Написано 30 июля 2020 года
Прежде всего стратегия - более общая штука, чем тактика, то есть в рамках одной стратегии можно использовать несколько тактик.
У древних греков, от которых нам достались эти слова, так и повелось: стратегия - это "искусство полководца", общий, размашистый план военной деятельности, на долгий срок. А тактика - это инструмент достижения поставленных целей, согласованный с общей стратегией и являющийся ее частью. Изначально тактика предназначалась для анализа расположения и передвижения воиск.
Еще пример, который приходит в голову, из шахмат: стратегия - общая идея, долгосрочный план игры, основанный на том, как фигуры стоят на доске, как они защищены (особенно король) и т.п. Тактика - короткая последовательность ходов, в идеале направленная на достижение стратегических планов: поставить "вилку" фигурам противника, атаковать защиту, обычно на такие тактические штуки уходит от 2 до 5 ходов, не больше.
Цитата с сайта
https://thequestion.ru/questions/25679/chem_otlichaetsia_strategiia_ot_taktiki_68e9393e На прошлой неделе ко мне обратились две знакомые мамы с вопросами,
как решить задачи из книжек, по которым они занимаются с детьми.
Ниже я приведу задания и учебные пособия, а также возраст детей.
Но это в контексте данных рассуждений не важно.
Важны несколько пунктов для организации занятий с собственным ребенком.
1. Цель, которую вы ставите (выучить таблицу умножения, понимание текстовых задач, решение олимпиадных задач и тд)
2. Оценка ваших возможностей
( сможете ли вы сами сходу решить любую олимпиадную задачу для 1-4 класса,
как вы будете мотивировать ребенка на изучение таблицы умножения или решение олимпиадных задач или головоломок,
есть ли у вас знакомый математик, который сможет вас проконсультировать)
3. Игровые методики освоения математики применять нужно обязательно.
4. Заставлять ребенка сидеть и решить просто так из книжки задачи бессмысленно. По крайней мере до 7 класса.
Тем более, если вы можете проверить только ответ, а не решение.
То есть надо брать например задачник "Сказки и подсказки" Козловой для учеников, которые закончили 3-5 классы.
5. Не бойтесь собственных преподавательских ошибок.
Не ошибается только тот. кто ничего не делает.
В рамках одного лета все можно исправить.
Крайности - превозносить или принижать свои педагогические математические способности- плохи одинаковы
Вы тоже нарабатываете опыт решения олимпиадных задач и занятий с ребенком.
Даже если вы когда-то занимались со старшим ребенком, младший на него не похож.
6. Ваш ребенок уникален и неповторим.
Если Петя в 5 лет читает, а Ваня в 7 лет занял первое место в олимпиаде 2х2, то ваш ребенок самостоятельно в 3 года научился прыгать через лужи и с 6 лет красиво рисует бабочек в альбоме, что тоже прекрасно.
Не надо мучить ребенка математикой, если он пока к этому не готов.
Но если вы решились заниматься с ребенком математикой, то для него это будет игра. а для вас серьезная работа.
Это значит, что даже если вы живете на даче с ребенком в расслабленном состоянии, то халявы в занятиях быть не должно.
Все задания, которые вы даете ребенку должны быть вами прорешаны.
Кроме того вы должны придумать НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ решения задачи. Потому что найденное вами решение в интернете ребенку может быть непонятно, а чем ребенок меньше тем труднее его заставить верить в непонятные для него понятия и факты (это десятикласснику можно сказать, что здесь действует теорема Пифагора, ее и надо применять)
У вас должен быть более-менее конкретный план с целями и задачами.
То есть, для достижения разных целей существуют разные способы и разные учебные пособия.
И сваливать все в одну кучу нельзя.
Нельзя также пытаться впихнуть в ребенка невпихуемое и бежать впереди паровоза.
Бесспорно учителю легче не только в силу профессионализма, но и в силу опыта.
Я вспоминаю ситуацию, когда вела кружковые занятия в 5 первых классах.
Занятие в 1а проходило несколько скомканно.
Мне было трудно предположить какое задание заинтересует детей, а какое не вызовет интереса.
Насколько быстро дети увидят изюминку задачи.
На занятиях по этой же теме в 1б и 1в я оттачивала свое мастерство.
И только занятия в 1г и 1д проходило, как по нотам.
Я была дирижером, и по мановению моей палочки дети четко и быстро решали задачи.
Да, мы играли в математику, но дети не отвлекались, не баловались и тд.
Обычному родителю опыт придется нарабатывать в процессе.
Но, имея более-менее четкий план, не спешите заниматься строго по нему.
На каждом последующем занятии надо вспоминать и проверять, что было усвоено на предыдущих.
Если не усвоено, то теперь можно попыться попробовать другой способ или другую игру.
Да-да, если вы занимаетесь с дошкольником или младшим школьником, то надо играть в задачи.
Как это делать, я расскажу на примере задач, про которые у меня спрашивали.
Итак.
Задача 1.
Учебник математики Ивановой 2 класс, 2 часть, страница 90, задача 9
Муми-тролль и Снусмумрик, гуляя по парку набрели на круглую поляну, обсаженную дубами.
Муми-тролль пошел вокруг поляны, считая деревья.
Снусмумрик сделал то же, но начал с другого дерева.
Дерево, которое было у Муми-тролля под номером 31, у Снусмумрика было под номером 13.
А то, что было под номером 13 у Муми-тролля, у Снесмумрика было 35.
Сколько дубов росло вокруг поляны?
Пусть ваш ребенок закончил 2 класс.
И вы хотите дать ему эту задачу.
Какова должна быть ваша последовательность действий?
1.Подготовиться к объяснению, кто такие Муми-тролль и Снусмумрик.
Почитать сказку, показать картинки и посмотреть мультики.
Если у вас нет времени на это, то замените Муми-тролля и Снусмумрика на Петю и Васю.
2. Объясните ребенку, что такое движение по кругу.
Можно двигаться по часовой стрелке, можно против часовой стрелки.
3. Посадите в кружок куклы или машинки.
Разложите шишки. камешки, шашки и тд
Естественно 35 предметов брать не надо.
Возьмите для начала 6 -10.
И покажите, что, когда предметы расположены по кругу, то откуда считать непонятно.
Возьмите бумажные наклейки разных цветов, напишите на них цифры и приклейте к предметам.
И окажется, что на желтых будет одни номера, а на красных другие.
4. Если вы сами не можете решить данную задачу, то можно загуглить
Что вы найдете?
- аналогичную задачу для 11 (!) класса
http://problems.ru/view_problem_details_new.php?id=64551- задачу для 5 класса
http://mmmf.msu.ru/circles/z5_2019-20/07-B.pdfРешение задачи, которую не может решить даже преподаватель Татьяна
https://ankolpakov.ru/2010/12/07/reshenie-repetitorom-po-matematike-elementarnyx-zadach-i-korotkie-otvety-na-vashi-voprosy/ Что это значит?
Это значит, если ваш ребенок еще не дорос до этой задача,
то ему достаточно освоить круговое движение и разные способы подсчета деревьев.
К задаче вы вернетесь в 4-6 классе.
Можете рассказать ребенку решение, если вам так уж хочется.
Сами тогда его лучше поймете!
Задача 2.
Из пособия
Жени Кац "Панда. Играем в математику" для 1 класса 1. Родители думают, что если пособие для 1 класса. то детям, которые уже ЗАКОНЧИЛИ первый класс по нему заниматься слишком легко. Значит надо взять эту книгу для БУДУЩИХ первоклассников.
Если дети не прочитают задание, то его можно прочитать ребенку вслух.
2. ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ. Эту фразу в заглавии родители не замечают.
Вручают малышу карандаш или ручку и просят рисовать.
3. Не задумываются над тем, почему у этого пособия такой низкий рейтинг - 5.91
https://www.labirint.ru/books/702040/А низкий он потому, что автор ставил перед собой другие цели и задачи.
Родители же считают, если ответов в задачнике нет, и решить они сами задачи не могут, то книжка плохая.
Особенно автора отзыва на Лабиринте возмутила эта задача, которую не смог решить по её словам консилиум родителей.
А просто надо было взять в руки карандаш и нарисовать по 1 палочке на каждом столе, а потом добавлять по две до тех пор пока не получится нужное количество.
Однако 7+2n не может быть четным числом 16. Значит это опечатка. Надо заменить 16.
Возможен и другой вариант. Оставить один столик пустым. За него никто не садится, потому что он ЗАБРОНИРОВАН.
Есть ещё и третий вариант.
Можно сдвинуть два столика, как иногда делают посетители кафе.
Получается, что это очень полезная задача!
Она может показать ребёнку, что задача может иметь разные решения и разные ответы.
Итак, что надо делать.
1. Решать задачи ПОСЛЕ 1 класса, а не ДО.
Хотя бы для того, чтобы ребенок понял, как важно прочитать и понять задание самому.
2. Нарисовать картинку мелом на асфальте палочкой на земле или малярным скотчем на полу квартиры или дачи.
Попросить ребенка походить по клеточкам.
Потом сделать змейку из веревочки, бинта или ленточки.
И проползти игрушечной змейкой по картинке разными способами.
3. Если задание непонятно даже взрослому. то пособие стоит отложить и взять какое-нибудь другое.
Если ребенок уже прорешал
тетрадку Жени 5-6 лет, а
на 7 лет тетрадка ему сложна, то возьмите другую книжку.
Сейчас их вагон и маленькая тележка.
Возьмите уже
Петерсон за 1 класс, если вам так хочется!
Скачать можно
здесь, но учтите, что черно-белый вариант для ребенка уныл и неинтересен.
Там по крайней мере вначале одни картинки и изученике общих понятий. а не скучное сложение 1+1=2
Только скачайте
пособие для учителя, чтобы понять, что надо делать.
PS Про пособия для занятий читайте
https://klarissa45.livejournal.com/108865.html https://klarissa45.livejournal.com/247239.html https://klarissa45.livejournal.com/149949.html PS Про креативность и познавательную деятельность во время математических занятий в июне 2022 собираюсь написать отдельный пост.