Небольшой рассказ о том, как я попробовал перейти на ламповое усиление. В качестве первого усилителя был выбран китайский двухтакт на KT88 - Muzishare X7. Расскажу о своих впечатлениях об этом аппарате.
В какой-то момент мне наскучил прохладно-нейтральный звук моего Lyngdorf TDAI 1120. Я решил ради эксперимента попробовать к нему ламповый мощник, чтобы разбавить эту слегка тоскливую подачу. Сильно тратиться на эксперимент я не собирался, ограничив себя бюджетом до 100 тыс. Довольно быстро я осознал, что не тяну брендовые ламповые аппараты. Хуже того, даже породистые китайцы типа Cayin или Xindak оказались дороже моего лимита.
Выбор усилителя занял "некоторое время".
В конце-концов выбор сузился до 3-х моделей двухтактников: Willsenton R8, Line Magnetic LM-216iA и Muzishare X7. Самый хайповый на Западе сейчас Willsenton. Но и по Muzishare X7 много информации и отзывов на западных форумах. Аппарат выпускается более 15 лет. В общем, это не темная лошадка и не какая-то безликая китайская однодневка.
Muzishare когда-то выделились от Line Magnetic. До сих пор сборка у них идет на одном заводе. Скорее всего и многие комплектующие совпадают. На фото в одном цеху Muzishare и Line Magnetic.
В итоге взял Muzishare X7. Понравилось отдельное питание на кенотроне для входной секции, режим усилителя мощности и стрелочки, конечно. Решающим фактором стала его доступность на Авито, не надо было ждать месяц-другой доставки из Китая и дрожать за сохранность при пересылке.
Недавно вышло объективное сравнение Willsenton R8 vs Musishare X7. Если кратко, то эксперт утверждает, что R8 сделан из говна и палок. С кучей идиотских технических и пользовательских решений. X7 на его (это мужик, к слову) взгляд - другой уровень. Он соответствуют техническим стандартам устройства ламповых усилителей, с качественными компонентами, удобным интерфейсом. Ради объективности отмечу, что со времени выхода этого видео в новой ревизии R8 сделано много улучшений.
Click to view
Внешность
Довольно компактный усилитель 410×335×198. Идеально вписался в мою нишу в шкафу. Важный для меня момент - небольшая глубина. Удобно переключать кабеля. Да, тяжелый, как гиря, 25 кг. Но таскается относительно легко из-за компактных размеров.
Понравилось сдержанная внешность. Никакой вычурной китайщины, как, например, у Willsenton R8. Смотрится стильно на мой взгляд. Подсветка элементов управления теплая и вполне интеллигентная. В темноте прям красавчик. Ну, и стрелочки шикарные! Для защиты ламп есть кожух. С ним тоже смотрится неплохо. Но все-таки с открытыми лампами - вид эффектнее.
Входы
Три аналоговых, плюс фоно, плюс вход для преда и вход для наушников 6.5 мм. Вполне достаточно для моих целей. Есть еще версия X7 с балансным входом, но у меня более старая - только с RCA.
Лампы
Все стоковые лампы от Psvane, но с ребрендингом от Muzishare.
Входные:
1 х 12AX7, 2 х 12AU7
Выходные:
4 х KT88
Кенотрон:
5AR4
Как видите, никакой экзотики, все очень распространенное. Есть огромное поле для апгрейда, как винтажем, так и новоделом.
Звучание
Итак, слушаем Muzishare X7 с акустикой Monitor Audio Gold 100 5g и JBL 4309. Источник - Matrix Element i2.
По умолчанию пишу об ультралинейном режиме.
1. Окрас
Все-таки это двухтактник, да еще на относительно нейтральных по своей сути KT88. В общем, на стоковых лампах точно не про жир и чрезмерное тепло. Подача относительно нейтральная. Конечно, при прямом сравнении с тем же Лингом разница ощущается. Но еще раз повторюсь, что слишком нарочитой "ламповости" тут нет.
2. Детали
У X7 весьма высокий уровень шумов и искажений, которые могут подъедать тонкие нюансы и детали. В общем, сверхдетальности и точности воспроизведения от него ждать не стоит. Но у этого есть и обратный эффект. Гармоники дают ощущение насыщенного звучания. Слушать такую ламповую пост-обработку вполне кайфово, пусть это и не совсем те детали, которые были в исходной записи.
3. ВЧ
ВЧ тут слегка округлые, субъективно очень приятные на слух. При прямом сравнении с моим Lyngdorf видно, что Музик в этом диапазоне упрощает. Воздуха тоже поменьше. Впрочем, количественно довольно ровно. Т.е. нельзя сказать, что звук слишком яркий или темный. Здесь сильно зависит от входных ламп. Мои эксперименты показали, что заменой входных ламп можно поднимать/опускать высокие примерно на 2 дБ, что ощутимо на слух.
4. Динамика
Удивительно бодрый китаец в ультралинейном режиме. Не ожидал от лампы. Отлично идет быстрая электронщина, тот же Infected Mushrooms, или классический рок типа LZ. С металлом сложнее, но что-то типа Metallica отторжения не вызывает. Интересно, что Muzishare хорошо удаются внезапные фортиссимо несмотря на скромную мощность. Усилитель умеет резко и эффектно жахнуть.
5. Середина
Несмотря на замечание о скромном окрасе выше, довольно кайфовая. Вокал, духовые, струнные - очень приятная подача. При этом весьма разборчиво, с нюансами. Тембрально звучит относительно богато. Можно подушнить на тему, что это богатство искусственное из-за высоких искажений. Но если отключить рацио, то моим ушам такое приукрашивание понравилось.
Такой вау-эффект сразу после совсем уж нейтрального Линга. Но по мере привыкания, хочется еще немного поддать насыщенности и бархатистости в этом диапазоне. Все-таки в стоке Muzishare X7 выдает не самый "ламповый" звук. Но тут можно поиграться с лампами.
6. Бас
Количественно c басом довольно интересная история. Есть отличия в АЧХ по сравнению с моим референсным "транзистором" Arcam SA30 на той же акустике. У Музика заметный подъем на 100-150 Гц. Возможно, как-то влияют скачки и падения импеданса реальной акустики при низком демпинг факторе усилителя. Из-за этого он звучит более басовито, чем мои другие усилители.
Что с качеством? В принципе, неплохо. Сложные вещи отыгрывает без явного гула и упрощения, за вычетом комнатных мод. Но надо признать, что есть смягчение и некоторый недостаток хлесткости по сравнению с тем же Лингдорфом. Некритичные, но все-таки на мой вкус бас можно слегка подсушить. С JBL упругости немного больше, чем с Голдами. В общем, как и для любой лампы, чем легче акустика, тем лучше.
Я эксперементировал с заменой ламп, как входных, так и выходных, но какого-то влияния на количество баса не выявил. Даже KT120 дает такую же АЧХ, как и стоковые KT88. Но со 120-ми чуть лучше контроль на низах.
7. Сцена
Пожалуй, самая впечатляющая по масштабу сцена из того, что играло у меня дома. Играет широко и размашисто. Очень эффектно выделяет и выдвигает вперед вокалиста или духовые. С масштабом круто. Но зато неоднозначно в плане разделения. Образы укрупненные. Тем не менее объем тоже хороший. Для его передачи крайне важно точно настроить смещение для выходных ламп. Ну и само собой подбор всех ламп также крайне важен.
8. Мощность
45 Вт в ультралинейном и 25 Вт в триоде. В теории для моей акустики достаточно 1 Вт, чтобы выдать довольно высокий уровень громкости в 84 Дб в метре от колонок. На практике слушаю я с 4-х метров и не чистый синус, а реальную музыку с более высоким крест-фактором.
В общем, Музику приходится попыхтеть в моем случае. С ростом мощности уровень искажений довольно круто растет. Оптимум где-то в районе 5-10 Вт. На 20 Вт в ультралинейном мы уже подбираемся к 1%. Сильно наваливать громкости не стоит, непонятно, где там предел клиппинга. По моим ощущениям где-то на среднем положении. С триодным еще скромнее. Там запаса (headroom) практически нет. Но зато он хорош на малой громкости.
Тем не менее громкости хватает даже с моей абсолютно не "ламповой" акустикой. Ручка на 11 ч - это мой обычный режим, где-то в районе 75 дБ. На YouTube есть примеры связки с монструозными Totem Element Earth:
Click to view
9. Измерения
По паспорту SNR 92 дБ, THD 1% (хмм). Низкий уровень шума - это хорошо. На слух фона нет. Небольшой гул в колонках появляется только на выкрученной до самого конца громкости. Высокий уровень гармоник - спорно. С другой стороны многие именно за четные гармоники любят ламповый звук. Видео с измерениями Muzishare X7:
Click to view
По измерениям THD+N -54 дБ на 5 Вт, по современным меркам Hi-Fi - это прям совсем скромно. Из 620-ти измеренных на текущий момент усилителей Музик занимает примерно 580-е место. Но, что еще ждать от лампы? Для сравнения у в разы более дорогого PrimaLuna Evo 400 THD+N -51 дБ.
Отдельный вопрос, насколько слышны на реальной музыке, а не на чистом тоне, эти искажения в районе -60 дБ. Они вполне успешно маскируются музыкой. Да, и акустика во многом нивелирует разницу по сравнению с более "чистыми" усилителями. Для примера у моих Kef R3 Meta THD+N на 1 кГц как раз в районе 60 дБ.
В ультралинейном режиме на 5 Вт / 8 Ом THD+N примерно 0,2%. Выше 10 Вт картина заметно ухудшается. В видео очень интересный пример с выходными лампами. Для минимизации искажений пара ламп KT88 в одном канале должна быть точно подобрана. Если у вас выходные с заметным разбегом, то искажения просто взлетают.
В режиме триода на 5 Вт примерно также. Но зато триодный играет значительно чище на меньшей мощности. Отсюда вывод. На малой громкости триодный режим предпочтительнее. Если любите навалить погромче, то УЛ.
АЧХ очень ровная на статической нагрузке. Триодный режим примерно на 0,5 дБ темнее на верхах. Но эта разница на пределе слышимого уровня. Конечно, надо понимать, что эти измерения на статической нагрузке 8 Ом. Реальная акустика может давать большие подъемы и падения импеданса. И это может повлиять на тональный баланс.
Увы, перекрестные искажения эксперт не стал измерять. Вот это было бы интересно посмотреть.
10. Усилитель мощности
Несмотря на название задействованы все лампы. Не только KT88, но и входные. Более того, этот режим, судя по схеме, всего лишь обход регулятора громкости. Подключал, как пред, Lyngdorf TDAI-1120 и Matrix Element i2. Особой разницы не увидел.
Новый усилитель - не повод продавать старый, а повод использовать его, как пред/мощник.
11. Малая громкость
С более тугими MA Gold полноценный звук в стоке начинается ближе к 9 ч, но это уже довольно громко. С JBL 4309 начинает разборчиво играть гораздо раньше по громкости. В общем, чудес нет. Лампе надо акустику полегче. Триодный режим на малой громкости предпочтительнее.
12. Фонокорректор. По отзывам полное убожество. Проверять не вижу смысла. Просто считайте, что его нет.
13. Вход для наушников. Не проверял.
14. Режим триода.
В теории триодный режим должен давать более чистый и объемный звук, но при этом ухудшаются динамика и мощность. Измерения это подтверждают. Где-то до 5 Вт триод явно чище. Да, и на слух приятнее звучит, особенно на спокойных жанрах.
На форумах встречал отзывы, что триодный слишком темный. Но это не так. Если выровнять громкость по микрофону, то тонально оба режима довольно близки. Думаю, просто многие не докручивают громкость в триоде до УЛ. А чем громче, тем звук кажется ярче. Я также измерял микрофоном и каких-то заметных отличий в АЧХ не выявил.
Считаю, отличной темой, что в Muzishare X7 есть два режима. Можно выбрать наиболее подходящий под ваш вкус или жанр.
Обзоры Muzishare X7
Первый обзор - это сравнение Muzishare X7 с Marantz PM8006. И эксперт... предпочел китайца по всем параметрам кроме мощности. Я сам довольно долго жил с Marantz 7000n. И, скажу, что Muzishare X7 во многом интереснее. Очарование лампы - сильная штука, как оказалось.
Click to view
Еще одно сравнение Muzishare X7 и "транзисторного" бюджетника IOTAVX SA3. Тут обзорщик отдал предпочтение на ВЧ и НЧ транзистору, но на середине Музик обошел соперника.
Click to view
Совсем свежий и очень хвалебный обзор (2024-го года). Обзорщик, правда, очень специфический, но для расширения кругозора.
Click to view
Есть и новое (август 2024) видео на русском. Обзор обстоятельный и адекватный, рекомендую посмотреть.
Click to view
Замена ламп
На западных форумах можно встретить отзывы из серии: "Я поставил в Muzishare X7 такую-то лампу и он, как заиграл. Вообще, не узнать!". Начитавшись подобного, озадачился заменой лампой. Дело занимательное, но дорогое и трудозатратное в плане поиска интересных NOS ламп.
Первое время я был восторге от процесса. С каждой новой лампой я считал, что звук стал лучше. Накопив целый зоопарк, я решил сравнить все попарно. И при более тщательном прослушивании и анализе стало как-то неоднозначно.
Я даже как-то провел сравнение АЧХ всех своих ламп микрофоном. Подробнее об измерении ламп на Muzishare по ссылке:
Сравнение ламп 12AX7 Понятно, что звучание это не только частотная характеристика. Уровень шума, микрофонный эффект, разброс между каналами, характер искажений - все это индивидуально для каждой лампы. В эту сторону можно покопать. Второй момент, что стоковые могут показаться слегка "транзисторными". Поэтому можно поискать более мутные мягкие и теплые варианты. Но это вкусовщина.
В выходную секцию пробовал четыре варианта. Официально X7 поддерживает только KT88. Но решился на эксперименты с EL34 и KT120. А вот на KT150 не отважился.
KT88 Gold Lion Genalex и Shuguang KT88-Z. Если измерять АЧХ, то между ними и стоком Muzishare вообще никакой значимой разницы. Субъективно выбрал в итоге Shuguang. Кажутся на волосок потеплее и побогаче стока и Gold Lion.
KT120 Tung-Sol. Минусы: очень сильно греются, из-за высоты не ставится кожух. По микрофону баса ровно столько же, как в моих KT88, но контроль чуть лучше. Показались слишком нейтральными, скучноваты.
EL34B Tung-Sol. Играют, хотя распиновка 88 и 34 отличается. Увы, с EL34 в Muzishare X7 не работает настройка смещения. Выставлял 30 мА по KT88. Из приятного - стоят дешево, гораздо меньше греются, есть интересные NOS. Увы, без настройки смещения смысла в эльках нет. Ну, или покупать внешний измеритель тока.
Замена родного кенотрона на U77 Gold Lion Genalex повлияла на уровне "показалось".
По входным. На них цены не такие дикие (кроме совсем топчиков), поэтому можно развернуться. Я перепробовал девять ламп 12AU7 и семь 12AX7 в разных комбинациях. Новодельные: Shuguang серии Teana, Tung-Sol, Genalex, JJ, Electro-Harmonix. NOS: Mullard CV4003, Tesla, Telefunken, Siemens. Также вместо 12AU7 и 12AX7 ставил NOS Tungsram E80CC, они тоже подходят.
Занятно, что 12AU7 хоть и менее мощные и стоят в Muzishare, как фазоинверторы, но разница в звучании между лампами сравнима с драйверной 12AX7. Не стоит их сбрасывать со счетов при замене.
Сразу скажу, что Священный Грааль так и не был найден. Есть, конечно, еще топовые NOS, но втыкать их в бюджетный аппарат не вижу смысла. В плане АЧХ все, что пробовал, включая стоковые, не сильно отличаются между собой. См. выше ссылку на измерения. По сцене субъективно разница есть. Но подозреваю, что дело скорее в соответствии пар 12AU7 или разбеге между двумя триодами 12AX7. Т.е., возможно, зависит не от марки лампы, а от параметров конкретных экземпляров.
В целом tuberolling на Muzishare показал, что никакой катастрофы со стоковыми лампами нет. Но с нюансировкой звучания под свой вкус никто не мешает поиграться, благо все лампы очень распространенные.
После долгого перебора пришел к такому набору. Как видите, все новодельные:
4 x Shuguang KT88-Z
Genalex Gold Lion U77
Genalex Gold Lion ECC83/12AX7 Gold
2 x Electro-Harmonix 12AU7 Gold
Мои 12AX7.
Разное
К чему можно докопаться за полгода активной эксплуатации?
1. Слишком низкая чувствительность стрелок. Начинают плясать от 9 часов, а это уже достаточно громко. Левая стрелка чуть тормознее, хотя по микрофону по каналам разбега нет.
2. Пульт красивый, но слишком простой по функциям, только громкость и режим Mute. Как минимум, хотелось бы переключения ультралинейный/триод. Кнопки дребезжат, если потрясти. Слишком большой шаг регулировки громкости.
3. Нагрев. Не такой ужасный, как я ожидал. Тем не менее руку долго держать на трансе противопоказано. Транс и лампы жарят будь здоров.
4. Не рекомендую часто перетыкать лампы. У меня одно входное гнездо в итоге полетело, где-то отошла пайка.
5. Надо внимательно следить для какой лампы настраиваете ток смещения. Там не совсем очевидная нумерация. Т.е. можно случайно крутануть ток для одной лампы, а индикация на стрелке будет для другой. Так и сжечь можно.
6. Довольно долгий прогрев после выключения. По моим измерениям примерно 20 минут. После этого времени звук (АЧХ в частности) перестает колбасить, и Музик выходит на стабильный режим.
Из приятных фишек, про которые еще не упоминал, отметил бы следующее:
1. Моторизованный регулятор громкости от Alps. С пульта регулируется. Не тупит и шуршит, несмотря на б/у в три года.
2. Автоматической настройки тока нет. Но зато есть удобная и наглядная подстройка благодаря стрелкам на морде.
3. Плавное (30 сек) включение и выключение, с ними лампы медленнее выгорают .
4. Два режима. Ультралинейный и триодный. Отлично, что есть выбор.
5. Привлекательный внешне и удобный съемный защитный кожух для ламп.
6. Раздельное питание для входных и выходных ламп. Причем входные на кенотроне.
7. Внутри по картинкам все весьма аккуратно. Монтаж навесной, что считается круто. Мастера паяльника могут легко апгрейдить резисторы и конденсаторы.
Итоги
Я лично кайфанул от эстетики этого усилителя. Теплый свет ламп, стрелки. Меня чрезвычайно увлек процесс замены ламп, было очень интересно погрузиться в этом мир. В плюс усилителю, что тут используются самые распространенные типы. Выбор ламп для замены - очень широкий. Круто, что есть два режима, можно выбрать подходящий под определенный жанр.
Звучание Muzishare X7 оставило неоднозначные впечатления. Где-то получается красивое, где-то явно слышны компромиссы при сравнении с "камнем". Но делаю скидку на то, что обе мои акустики объективно не слишком подходят для лампы.
Есть и субъективный фактор. Для полного наслаждения ламповым звуком надо быть чуть менее рациональным человеком, чем я. Из-за этого часть удовольствия теряется. И, пожалуй, надо было использовать источник с эквалайзером, а еще лучше с румкоррецией. Но на тот момент у меня такого не было.
Тем не менее я полгода прожил с усилителем Muzishare X7 и не жалею. Опыт был интересный. Могу рекомендовать, как входную точку в ламповую тему. Несмотря на дешевизну и сугубо китайское происхождение Muzishare X7 - это хороший вариант попробовать лампу и перестать ее бояться или наоборот. Ожидать от усилителя за 75 тыс (цена на Али в апреле 2023) какой-то аудиофилии не стоит. Но это и далеко не начальный уровень.
(c) kolllak.livejournal.com