Что посмотреть в Суздале. Четвертая прогулка

Sep 26, 2023 11:21



Продолжу прогулку по Суздалю. В четвертой части покажу самый больший банный комплекс в мире, Щурово городище - место съемки фильма Лунгина про Ивана Грозного, узнаем историю Покровского монастыря и его знаменитой узницы. Бонусом - наша фотосессия в Суздале.



Предыдущую серию я закончил в Коровьей слободе. На ее окраине расположен отель Горячие ключи. Путешествия с четырехлеткой диктуют свои правила. Вряд ли я сюда поперся бы в холостом состоянии. Но в отеле находится Щурово городище, а в нем есть контактный фермерский зоопарк. Так что решили показать ребенку живого поросенка и корову. Не все же его по церквям таскать.

Оцените масштаб комплекса. Целое поселение!



Что приятно, в Горячих ключах все сделано в таком стиле. По мне, так круто. Достойный конкурент Пушкарской слободе, которую я показывал в прошлом рассказе.





Интерьеры особо не снимал, но тоже все с фантазией.



Ну, и территория тоже замысловатая.



Больше всего понравилось обилие воды. Уютная, обустроенная в старорусском стиле, территория отеля расположена на берегу реки Ключеницы в окружении живописных пейзажей. На территории отеля снимали различные фильмы, один из которых - «Царь» Павла Лунгина.



По берегам речки и прудов стоят жилые домики и бани. Гордость отеля - уникальный банный комплекс, состоящий из 19 русских бань. Каждая баня - это отдельно стоящий домик с комнатой отдыха, парной и помывочной. Из каждой бани есть выход к водоему. Якобы, это самый крупный банный комплекс в мире.





Один из жилых корпусов сделан в виде крепости с башнями.



Все бани разные. Есть ромашковые, пивные, молочные и прочая экзотика.



Но наша цель, не бани, а Щурово городище. Основой экспозиции музея стали декорации к фильму «Царь» режиссера Павла Лунгина. Здесь Вы сможете увидеть русские жилые и хозяйственные постройки: деревянные рубленые избы, глиняную печь Х века для выпекания хлеба, срубную полуземлянку, Хлебный дом, оружейную, кузницу, амбары, походную кухню русского войска, стрельбище, и контактный мини-зоопарк.



Щурово городище построили в 2008 году. Это были декорации для фильма Лунгина Царь. Помнится, я был на премьере и даже накатал рецензию. Режиссер Лунгин, сценарист Иванов, в ролях Мамонов и Янковский. Надо смотреть! Ну, и спустя 15 лет удалось прогуляться по местам съемки.



Территория Городища небольшая. Но здесь много построек и разной туристической развлекухи. На час-другой вполне можно зависнуть особенно, если вы с ребенком.



Для примера домик Бабы Яги.



Ребенок наконец-то увидел живую свинью. Вообще, их там много. Но этот гигант даже меня поразил. Мое поколение еще застало русскую деревню, а сейчас городской ребенок видит поросят только в мультиках про свинку Пепу. Так что полезно.



Все-таки апрель не лучшее время для посещения. Зелени не хватает.



Эй, выходи гулять!





Есть даже небольшая ферма с водоплавающими птицами: утками и гусями.



В этой избе показываются разные ремесла.



Хорошо, что в зоопарке нет диких животных. Исключение - это олень. Но показалось, что он тут себя неплохо чувствует. Очень общительный.



Животным можно купить корм и устроить аттракцион для малыша. У нашего фаворитами стали этот олень и кролики.



На кроликах ребенок завис, наверно, на полчаса. Покормил каждого зверя.



В общем, зоопарк в Щуровом городище выстрелил. Ребенок был в восторге.



Мы стараемся раз в год делать профессиональную семейную фотосессию. Я обычно в поездках снимаю всякие домики-церкви, от меня в семейный фотоальбом выхлоп нулевой. Так что в Суздале жена запланировала нанять фотографа. Я, признаться, сначала был против. Времени на город и так было мало, а тут еще пару часов придется выкинуть из прогулки.

Но жена сказала, что нашла крутого фотографа, пришлет мне примеры, и я сам захочу. И я захотел. А все потому что сразу узнал по стилю, кто будет нас снимать. Я очень давно подписан в инсте на @JuliaRuSpirit. И по удачному совпадению жена выбрала именно ее. Бывает же такое!

Оказалось, что Юлия уже год, как стала дауншифтером переехала из Москвы в Суздаль. И теперь проводит фотосессии именно здесь. Главная ее тема - съемка в русских костюмах и с живым медведем.



Родители, вы вообще нормальные или как? Да, не переживайте. Конюха, который держал коня, просто зафотошопили.





Прошлогодняя фотосессия в Турции была большим провалом. Ребенок старательно портил все кадры. Я уже морально подготовился к стрессу и к воспитательному процессу. Но тут все прошло отлично. Необычный костюм, грамотный подход Юлии и кормление кроликов сделали свое дело.





Кто в доме хозяин?



Вот так Щуровым городищем мы убили двух зайцев. Развлекли ребенка и пофоткались. Если честно, то все-таки не лучшая локация для парадных фото. В Суздале полно более живописных мест. Плюс в апреле без зелени вид был слегка унылый. Но зато удобно, что все в одном месте и никто не лез в кадр.







На фото наш маленький секрет, как в путешествиях с мелким ребенком, проходить много километров по городу. Практикуем с двух лет. В Суздале тоже был успех, благоустройство города позволяет нормально кататься.







Чтобы не терять время, решили пообедать там же в Горячих ключах. Ресторан при отеле оказался очень приятным внешне и по кухне. Плюс там еще был аниматор. Ресторан с детской комнатой и аниматором - мечта любого родителя.





Ладно, заканчиваю с Горячими ключами. Идем гулять по Суздалю.



Мы вернулись из Коровников обратно на правый берег Каменки.



По дороге чуть не наступил на рептилию. Впрочем, судя по желтым пятнам, безобидную.





Главная достопримечательность правого берега - Покровский монастырь. Решили его посетить.





Напротив на высоком левом берегу Каменки Спасо-Евфимиев монастырь. Вот, с ним вышла промашка. Но, значит, в следующий раз. За выходные в Суздале все не обойдешь. Тем более с ребенком.



Как я уже не раз писал, в Суздале отличные новоделы. Вот, везде бы такое строили.



По дороге прогулялись по улице Покровской. Улица Покровская одна из древнейших в городе Суздале. Идет от Ильинского луга к Покровскому монастырю и спускается ниже к реке Каменка. На этой улице жили монастырские служки: дворники, сторожа, каменщики, конюхи, кузнецы. В настоящем виде улица оформилась в 19-м веке.

Подробнее об интересных домах на улице Покровской:
http://www.photosuzdal.ru/street/pokrovskaja.htm



Около южной стены Покровского монастыря стоит церковь Петра и Павла (1694 г.). Это одно из наиболее монументальных сооружений поздней суздальской архитектуры.

Здание выглядит скорее как собор, а не рядовая приходская церковь. Широкий и мощный объем храма, перекрытый сомкнутым сводом, завершается пятью главами. Фасады, увенчанные поясом подковообразных кокошников, расчленены по старой традиции узкими лопатками, меж которыми помещены окна с нарядными наличниками.



Рядом с летней Петропавловской стоит небольшая зимняя Никольская церковь. Теплая церковь построена в 1712 году. Один из ее престолов - Алексеевский - был учрежден сосланной в Покровский монастырь женой Петра I Евдокией Лопухиной в память о сыне царевиче Алексее - противнике петровских реформ. Существующая Никольская церковь является единственной для суздальской архитектуры 18-го века, копирующей в миниатюре установившиеся к этому времена крупные одноглавые храмы.

Справа виднеется Благовещенская надвратная церковь Покровского монастыря. Уникальное сочетание церкви и крепостной башни. И, похоже, это старейший уцелевший храм Суздаля. Построена в 1515 году Василием III. Она стала одним из первых каменных зданий в городе.

Благовещенская церковь связана с именем первой жены Петра I Евдокии Лопухиной. Именно в ней была ее келья. История Евдокии крайне интересна, но я выбрал для рассказа о монастыре злоключения другой его знатной узницы. С которой все тут и началось.



Пора зайти в Покровский монастырь. Согласно житию преподобного Евфимия Суздальского, суздальский Покровский девичий монастырь был основан суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем в 1363-1364 годы. Правда, никаких документов об его основании не сохранилось.

Подъем монастыря и первые письменные упоминания связаны с именем Василия III. История грязная и не слишком красит великого князя. Он решил избавиться от своей бесплодной жены Соломонии Сабуровой и повторно жениться на Елене Глинской. Причем тут Покровский монастырь в Суздале? Рассказываю.

Великий князь довольно долго не вступал в брак. Только в 26 лет в 1505 году Василий Иванович собрался жениться. По образцу смотрин невест для византийских императоров он устроил кастинг среди самых красивых русских девушек. Впрочем, история с выбором невесты вызывает сомнения у историков. Документально такой обычай появился только во времена Ивана Грозного. Сообщение иностранного дипломата более позднее.

Сей Великий Князь Василий решил завести жену, чтобы иметь детей и обеспечить себя законным наследником и преемником Государства; для этого повелел объявить во всех частях своего Государства, чтобы - не взирая на благородство или кровь, но лишь на красоту - были найдены самые красивые девственницы, и во исполнение этого указа были выбраны более 500 девственниц и приведены в город; из них было выбрано 300, потом 200 и наконец сократилось до 10, каковые были осмотрены повивальными бабками со всяческим вниманием дабы убедиться, действительно ли они девственницы и способны ли рожать детей, и нет ли у них какого недостатка, - и, наконец, из этих десяти была избрана жена.



Этот брак стал уникальным в русской истории, целых три события произошли впервые. Во-первых, впервые глава Московского государства женился на особе, принадлежащей не к иностранному царствующему дому либо русскому княжескому роду, а к служилому боярству.

Во-вторых, это был первый развод великого князя с пострижением жены с монахини (старший сын Ивана Калиты Симеон в 1345 году «отослал от себя» вторую жену, но она после этого не сгинула в монастыре, а благополучно вышла замуж во второй раз).

В-третьих, не исключено, что в связи с нежеланием благословить великокняжеский развод впервые лишился сана митрополит Московский и всея Руси.

Но вернемся к Соломонии. После двадцати лет брака Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он запрещал своим братьям жениться, пока у него не родится сын.



Решение о разводе было поддержано боярской думой, но не нашло поддержки среди церковных иерархов. Выступавшие против расторжения брака глава нестяжателей Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причём митрополит впервые в русской истории был лишён сана! «Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», - ответил Василию III Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой.

Развод затянулся, пока наконец новый московский митрополит Даниил, лукавый и беспринципный политикан, не санкционировал развода, обоснованного грязным «следственным делом» о «неплодии» Соломонии. В дело еще добавили страшный пункт о волховании. "Черницу привел ко мне на подворье; и та черница наговаривала масло, мед пресной, да и посылала к великой княгине, и велела ей тем тереться, чтоб ее князь великий любил, да и детей делал". За это могли приговорить и к смерти.

Дальше есть две версии. По официальной Соломония, так сказать, проявила государственное понимание, вошла в заботы великого князя об обеспечении престолонаследия. А Василий III плакал, но в конечном итоге согласился с супругой и отпустил ее в монастырь.

Более правдоподобной считают версию о насильственном пострижении Соломонии. Не зря же на нее завели целое дело. По сообщению австрийского дипломата: "Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил её бичом."

И, как вы уже поняли, местом ссылки Соломонии стал Покровский монастырь в Суздале. По одной из версий уже во время перестройки монастыря Василий III задумывал избавиться от жены и заранее готовил место для этого. И спустя десять лет его план осуществился.



Но история на этом не заканчивается. До Москвы дошли слухи, что Соломония была беременной и в монастыре стала матерью сына, которого назвала Георгием. Было срочно наряжено следствие. Ребенку грозила смерть. Легенда уверяет, что Соломония спасла его, отдав сына верным людям и пустив слух, что ребенок умер, инсценировала его «погребение». По народному преданию якобы мальчик тайно воспитывался где-то в лесу, а когда вырос, стал знаменитым разбойником Кудеяром.

Легенда? Но в 1934 году рядом с гробницей Соломонии было обнаружено маленькое белокаменное надгробие 16-го в, под которым в небольшой деревянной колоде, обмазанной внутри известью, лежал истлевший сверток тряпья, - видимо, искусно подделанная кукла, одетая в дорогую шелковую рубашечку и спеленутая шитым жемчугом свивальником.

Более того документально подтверждено, что в Покровский монастырь Василий III послал инспекцию. Ее результатов не сохранилось, но почему-то по итогам уже монахине Софье было пожаловано село. Расследованием, а нет ли у него сводного брата, занимался и Иван Грозный. Все это наводит на самые разные интерпретации.



Что было дальше с Василием III? Все Вселенские патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (т.е. Ивана Грозного). "Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают."

В 1526 году Елена Глинская из литовского знатного рода, сбежавшего в Москву, была выбрана невестой великого князя Василия III. На момент бракосочетания ей было 14-16 лет, а Василию III почти в три раза больше. Cообщают, что великий князь настолько стремился понравиться своей избраннице, что даже сбрил бороду на европейский манер, чем вызвал ужас у консервативно настроенного общества. Дальше у них родились два сына, один из которых стал первым русским царем Иваном IV.



Не был ли бесплоден сам Василий Иванович? По одной из маргинальных версий Глинская родила Ивана Грозного от своего фаворита князя Телепнева-Оболенского. После смерти Великого князя он стал фактически соправителем Елены, что намекает на их близкую связь. ДНК анализа Ивана IV пока не проводили. Но в 60-е годы проводили реконструкция облика по методу Герасимова. Оказалось, что Иван Грозный почти копия своей бабки Софьи Палеолог. У византийской царевны не было в роду русских, так что их сходство - аргумент в пользу законного происхождения будущего царя.

Чистый грек!



Кстати, Елена после смерти мужа оказалась не промах. Она устранила всех регентов Ивана IV и фактически стала правителем русского государства. Впервые женщина-глава со времен Ольги. Соломонию злопамятная Глинская отправила из Суздаля в далекий Каргополь. Правила литовка довольно успешно. Скажем, московский Китай-город, ее рук дело. Но настроила против себя русскую элиту. По одной из версий ее в итоге траванули ртутью. В останках найдена большая концентрация.

Особых сведений о жизни Софьи-Соломонии в Покровском монастыре не сохранилось. Она пережила и Василия Ивановича и Глинскую. После смерти Софии стал возникать ее культ. При сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.



Соломония Сабурова стала первой знатной узницей Покровского монастыря. Но печальная традиция продолжилась и после нее. Список внушительный. В нем есть даже еще две царевны. Евдокия Сабурова - первая жена царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного. Евдокия Лопухина - первая жена Петра Первого.

В советское время монастырь разорили. До начала ВОВ здесь была шарашка по разработке биологического оружия. После войны Покровский монастырь отреставрировали. А затем в нем устроили гостиничный комплекс. Возможно, эти кельи-избы на самом деле советские. Видимо, в них жили туристы.





Главный храм монастыря Покровский собор. Он тоже был построен еще во времена Василия III, т.е. в начале 16-го века. Довольно суровый внешне с тремя мощными главами. Впрочем, современный облик - дело рук советских реставраторов.



Вид Покровского собора до советской переделки 60-х. С закомарами, кокошниками и сводчатой галереей, конечно, стало эффектнее. К подобному виду любили приводить церкви в то время. В Москве пример такой советской фантазии реставрации Спасский собор Андроникова монастыря.
http://www.photosuzdal.ru/photos/suzdal_301020.htm







Галерея не совсем новодел, как можно подумать по старому фото выше. Ее когда-то просто заложили кирпичом. А в советское время расчистили.





Кроме самого собора стоит обратить внимание и на его колокольню. Это очень важный в истории русского зодчества памятник. Его нижняя двухъярусная часть очень пластична и мощна. Она старше верхней и относится к 1515 году. Вышележащий восьмерик с ярусом звона и несколько тяжеловесным шатром надстроен в 17-м веке и отличается по своим деталям от нижней части. Однако лестница внутри ее стены идет выше, и первоначально столп, видимо, также завершался ярусом звона и, может быть, был одним из древнейших образцов каменного шатрового храма «под звоном».



Внутри белые стены собора не имели росписи, а его пол был вымощен чёрной керамической плиткой. Главным украшением интерьера служили великолепные иконы и произведения художественного шитья монахинь, часть из которых в настоящее время можно увидеть в музее. Под зданием Покровского собора находится усыпальница, где погребены инокини и старицы монастыря: ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Руси.

В 1995 состоялось обретение мощей св. Софии Суздальской (т.е. той самой Соломонии Сабуровой). Сейчас мощи находятся в Покровском соборе, на моем фото ниже. А вот усыпальница знаменитых монахинь была закрыта. Так что не покажу.



К северу от собора находится Зачатьевская трапезная церковь. Трапезная отличается от других зданий монастыря необычным для русского зодчества идущим по карнизу поясом из зубчатых красных на белом фоне ромбов (видны на моем фото), а также особой техникой кладки стен и сводов из мелкого кирпича. Подобные пояса известны в ряде памятников Польши. Весьма вероятно, что строителем трапезной церкви был какой-либо польский зодчий, приглашенный при посредстве Елены Глинской. Это бросает косвенный свет на причастность семьи Глинских к подготовке заточения Соломонии.

К юго-западному углу трапезной пристроена звонница, редкая по своим формам. Ее высокий нижний четверик переходит не в восьмерик, как было бы обычно, но в неправильный шестигранник. Шестигранная форма башни известна в деревянном крепостном зодчестве, откуда она, видимо, и заимствована мастером.



Сейчас трапезная находится в другом здании монастыря. Настоятельно рекомендую ее посетить. Там можно даже полноценно пообедать. Ну, или хотя бы купить местную монастырскую выпечку.



От стен монастыря открываются замечательные виды. Стоит прогуляться вокруг его стен.





После Покровского монастыря мы решили вернуться обратно в центр Суздаля и досмотреть оставшиеся достопримечательности. Но об этом расскажу в своей последней прогулке по Суздалю.



Нажмите, чтобы увидеть оглавление всех рассказов о моих путешествиях

(с) kolllak.livejournal.com

Россия, Владимирская область, Суздаль

Previous post Next post
Up