Начальная школа: только креативный учитель способен воспитать креативного ученика

Mar 05, 2023 09:32



Я уже несколько раз собиралась написать о том, как креативно преподавать математику в начальной школе.

https://klarissa45.livejournal.com/251781.html

Но каждый раз меня что-то останавливало.
А сегодня Игорь Борисович Писаренко опубликовал ссылку на интересную статью, которая доказывает, что только креативный учитель способен воспитать креативного ученика в начальной школе.
Именно основной учитель учит ребёнка способам подхода к разным нестандартным задачам.
Поэтому опять всё упирается в подготовку и переподготовку учителей. Ну и в стиль административного руководства. Разрешат ли учителю началки креативить?

И ещё, судя по списку литературы. Математика в началке должна переплетаться с музыкой, рисованием, окружающим миром, физкультурой. А это значит креативный учитель должен уметь петь и играть на музыкальных инструментах, хорошо рисовать, любить физическую активность и спорт, разбираться в музейной педагогике и в современных детских книжках и тд и тп





И где взять таких учителей взять в наше время?
Кстати, на семинарах вальдорфовских учителей есть занятия по теории языкознания, рисованию, рукоделию, театру.

Я с удовольствием шила, рисовала и играла в театральных пьесах на занятиях в России и в Дании. Нас учили педагоги из Германии, Дании, Норвегии, Великобритании, Швейцарии, России.

Почему этого нет в государственных педвузах?

Привожу здесь всю статью, как информацию к размышлению.

Свирилина, К. О. Креативные способности учителя и учащихся начальной школы / К. О. Свирилина. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Т. 0. - Уфа : Лето, 2013. - С. 97-100.

Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями в структуре содержания образования, введением новых стандартов и потребностями общества, которые диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее креативных способностей.

Активизация данного процесса в начальной школе требует создания креативной среды и высокого уровня педагогического профессионализма.

Данные положения обусловили выбор проблемы исследования, заключающийся в необходимости исследования влияния креативных способностей учителя на креативные способности учащихся начальной школы.

Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 г., обозначая способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Уже в 60-х гг. XX века их было более 60. Существует множество нюансов в определении данного понятия [3, с. 128-132.].

Дж. Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность [4, с.162-163].

Ильиным Е. П. креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4, с. 157].

Для Богоявленской Д. Б. понятие креативности, является также аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связанное с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом) [2, с 19].

П. Торренс выделяет следующие критерии креативности: беглость - способность продуцировать большое количество идей; гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи. Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму [7].

Развитие креативности обусловлено как социальными (макро, мезо, микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры креативности, в частности взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов. На основе анализа информации можно предположить, что психологическая структура креативности включает систему креативных параметров [1, с. 92].

В своем исследовании под креативностью мы будем понимать общую творческую способность человека (дивергентное мышление) порождать необычные идеи, находить оригинальные решения проблем, создавать нечто качественно новое. В основу исследования были положены критерии креативности П. Торренса - беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность.

Рассмотрим особенности развития креативных способностей младших школьников.

Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческого потенциала, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе.

Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.

Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Основными характеристиками ребенка являются: произвольность, продуктивность, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, потребность в новых впечатлениях, любознательность.

Таким образом, в младшем школьном возрасте должны создаваться наиболее благоприятные условия для выявления и развития креативных способностей младших школьников [8].

Ильин Е. П., проанализировав исследования креативности ученых, пришел к выводу, что существует три точки зрения на развитие креативности в онтогенезе. Согласно первой происходит постепенный непрерывный рост креативности с возрастом.

Е. С. Белова обнаружила, что детей с высокой креативностью среди шестилеток в два раза больше, чем среди пятилеток (соответственно 68,4 % и 31,6 %).

М. А. Сорокина тоже наблюдала рост креативности, но уже в младшем школьном возрасте.

М. С. Семилеткина, Е. И. Щебланова зафиксировали увеличение у детей всех показателей креативности в течение 6 месяцев в 1-м и во 2-м классах.

Е. И. Банзелюк выявлено увеличение креативности (по тесту П. Торренса, фигурная форма) от 6 до 8 лет; однако в период от 8 до 9 лет рост показателей креативности прекращается. При этом автор обращает внимание на то, что увеличение с возрастом показателя беглости может быть обусловлено большим развитием у детей 8 лет (по сравнению с шестилетками и семилетками) моторных возможностей, вследствие чего они быстрее рисуют и за отведенные 10 минут успевают нарисовать больше рисунков. Это не позволяет адекватно оценить количество продуцируемых идей у детей разного возраста. Но и среди детей одного и того же возраста преимущество в беглости получают те, у кого лучше развита моторика.

Вторая точка зрения предполагает, что по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается.

Как пишет Н. Б. Шумакова, дети до 6 лет проявляют высокую творческую активность, однако к 11 годам она снижается, но при этом меняется ее качественный характер.

Вопросы приобретают структуру гипотез, сужается их содержательная широта, но появляются новые вопросы, имеющие личностный смысл.

С 15 лет заметно возрастают различия в проявлениях творческой активности. Ученые, придерживающиеся третьей точки зрения, отстаивают представление о колебательном характере развития креативности.

Например, П. Торренс считает, что пики в развитии креативности приходятся на дошкольный возраст (5 лет), младший школьный возраст, а также на подростковый и старший школьный возраст (9 лет, 13 лет, 17 лет), т. е. примерно каждые четыре года наблюдается определенный подъем в развитии креативности.

Е. С. Жукова отмечает нестабильность характеристик креативности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих.

Причем одни показатели могут с возрастом увеличиваться, а другие - снижаться [4, с.188-189].

Главным условием обнаружения и развития творческих личностей является подобающая система обучения и воспитания, о чем свидетельствуют многочисленные исследования процессов творческого мышления и разработки положений о новых педагогических технологиях.

Методический аспект учебной развивающей среды воплощается во введении активных форм обучения, реализующих принципы личностно-ориентированной дидактики: психологических тренингах, «мозговых штурмах» и учебно-исследовательских конференциях [5, с.75-76.].

Когда учитель сталкивается с быстро изменяющимися тенденциями в мировой системе образования и необходимостью эффективно работать в своей сфере, то он должен обладать латеральным мышлением.

При латеральном мышлении, целью которого является генерация идей, на каком-то этапе возможна ошибка, но это не скажется на общем результате. Латеральное мышление не знает классификационных ограничений и отрицаний, оно созидательно, само задает направление и побуждает к дальнейшим поискам более того, оно может совершать скачки, выискивая любую целесообразную возможность для решения проблемы.

Латеральное мышление направлено на изменение существующих моделей и установок, оно базируется на поиск альтернатив, комбинировании, пересмотре исходных посылок, дроблении на части, применении метода «от противного».
Данный вид мышления характерен креативным людям.

Эти способности особенно необходимы учителям начальных классов.

Латеральное и вертикальное типы мышления тесно связаны друг с другом. Латеральное мышление можно и нужно тренировать и развивать, начиная с семи лет, то есть учитель начальных классов сам должен обладать латеральным мышлением, чтобы развить его у детей.

Цель латерального мышления - избавиться от стереотипных и привычных моделей и создать новые, даже противоречивые, но творческие и оригинальные, основанные на интуиции.

Обладая латеральным мышлением, педагог способен:

- генерировать просто невероятное количество новых и практичных идей;

- делать провокационные «заявления» и использовать их для создания новых идей;

- превратить провокационную идею в реалистичную и осуществимую; - конструктивно бросить вызов потоку стереотипных мыслей;

- атаковать проблемы с использованием большого количества лучших идей для получения немедленных операций;

- находить альтернативные решения проблем;

- превращать проблемы в возможности;

- формировать умение и готовность смотреть на вещи с разных сторон;

- дополнять аналитическое и критическое мышление творческим подходом; - создавать сюрпризные моменты, адекватные восприятию детей младшего школьного возраста;

- развивать способность удивляться;

- создавать новые методы и приемы в обучении детей, основанные на их функциональном и возрастном развитии [6, С. 29-30].

Для развития креативных способностей учеников начальной школы учителю необходимо уметь нестандартно, творчески мыслить и создавать педагогические условия, выявлять возможные пути и направления педагогической работы, благоприятствующие творчеству, развитию креативных способностей, воспитанию творческих качеств личности.

В нашем исследовании для выявления креативных способностей использовалась фигурная форма теста творческого мышления Е. П. Торренса. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

В исследовании приняли участие ученики и учитель 2 класса школы города Нижнеудинска.

На основании изучения критериев креативности класс разделился на группы по уровням креативности - низший - 22,2 % (4 человека), низкий - 66,7 % (12 человек), средний - 11,1 % (2 человека).

Результаты говорят о низком уровне креативности у большинства учащихся класса, исключение составляют двое учеников, у которых средний уровень креативности.

Соотношение результатов исследования критериев креативности у младших школьников показало, что наилучшим образом у них сформирована беглость (38,3 %), далее идут оригинальность (35,7 %) и гибкости (26 %).

Также исследовались такие критерии креативности как абстрактность названия, сопротивление замыканию и разработанность.

Можно отметить, что среди этих критериев лучшие показатели дети продемонстрировали по критерию разработанности (68 %). Критерий сопротивления замыканию сформирован у 28 % учащихся, абстрактность названия у 4 %.

Нами было выявлено, что учитель 2 «А» класса, где у большинства детей выявлен низкий уровень креативности, имеет недостаточный уровень развития креативности (ниже среднего).

Результаты исследования показали, что креативность учителя тесно взаимосвязана с развитием креативных способностей учащихся, поэтому педагогу необходимо, во-первых, творчески подходить к организации уроков и внеурочной деятельности.
Во-вторых, использовать методы развивающего характера, направленные на решение проблем, поиск нестандартных путей решения, развитие рефлексивных, логических умений.
В-третьих, создавать творческую свободную среду для развития воображения, моторики детей.
В-четвертых, необходима организация поисковой деятельности, которую отличает наличие сильно выраженного эвристического элемента, включающего в себя догадку, интуицию, «инсайт».

Литература:

1. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. - СПб.: СПбГУТД, 2006. - 267 с.

2.Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1983. - 191с.

3.Егорова, А. М. Музыкальное образование в общеобразовательной школе как фактор развития креативности учащихся [Текст] / А. М. Егорова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: 2011. - Т. 1. - С. 128-132

4.Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.

5. Панова, Л. В. Творческие способности и инновации в педагогической деятельности [Текст] / Л. В. Панова // Вестник ВЭГУ. - 2010. - № 1. - С. 29-30

6.Пищулина, Л. В. Формирование креативности в младшем школьном возрасте в условиях инновационной школы [Текст] / Л. В. Пищулина // Психология и школа. - 2009. - № 2. - С. 72-87

7. Критерии креативности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cword.ru/kriterii-kreativnosti.html.- Загл. с экрана (17.03.2013).

8.Тюгашкина, Ю. В. Проблема диагностики и развития творческого потенциала младших школьников классе эстрадного вокала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6933.pdf.

PS нашла коротенький подкаст про латеральное мышление

https://youtu.be/f08fBSEymco

Статья об оценке Математической креативности у старшеклассников

http://journals.tsu.ru/uploads/import/995/files/108-119.pdf

Открытые задачи развивают креативность. Открытые задачи по геометрии в 7 классе от преподавателей школы Интеллектуал

https://www.mathedu.ru/text/shnol_i_dr_sistema_otkrytyh_zadach_po_geometrii_7_klass_2009/p0/

Такие задачи можно придумать и для начальной школы.
Я так делала недавно на кружке 3 класса на задачах по теме «Возрасты».

https://klarissa45.livejournal.com/519624.html

Или при исследовании периметров и площадей на кружке 4 класса

https://klarissa45.livejournal.com/149480.html

Надо бы привести примеры самых известных креативных учителей начальной школы:
Марина Аромштам
Мария Ганькина
Лидия Филякина





Ганькина, творчество, подготовка к школе, дошкольники, waldorf, второй класс, 2 класс, 4 класс, первый класс, Аромштам, креативность, Писаренко, начальная школа, школа, полезное, 3 класс, 1 класс, кружок для родителей, математика для всех, Филякина, учителя, математика и жизнь

Previous post Next post
Up