Сравнение ламп 12AX7/ECC83

Jun 30, 2023 10:56



Если вам повезло стать обладателем лампового усилителя, то рано или поздно вы захотите заняться заменой ламп. На английском для это процесса есть даже специальный термин tuberolling. Но как выбрать лучшие лампы из их огромного количества? Я попробовал подойти к этому процессу с помощью измерения звучания ламп микрофоном и анализом в программе REW.



Напомню, что у меня китайский двухтакт Muzishare X7. В выходном каскаде у него четыре KT88. Во входном две 12AU7 (фазоинверторы) и одна 12AX7 (драйверная). Также есть один кенотрон GZ34.

По отзывам больше всего на звучание влияют драйверные лампы. На них и будем экспериментировать. Итак у меня есть в наличии семь 12AX7:
Muzishare 12AX7 - стоковая к усилителю, скорее всего начальная Psvane
Shuguang 12AX7-T Teana
JJ Electronic E83CC - какая-то совсем простая, с обычными ножками
Genalex Gold Lion 12AX7 / ECC83 / B759 Gold - c золотыми ножками
Telefunken ECC803S NOS - с гладким анодом
Siemens ECC83/12AX7 NOS - с ребристым анодом
Tung-Sol 12AX7 / ECC803S Gold - с золотыми ножками

Как видите, каких-то топовых NOS нет. Лампы середнячки или начальные. Давайте их сравним на моем усилителе Muzishare X7.



К сожалению, объективвных данных о звучании ламп почти нет. В интернетах представлены в основном субъективные отзывы. Занятно, что одна лампа может иметь абсолютно противоречивые оценки о характере звучания. Ну, и традиционное из серии я воткнул такую-то лампу, и сразу так заиграло, что жена с кухни пришла и спросила: "Ты опять поменял усилитель?"

Первое время я тоже поддался эмоциям и психоакустике. С каждой новой лампой я считал, что вот оно. Стало гораздо лучше. Но собрав приличный зоопарк, я решил переслушать все более вдумчиво. И при таком тщательном анализе картинка стала рассыпаться. А так ли сильно отличаются лампы по звучанию на самом деле? Нужна какая-то объективная оценка, например, измерение микрофоном.

Впрочем, заняться измерениями я решил не из праздного любопытства, а с практической целью. В моей точке прослушивания довольно сильный завал по ВЧ и наоборот подъем на НЧ. Это не зависит от усилителя или акустики, просто такие у меня комната для прослушивания и расстановка.

Так что главной задачей сравнения 12AX7 был анализ АЧХ. Требовалось найти самые яркие по звучанию лампы, при этом желательно с пониженным басом. Типа этакий темброблок для выравнивания кривой комнаты. Но и на другие параметры тоже было интересно взглянуть.

Что же, попробуем подойти к этому вопросу с объективной стороны и измерим микрофоном UMIK-2 АЧХ в точке прослушивания с разными лампами 12AX7. Процесс оказался долгим и нудным. Ведь каждую лампу надо прогреть перед измерениями. Плюс повторные контрольные замеры, выравнивание громкости, проверка тока смещения и т.д. В общем, упражнение не самое занятное. Тем более, что довольно быстро картина стала ясна.



Что же я выяснил в итоге? Какая лампа 12AX7 самая лучшая под мои запросы? Результат меня, признаться, удивил.

До 800 Гц абсолютно никакой разницы между лампами нет. Т.е. с точки зрения нижней середины и баса все мои лампы полностью идентичны. Даже, если где-то есть небольшой разбег, то он не превышает 0,5 дБ. А это уже на грани слышимого порога.

Далее от 800 Гц и до 2 кГц графики начинают понемногу расходиться. При этом общий характер кривой АЧХ полностью совпадает. Пики, провалы - одинаковые. Т.е. на одной частоте не может быть пика на одной лампе и провала на другой. Но местами разница становится уже более уловимой на слух - до 1 дБ.

Выше 2 кГц можно уже говорить о явно слышимых отличиях. Разница в 2 дБ хорошо различима на слух. В теории лампу, которая дает подъем на высоких на 2 Дб можно считать яркой.



Раз с басом все одинаково, то давайте подробнее посмотрим на высокие частоты.

Tungsol 12AX7 - самая темная лампа. Тут все очевидно.



Shuguang 12AX7-T - самая яркая до 10 кГц и на верхней середине. Зато она же самая темная выше 12 кГц. Этакая китайская кривулька.



Стоковая Muzishare - провальная на верхней середине, довольно яркая на 8 кГц, и с завалом на самых верхних частотах. Близко к ее соплеменнице Шуге.



Gold Lion 12AX7 - яркая на верхней середине и выше 10 кГц, провал на 7-8 кГц. На слух - мой фаворит, очень приятный тональный баланс. Высокие не крикливые, на зато с искоркой.



Знаменитый Telefunken ECC803S - на дне до 10 кГц. Но потом немного ярче Tung-Sol. По мне слишком мягкая. Но знаю, что такое многим нравится.



Siemens ECC83 - валит верхнюю середину и 8 кГц, между ними в середнячках. Зато выше 10 кГц самая яркая.



JJ ECC83 - практически копия Siemens. Чуть потемнее на самых верхах.



Посмотрел закладку с искажениями. Картина плюс/минус одинаковая. Я ожидал большей разницы. Самая большая дельта 5 дБ. Но все-таки можно выделить лидера, это наш Tungsol. Тут уж на вкус и цвет. Кому-то такая лапма будет скучной, а кто за нейтральность - тому наоборот понравится.



Дальше как-то сложно выделить лидеров и аутсайдеров. На разных частотах они меняются. Скажем, для примера GoldLion 12AX7. Где-то больше искажений, где-то наоборот они ниже. Так и по остальным лампам. Ну, и измерение искажений микрофоном - так себе идея. Подозреваю, что там плюс-минус километр.



Зато по шумам довольно четкая картина. Самая чистая лампа - это Tung-Sol. Шумы местами почти на 15 дБ ниже, чем у самой шумной Telefunken. Еще довольно бесшумная - это JJ.

Tung-Sol 12AX7 / ECC803S Gold - лампа с самыми низкими шумами. Верхний график с самыми высокими шумами - Telefunken ECC803S.



По Clarity на низах без разницы. Верх чуть более четкий у JJ и Siemens. Но опять-таки разница в 2-3%, т.е. при прослушивании будет незаметно.

До этого я проводил измерения в ультралинейном режиме. Решил проверить, что будет с АЧХ в триодном на Gold Lion. Субъективно триодный казался темнее. Но нет. Под лупой триод даже чуть ярче. Занятно, что точно выровняв громкость с помощью микрофона, стало понятно, что и на слух триодный режим совсем не глухой. Я просто раньше не докручивал громкость до ультралинейного.



Также я решил погонять и выходные лампы. У меня есть четыре квартета:
Tungsol KT120
Shuguang KT88-Z
Genalex Gold Lion KT88
Muzishare KT88 - стоковые, скорее всего начальные Psvane

Ну, вы поняли. На НЧ и середине полная копия, разница на ВЧ между тремя не превышает 1 дБ. Стоковые я даже не стал измерять. Пощелкал по другим вкладкам REW. И все тоже под копирку. Если смотреть с микроскопом, то у KT120 чуть лучше водопад. Вот так, а по отзывам Tungsol KT120 "дает более глубокий бас и протяженнее на верхах".



Подводим итоги.

На входной драйверной лампе 12AX7 есть отличия порядка 2 дБ на ВЧ и верхней середине. Все, что ниже практически идентично. Т.е. все мои 12AX7 выдают одинаковый бас и близкую середину, но немного отличаются на высоких. Выходные вообще почти одинаковые на всем диапазоне. Даже KT120 не показала какой-то значимой разницы с 88-ми.

Из картины выше можно сделать вывод, что сильнее всего на наше восприятие звучания ламп 12AX7 влияет их АЧХ на ВЧ и верхней середины, где у них есть объективная разница. Лампа с провалом на верхней серединой (в районе 3 кГц) будет казаться мягой и теплой.  Эта частота самая чувствительная для нашего уха. Лампа с задранными ВЧ будет более холодной, детальной и аналитичной.

Несомненно на звучание влияет уровень шумов и искажений. Разница там видна по измерениям. Но тут сложнее интерпертировать с точки зрения влияние этих цифр на звучание. И, я все-таки не уверен, что микрофон может что-то точно измерить кроме АЧХ и затуханий.

Ну, и главное, что я понял, что с точки зрения румкоррекции замена ламп - занятие бессмысленное. Да, они отличаются, это видно по измерениям и заметно на слух. Но разница слишком незначительна, чтобы подправить косяки моей комнаты. После этого я сильно охладел к этому самому tuberolling. Впрочем, если у вас цель не такая глобальная, то не собираюсь отговаривать. Сам процесс поиска и замены ламп очень увлекательный, и замена может повлиять на звук усилителя. Вопрос исключительно в степени.

(c) kolllak.livejournal.com

muzishare, hifi

Previous post Next post
Up