Представляю обзор всех основных достопримечательностей Суздаля. Количество интересных мест в этом древнем городе огромно. Я постарался выделить только самые интересные места с кратким описанием и картой.
В данном рассказе-путеводителе собраны только основные достопримечательности Суздаля. У меня в жж есть более подробные рассказы об интересных местах Суздаля и прогулки по городу. Рекомендую ознакомиться для более полного представления о городе по ссылкам ниже:
Достопримечательности Суздаля, первая часть Достопримечательности Суздаля, вторая часть Достопримечательности Суздаля, третья часть Достопримечательности Суздаля, четвертая часть Достопримечательности Суздаля, пятая часть Карта достопримечательностей Суздаля. Нажмите на картинку, чтобы увидеть полную интерактивную карту интересных мест Суздаля:
Монастыри
Всего в черте города пять монастырей. Самые интересные Спасо-Евфимиев и Покровский. Но и три других тоже заслуживают внимания. Расположены они компактно, так что можно успеть все пять посетить даже за выходные.
Александровский монастырь. По преданию основан в 1240 году Александром Невским. Был полностью уничтожен поляками в начале 17-го века, так что древних построек не сохранилось. Из интересного церковь Вознесения Господня с колокольней, построена в конце 17-го века году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Интерьер церкви не сохранился, поэтому можно просто полюбоваться на церковь снаружи.
Ризоположенский монастырь.
Самая высокая в Суздале 72-метровая Преподобенская колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени, хотя и совершенно не вписывается в общий архитектурный стиль города. Уменьшающиеся ввысь ярусы колокольни опираются на мощный классический портал с аркой и увенчаны шпилем, а для её отделки использованы сдвоенные колонны с декоративными фронтонами.
По отзывам можно поднять наверх. Я лично не проверял, но попробуйте.
Наиболее интересная постройка монастыря - возведённые в конце 17-го века двухшатровые Святые ворота. Ворота с двумя разными по размеру арками украшены каменной резьбой и ширинками (квадратные углубления) с изразцами.
Самым древним сохранившимся сооружением является Ризоположенский собор, возведённый в начале 16-го века. Росписи собора не уцелели. Но даже, если не собираетесь в него заходить, то по территории монастыря рекомендую прогуляться, все довольно ухоженно.
Покровский монастырь.
Согласно житию преподобного Евфимия Суздальского, суздальский Покровский девичий монастырь был основан суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем в 1363-1364 годы. Правда, никаких документов об его основании не сохранилось.
Подъем монастыря и первые письменные упоминания связаны с именем Василия III. История грязная и не слишком красит великого князя. Он решил избавиться от своей бесплодной жены Соломонии Сабуровой и повторно жениться на Елене Глинской. Подробнее по ссылке:
История Соломонии Сабуровой и Покровский монастырь Главный храм монастыря Покровский собор. Он тоже был построен еще во времена Василия III, т.е. в начале 16-го века. Довольно суровый внешне с тремя мощными главами. Впрочем, современный облик - дело рук советских реставраторов.
Под зданием Покровского собора находится усыпальница, где погребены инокини и старицы монастыря: ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Руси.В 1995 состоялось обретение мощей св. Софии Суздальской (т.е. той самой Соломонии Сабуровой). Сейчас мощи находятся в Покровском соборе.
Кроме самого собора стоит обратить внимание и на его колокольню. Это очень важный в истории русского зодчества памятник. Возможно, это один из древнейших образцов каменного шатрового храма «под звоном».
К северу от собора находится Зачатьевская трапезная церковь. Она отличается от других зданий монастыря необычным для русского зодчества идущим по карнизу поясом из зубчатых красных на белом фоне ромбов (видны на моем фото), а также особой техникой кладки стен и сводов из мелкого кирпича. Подобные пояса известны в ряде памятников Польши.
К юго-западному углу трапезной пристроена звонница, редкая по своим формам. Ее высокий нижний четверик переходит не в восьмерик, как было бы обычно, но в неправильный шестигранник. Шестигранная форма башни известна в деревянном крепостном зодчестве, откуда она, видимо, и заимствована мастером.
В Покровском монастыре отличная трапезная, рекомендую посетить. Территория тоже очень приятная.
Васильевский монастырь.
Единственный в России монастырь в память Василия Великого.
Когда именно, кем и по какому случаю основан Васильевский монастырь, не сохранилось никаких сведений: известно только, что он уже документально существовал в первой половине 13-го века. Но похоже, что основан был раньше. Так, в повествовании о междоусобной войне русских князей в 1095 году, упоминается один монастырь с церквами, пощаженный Олегом в Суздале от сожжения. Другие монастыри Суздаля возникли точно позже, так что речь, возможно, идет о Васильевском.
Есть предположение, что обитель Св. Василия обязана своим основанием князю Владимиру, который, во время пребывания в Суздале, крестив здешних жителей, воздвиг, будто бы, храм в честь своего Ангела (крестильное имя Владимира Святославича - Василий) и тем положил начало этой обители.
Что в Васильевском монастыре понравилось, так это собор св. Василия Великого (вторая половина 17-го века). Очень строгий и лаконичный, но какая-то гармония в нем есть. Интересно, что под кровлей нашли основания для еще двух барабанов. Видимо, задумывался, как трехглавый. Из декора - только интересный портал, но я его вблизи не заснял.
Спасо-Евфимиев монастырь.
Пожалуй, самый интересный монастырь Суздаля. Достопримечательностей внутри его стен очень много. Он достоин отдельного рассказа. Я, чтобы не раздувать свой краткий путеводитель,
дам ссылку на статью в Википедии.
Многие туристы путают монастырь с Кремлем. Глядя на внушительную Проездную башню, неудивительно.
У стен Спасо-Евфимиева монастыря есть отличная обзорная площадка на высоком берегу реки Каменка.
Церкви
Несмотря на то, что в советское время была уничтожена почти треть суздальских церквей, до сих пор их в городе осталось более 30. В общем, тут есть, где разгуляться. Многие церкви имеют уникальную именно для Суздаля архитектуру,
Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Во время строительства Смоленской церкви (начало 18-го в) пятиглавие уже выходило из моды, однако в данном случае оно выглядит вполне уместно, визуально облегчая массивный куб четверика основного здания. Тонкие изящные барабаны покрыты резьбой и увенчаны луковыми главами серо-стального цвета. Окна расположены высоко, их наличники украшены «бусинами» на фигурных пилястрах.
Мимо церкви по торговому тракту со стороны Ярославля непрерывным потоком гремели телеги с товарами. Возможно, поэтому декор северной стены богаче, чем южной - сопровождающие обозы приказчики непременно заходили в такую красивую церковь и ставили свечи в благодарность за благополучное завершение пути или надеясь на скорую прибыль.
Нарядная Кресто-Никольская церковь. Архитектурная особенность этой церкви заключается в том, что с противоположных сторон она выглядит по-разному. Храм построен в конце 18-го века на месте старой часовни в знак избавления от «морового поветрия» (эпидемии чумы). Пока здание Никольского храма еще не было построено, выбранное место освятили возведением часовни в честь Святого Креста. Отсюда и такое редкое название - Кресто-Никольская церковь.
В центре Торговой площади возвышается храм Воскресения Христова. Довольно лаконичная церковь начала 18-го века. Понравилась колокольня на длинном восьмерике. Необычно, что крыша у нее не суздальская в виде шатра, а такая скорее из классицизма.
В Суздале довольно долго продолжали строить без учета столичной моды на всякие барокко и классицизм. Вкусы местных заказчиков оставались консервативными. Время здесь как-будто остановилось. Так что неудивительно, что церковь конца 18-го века может выглядеть, как пришелец из века 16-го.
Большинство церквей стоят в Суздале... парами. Вопрос на три балла, почему? А потому что в Суздале (но не только, конечно) большую церковь длинными русскими зимами было тяжело отапливать. Поэтому рядом строили зимнюю церковь, обычно поменьше и поскромнее. Такую уже было проще греть, и внутри было отопление.
Зимняя Пятницкая церковь построена в Суздале в конце 18-го века. Пятницкая церковь - обычный для суздальской архитектуры зимний храм. Однако в отличие от остальных, на восточном его четверике поставлен восьмигранник, на барабане которого редкая для Суздаля чеканная главка в виде фигурной вазы.
Летняя Входоиерусалимская церковь построена в Суздале в начале 18-го века. Входоиерусалимская церковь в Суздале имеет свою особенность. Она украшена декоративным карнизом из кокошников - арочек, поставленных на консольки. Первоначально Входо-Иерусалимская церковь в Суздале была пятиглавой, но так как в 18-м веке к пятиглавию постепенно пропадал интерес, то при первых неисправностях, проявившихся в архитектуре храма, четыре главы были снесены. Их восстановили только недавно.
Церковь Илии Пророка середины 18-го века. Есть летописные сведения, что задолго до крещения Руси на этой горке находилось языческое капище, где в купальскую ночь водили хороводы и прыгали через костры.
Успенская церковь, по-моему, единственная в Суздале красного цвета. Ну, в и целом нетипична для местной архитектуры, т.к. построена в стиле нарышкинского барокко. Сюда я успел зайти. Рекомендую. Роспись современная, но интересная. Из святынь - мощи Арсения Суздальского. Великолепная рака до 2015 года стояла в Московском Кремле, но потом была перенесена в Суздаль.
Так что, из-за Арсения Успенская церковь обязательна к посещению.
В конце улицы Лебедева две красивые церкви Рождественская и Никольская. Как я написал выше, поменьше - зимняя церковь, ее было проще отапливать. Побольше - летняя холодная, без отопления.
Церковь Николая Чудотворца такая типично суздальская. Это первая половина 18-го века. Но здесь еще во всю используются приемы прошлого века. В Петербурге уже правит императрица Анна Иоановна, а здесь продолжают строить, как при первых Романовых. Особенно хороша колокольня. Есть в ней что-то даже готическое. Обратите внимание на вогнутый шатер на крыше - это чисто суздальская фишка.
Цареконстантиновская церковь. Место отчасти историческое. Отсюда пошел Суздальский раскол. Именно в Цареконстантиновской церкви служил Валентин (Расунцов) - основатель РПАЦ. Правда, сейчас церковь у автономников отобрали в пользу РПЦ. Об этом самом большом постсоветском расколе я уже писал, так что лучше рассмотрим церковь внешне.
Церковь была построена в 1707 году. Внешне монументальная и богатая. На белой глади стены, подобно вышитой кайме, рисуются широкий карниз из кокошников, зубчатые пояса и кубышки на карнизе. Столь же изящны и фигурные завершения окон. "Ампирная паперть" - более поздняя, но, как ни странно, неплохо сочетается.
Над крышей поднимаются пять тонких колонок пояса, на редкость замысловатых главок, на которых зодчий сосредоточил свою декоративную фантазию. Нарядность верха, игра на контрастах простого и сложного, общая украшенность здания - все очень круто.
Холодная Скорбященская церковь поскромнее. Но зато у нее очень красивая колокольня. Шатер - фирменный суздальский, в форме "дудки".
На этом фото лучше видно, что церковь обильно украшена майоликой. Заметно, что мастеру особенно полюбился мотив красных и зеленых кубышек, которые он применил не только в карнизе храма и восьмерике колокольни, но и на вершине ее шатра. Эти яркие майоликовые детали походят на нити сверкающих бус, обтягивающих храм и колокольню.
В конце Красной горки возвышается Космодемьянская церковь.
Холм, на котором стоит этот храм, назывался Яруновой горой и напоминал суздальцам о язычестве. Церковь окружает каменная ограда, а к реке ведет каменная лестница, что придает композиции весьма живописный вид. Космодемьянская церковь была построена в 1725 г. Внешне довольно простые и храм, и колокольня. Но тут хорошая игра контрастов. На фоне кубического здания храма колокольня выглядит особенно высокой и легкой.
Церковь Воздвижения Креста Господня - главная доминанта Коровников. Церковь конца 17-го века. Не скажу, что самая выдающаяся в Суздале. Но расположена довольно живописно.
Около южной стены Покровского монастыря стоит церковь Петра и Павла (1694 г.). Это одно из наиболее монументальных сооружений поздней суздальской архитектуры.
Здание выглядит скорее как собор, а не рядовая приходская церковь. Широкий и мощный объем храма, перекрытый сомкнутым сводом, завершается пятью главами. Фасады, увенчанные поясом подковообразных кокошников, расчленены по старой традиции узкими лопатками, меж которыми помещены окна с нарядными наличниками.
Если выйти за стены Васильевского монастыря, то можно полюбоваться берегами реки Каменки и окрестностями. Можно увидеть церковь Архангела Михаила в Михалях. Я не успел до нее прогуляться, но рекомендую. По отзывам за 100 рублей пускают на колокольню. Можно полюбоваться Суздалем с высоты. И, вообще, место красивое, спокойное и без туристов.
Преображенский храм на противоположном берегу Каменки от Кремля. Он находится на территории Музея деревянного зодчества. Такая приятная глазу, гармоничная пирамидка. Сюда ее перевезли из другого места, так что не удивляйтесь необычному для Суздаля виду.
Музей деревянного зодчества тоже заслуживает отдельного рассказа. Ядром экспозиции являются Воскресенская и Преображенская церкви 18-го века, кроме того представлены многочисленные жилые и хозяйственные постройки, а также часовня. Были перевезены 18 из запланированных памятников. В 2010-х годах музей пополнился единственным неперевезённым строением - домом купцов Агаповых 18-го века, находящимся на смежном участке. В музее ежегодно проводится Праздник огурца.
Никольская церковь из села Глотово, перевезённая в Суздаль. Уникальная церковь 18-го века в советское время разрушалась и так бы и погибла, но ее спас местный историк-искусствовед Варганов. Он организовал перевозку Никольского храма в Суздаль, не дожидаясь разрешения властей. В Суздале была хорошая реставрационная база, так что здесь ее удалось восстановить.
Постройка первого собора в Суздале относится к началу 12 века, т.е. ко времени княжения Владимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами. Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до 15-го века.
В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора. Только при Василии III соборную церковь стали заново перестраивать. В результате старые стены были разобраны до аркатурного пояса с женскими масками и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к 13-му веку, верхняя - к 16-му.
В интерьере сохранилась роспись стен 13-го, 15-го и 17-го веков. Ради росписей Богородице-Рождественский собор стоит обязательно посетить. Вход платный. Тем не менее, все равно настоятельно рекомендую посмотреть. У нас домонгольских церквей, да еще с древними фресками не так много.
Также интересна колокольня собора. Особенно уникальные часы на колокольне. У них обозначение времени не цифрами, а буквами. А, В, Г, Д и так далее. Почему пропущена буква Б?. У нас были разные версии. Что на эту букву начинается матерное слово, бесы или наоборот Бог.
Ответ так никто и не угадал. На самом деле такое обозначение буквами на Русь пришло из греческого языка. А там буквы Б нет. Вторая бета пишется, как кириллическая В. По этой же причине из обозначений чисел выпала и чисто наша раскоряка Ж.
В конце 17-го века рядом с Рождественским собором по приказу митрополита Илариона возводится величественный ансамбль Архиерейских палат, соединенных галереей-переходом с колокольней.
Сейчас внутри палат действует интересная экспозиция.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это первая половина 18-го века. Довольно строгая и лаконичная по внешнему декору для того времени. Что-то в ней есть северное и брутальное.
В церкви богатое убранство и росписи. Пусть иконостас и современный, но рекомендую посетить. Почему она стоит одна, не по-суздальски как-то? На самом деле рядом была еще теплая церковь, но ее снесли в советское время.
Лазаревская и Антиповская церкви. Как водится в Суздале, стоят парой: холодная и теплая. Церковь Антипы Пергамского поновее, это 18-й век. У нее шикарная колокольня. Вот эта выгнутая форма "дудки" - чисто суздальская тема, как я уже говорил.
Не новодельная ли фантазия такая нарядная расцветка? Утверждают, что нет. Эта несколько непривычная черта архитектурного облика колокольни была характерна для вкусов более ранней поры - 17-го века, когда заказчики особо оговаривали богатую раскраску построек.
Церковь Лазаря Четверодневного (слева) более старая. Это уже 17-й век. Но не менее резная и нарядная. В общем, один из самых красивых храмовых ансамблей Суздаля.
Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. И Лазаревская церковь стала первой пятиглавой в Суздале. Сейчас купола церкви, установленные на украшенные кокошники, многими признаются самыми красивыми в городе. Лазаревская церковь во многом стала своеобразным образцом для других храмов Суздаля, ведь целый ряд декоративных элементов и украшений распространился на городские постройки именно с нее.
Красивые улицы
Многие улицы Суздаля - это музей под открытым небом. С большим количеством красивых старинных зданий. Я не стал выделять дома на них в отдельные достопримечательности, иначе мой топ распухнет до 100 и более объектов. Подробнее можно почитать о каждой улице по ссылкам в начале путеводителя по Суздалю. Я покажу только по одному дому на каждую улицу.
Кремлевская улица
Эпицентр туристического Суздаля. Здесь больше всего сувенирных и антикварных магазинов, лавок ремесленников и других туристических объектов. На Кремлевской улице туристов ждут многочисленные извозчики на лошадях: от роскошных карет до простых повозок.
Улица Лебедева
Тихая улица на территории Кремля. Все дома очень живописны и у многих интересная история.
В глубине Лебедева спрятался очень интересный дом хотя и новодел. Гид сказал, что он принадлежит некоему арт-банкиру, который завел себе дачу в Суздале. По его же словам на территории Кремля земля сейчас очень дорогая. Порядка миллиона рублей за сотку. Так что построить тут дом - это для богатых.
Главная тема декора - резные наличники. Каждый посвящен отдельному члену семьи и что-то символизируют. Скажем, есть здание МГУ или герб города Златоуста. Что означает русалка на первом наличнике, гид затруднился ответить.
Улица Ленина
Центральная магистраль Суздаля. Очень протяженная улица. Интересных зданий несколько десятков, надо обязательно пройти ее всю. От Спасо-Евфимиева монастыря до Пушкарской слободы.
Купцы Бибановы построили себе такой дом, чтобы всем было сразу видно, что здесь живет зажиточный человек. Одноэтажный дом состоит из высокого каменного фундамента и деревянных стен. Главной особенностью дома Бибанова является резьба, выполненная мастером Курбатовым.
Украшено сложной резьбой все, что можно было украсить: и широкие наличники окон, и многоярусные фронтоны с пилястрами, и даже деревянные ворота. Это не просто дом - это шедевр мастерства резьбы по дереву. Глядя на эту красоту, даже не верится, что она создана руками человека.
Васильевская улица
Мне показалось, что туристы сюда не часто заворачивают. А зря, тут тоже много интересных домов. Стоит прогуляться по ней от Торговой площади до Васильевского монастыря.
Нарядный "низ каменный - верх деревянный". Думаю, что раскраска - современная фантазия. А вот красивые наличники видны и на старых фото.
Торговая площадь
Центральная площадь Суздаля.
Старая улица
Название неслучайно. Улица Старая одна из самых древних в Суздале и вплоть до конца 18-го века была частью центральной улицы города. Сейчас многим эта улица известна, как место съемки эпизодов фильма «Женитьба Бальзаминова», именно тут находится дом Бальзаминова.
Слободская улица
На этой улочке не так много исторических зданий зато уцелела старинная брусчатка. Просто приятное место для прогулок чуть в стороне от туристического потока. По дороге будет несколько хороших видов.
Улица Красная горка
Два дома на Красной горке - памятники архитектуры 19-го века. Первый - это дом мещан Супоровских. Ворота - огонь!
Гражданская архитектура
Торговые ряды. Гостиный двор был построен в начале 19-го века на западной стороне Торговой площади. Строительство площадей в городах началось с конца 18-го века, и здание Гостиного двора ориентировано не на высокий берег Каменки, как вся предыдущая застройка Суздаля, а на Торговую (бывш. Хлебную) площадь. Площадь позволяет представить себе атмосферу провинциального города века, описания которой неоднократно встречаются в русской литературе.
Длинное здание торговых рядов в высоту не превышает шести метров, за исключением высокого шпиля над парадными воротами в середине выходящей на площадь галереи, поэтому не нарушают общего вида города. Гостиный двор состоит из длинного прямоугольного здания, разделенного на отдельные магазины (изначально - торговые лавки), и галереи с колоннадой из парных классических колонн. Галерея для суздальцев служила местом прогулок, своеобразным бульваром, где жители обменивались новостями и сплетнями, куда выходили «на людей посмотреть и себя показать».
Главное украшение улицы Лебедева - внушительная пожарная каланча. Деревянный Суздаль, понятное дело, часто горел. Конечно, методы тушения пожара были примитивные. Главное средство не залив водой, а... разрушение соседних зданий.
В общем, пожарное депо было необходимо. Построили его только в конце 19-го века. А чуть позже возвели каланчу. До этого наблюдательный пост пожарных был на Успенской колокольне. Современные депо и каланча - новодел 2000-х. Но выполнены в духе прежнего здания, неплохо вписались в ландшафт.
В этой огромной избе находится Центр народного творчества Суздаля. Это бывший дом мещанина Табачникова, построенный предположительно в конце 18-го века. Это самый старый дом на улице Лебедева. Внутри можно посмотреть выставку разной утвари и узнать, как устроен старинный суздальский дом. Во дворе памятник суздальским огородникам. Там же часто работает известный суздальский гончар Алексей Малахов.
Дом Бальзаминова. Дом калачника Фиросова стал съемочной площадкой для фильма Женитьба Бальзаминова. Действие фильма происходит в Москве. Нужно было разыскать место, которое по духу напоминало бы старую, купеческую Москву 19-го века. Но на тот момент большевики уже изрядно уничтожили старую Москву. Сначала выбирали не улицу и дом, а город. Выбрали Суздаль.
А затем дело оставалось за малым - найти тот самый дом. Именно это здание выбрали потому, что рядом располагается много храмов. Ведь старую Москву называли «сорок сороков», намекая на множество церквей. Да и сам домик был именно таким, как виделось съемочной группе: старенький (ему на тот момент было лет 50), типичный.
На этот особняк в стиле классицизма я подумал, что это типа местной ратуши. Как-то он выбивается своим обликом из обычной для Суздаля застройки. Но нет, обычный жилой дом местных братьев-купцов Жилиных начала 19-го века.
Пузатая Харчевня на фото ниже ранее принадлежала Силе Макаровичеву. Он умел быстро и красиво сервировать столы и обслуживать «по высшему классу» все торжественные обеды в купеческих и дворянских домах. Помимо содержания харчевни и обслуживания торжественных обедов и приемов Макаровичев занимался еще ремонтом зонтов и духовых музыкальных инструментов.
В этом доме он в полуподвале устроил мастерскую и поварню, а на верхнем этаже - сам трактир. Над входом была вывеска: «Трактир Америка». После введения казенной продажи вина на вывеске вместо слова «Америка» появилось слово «Африка», но суздальцы по-прежнему называли заведение «Америкой».
А вот это уникальная штука. Посадский дом - редкий образец каменного жилого дома 17-го века.
Несмотря на то, что посадский дом построен из камня, в его облике прослеживаются глубокие связи с традициями деревянного зодчества. Сходство объясняется тем, что в это время разбогатевшие на торговых делах жители посада начали строить каменные дома вместо деревянных.
Дом купца Лихонина. Большой и старый, 18-го века. Довольно интересные кирпичные наличники на первом каменном этаже. Вроде, там был музей, потом его переделали в гостиницу.
Памятники
Тут же на берегу находится памятник Тарковскому. Полное название памятника несколько пафосное - Лучшему фильму всех времен и народов „Андрей Рублёв“ и его создателю - великому русскому режиссёру Андрею Тарковскому. Сюжет памятника - это отсылка к новелле Колокол из фильма, которую снимали как раз в Суздале. На первом плане сам Тарковский, по бокам от него Рублев и литейщик Бориска. Николай Бурляев, который играл Бориску, и стал инициатором создания памятника.
Памятник поэту Алексею Лебедеву. Не просто поэт. Уроженец Суздаля, был моряком, т.е. поэтом-маринистом. Флот и море были неисчерпаемыми источниками вдохновения поэта. Стихи Лебедева обладают завораживающим ритмом и, при кажущейся простоте, полны метафоричности и емкой образности. Даже самые прозаические события и факты находили в его стихах лирическую окраску.
Лебедев погиб на подводной лодке в конце 1941 года. Очень здорово, что в русских городах стали появляться памятники не просто абстрактным Ленину-Кирову-Марксу, но и людям, которые, действительно, прославили город.
Памятник князю Дмитрию Пожарскому около стен Спасо-Евфимиева монастыря. Вроде Пожарский родился где-то под Клином? Но оказывается под Суздалем тоже были владения Пожарских. Более того знаменитый герой Смутного времени похоронен в стенах этого монастыря.
Места с хорошими видами
Кремлевские валы. Cтены Суздальского кремля не сохранились, но уцелели земляные валы. По ним можно прогуляться и полюбоваться видами.
Отличная смотровая площадка находится на Кабацкой горке. Здесь даже уцелела булыжная мостовая. По версии гида название идет из 18-го века. В самом городе кабаки вечером закрывались. И пьяницам приходилось идти из центра в Кожевенную слободу, где питейный заведения работали всю ночь.
Река Каменка
На высоких берегах Каменки есть множество отличных обзорных площадок. Смотрите на карте достопримечательностей Суздаля в начале путеводителя.
Я уже признавался в любви к суздальским деревянным мостам через реку Каменку. Все крайне живописные. На фото ниже мост веде в район Коровники. Тут даже есть небольшая плотина.
Современные объекты
На Кремлевской мы зашли в Мира центр. Вот, что они сами о себе пишут. Творческое сообщество Мира. Развиваем культурный ландшафт в Суздале и за его пределами. Создаём творческое пространство, где художники, музыканты и режиссёры устраивают выставки и концерты, ставят спектакли, проводят исследования и запускают просветительские программы, вовлекая в работу друзей, зрителей и местных жителей.
https://myra.ru/ Поразительно встретить такой хипстерский уголок типа московского Гаража в крохотном райцентре. Внутри кофейня, молодежь с маками и вот это все. Очень модное место даже по московским меркам.
Пушкарская слобода. Название квартала вполне историческое. Тут и правда раньше работали суздальские пушкари. Часть зданий в квартале старинные. Но большая часть огромного комплекса - новодел, впрочем довольно симпатичный.
На фото попала Водонапорная башня. Башня старинная 19-го века. Снабжала водой больницу, которую я чуть выше показал. Вокруг корпуса гостиницы, но молодцы, что не снесли историческую постройку. Теперь башня украшает комплекс.
Щурово городище построили в 2008 году. Это были декорации для фильма Лунгина Царь. Помнится, я был на премьере и даже
накатал рецензию. Режиссер Лунгин, сценарист Иванов, в ролях Мамонов и Янковский. Надо смотреть! Ну, и спустя 15 лет удалось прогуляться по местам съемки.
В самом Городище большой и хороший контактный зоопарк. Проводят разные мастерклассы и фотосессии. Во всех избах есть неплохие тематические экспозиции. Как минимум, с детьми будет интересно.
Отель Горячие ключи. Огромный комплекс на воде и с красивой деревянной архитектурой. Больше всего понравилось обилие воды. Уютная, обустроенная в старорусском стиле, территория отеля расположена на берегу реки Ключеницы в окружении живописных пейзажей. На территории отеля снимали различные фильмы, один из которых - «Царь» Павла Лунгина.
По берегам речки и прудов стоят жилые домики и бани. Гордость отеля - уникальный банный комплекс, состоящий из 19 русских бань. Каждая баня - это отдельно стоящий домик с комнатой отдыха, парной и помывочной. Из каждой бани есть выход к водоему. Якобы, это самый крупный банный комплекс в мире.
Рестораны
Лепота. Очень причудливый внешне и по интерьеру ресторан. По вечерам играет живая музыка весьма приличного уровня и репертуара. Готовят на мой взгляд средне. Видно, что рассчитано на массового туриста.
Горячие ключи. Ресторан на территории одноименного отеля. Выдержан в стиле остального комплекса. Меню относительно простое. Но все очень качественно приготовлено. Скажем, обычные солянка и блины мне очень понравились.
Огурец. Интерьер - замысловатый и крайне инстаграмный. Грамотное меню. Отличное московское обслуживание. Не просто какое-то типичное провинциальное заведение из серии шашлык, хачапури и борщ, а что-то с местной спецификой.
Агроном. Находится в самом центре, в Гостином дворе. Интерьер очень уютный. Меню с фантазией. В общем, такое вполне московского уровня заведение.
Основатель и владелец ресторана тот самый Дымов (настоящая фамилия Засыпкин). Ну, который делает сосиски и дымовскую керамику. Также ему принадлежит сеть книжных Республика.
Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях (с) kollak.livejournal.com