень прозрачности и субъективно высококачественное звучание.
Из недостатков - в первую очередь скромная мощность. Для объемных комнат (25 м, например), при большом расстоянии до колонок (3-4 м) и тугой акустики ее может не хватить, если вы любитель слушать громко. Второй момент - это оцифровка аналогового входа, можно было бы ее сделать опциональной для аналоговых пуристов и источников с лучшим качеством, чем АЦП/ЦАП Wiim.
А теперь о главном. Цена на Wiim Amp чуть больше 30 тыс рублей! Это сразу обезаруживает любого критика. Соотношение цена/качество тут сумасшедшее. Играет на свои деньги точно не про него. Да, некоторые безликие Chi-Fi усилители за эти деньги выдают еще больше качества. Но стильный американец бьет их наповал своим функционалом.
Если поразмышлять, то какое же применение можно придумать этому малышу? Думаю, в первую очередь это отличная альтернатива более дорогим брендовым комбайнам (усилитель, ЦАП и стример в одном аппарате) с небольшой выходной мощностью 50-75 Вт на 8 Ом. Для примера Roksan Atessa, Marantz PM7000N, Denon Ceol, Hegel H95 и т.п.
Также Wiim Amp хорошо заменит связку с отдельными бюджетными стримером, ЦАПом и усилителем. При условии, конечно, что усилитель близок по мощности к виимовской. Скажем, начальные Rotel или Denon с каким-нибудь Bluesound Node.
Wiim Amp уделывает примеры выше удобным приложением, эквалайзером, правильным выходом на саб, сетевым функционалом и низкой ценой. Еще и звучит во многом интереснее. В общем, если у вас ограниченный бюджет и вы ломаете голову, как выжать из него максимум звука и функционала, то Wiim Amp - очень интересный вариант.
(c) kolllak.livejournal.com