Скачать компьютерную презентацию в формате *.ppt
http://yadi.sk/d/xAegrRRD40OEyВведение
Город Жуковский известен во всем мире, как авиаград. В 30-е годы XX в. именно здесь начала активно развиваться наша авиация.
Но, к сожалению не все знают, что в нашем городе есть еще одна достопримечательность, о которой необходимо помнить и гордиться.
В 30-е годы в поселке Кратово была построена Детская железная дорога, которая работает до настоящего времени и называется Малая Московская детская железная дорога.
Не все знают о том, что в Москве и Московской области это единственная детская железная дорога. Она была построена одной из первых в стране.
Самая первая детская железная дорога была построена 80 лет назад - в 1933 г. в московском парке культуры и отдыха имени Горького, но в 1938 году ее закрыли.
В этом году сразу несколько юбилейных дат посвящены развитию железнодорожного транспорта: 175 лет железнодорожному транспорту а России, 80 лет первой детской железной дороге, 75 лет со дня открытия Малой Московской железной дороги.
К этим юбилейным датам мы решили провести исследовательскую работу, сделать презентацию об истории Детских железных дорог и подробно рассказать о нашей местной достопримечательности - Малой Московской железной дороге, а также узнать, когда и где можно записаться в клуб «Юного железнодорожника» для будущего профессионального самоопределения школьников.
Мы решили провести опрос среди школьников и выяснить, что они знают о Малой Московской железной дороге.
Вопросы:
Где находится Малая Московская железная дорога?
Когда она была построена?
Хотели бы вы узнать больше об этой железной дороге?
В каком году и где была построена первая Детская железная дорога?
Хотели бы Вы узнать об этом больше?
Опрос показал: многие школьники не знают, где находится Малая Московская железная дорога, никто не ответил на вопрос 4, но большинство заинтересовались этой темой и хотели бы узнать больше.
Цель работы:
Изучить историю строительства и функционирования Московской Малой детской железной дороги и других детских железных дорог.
Узнать, когда и где можно записаться в клуб «Юного железнодорожника» для будущего профессионального самоопределения школьников.
Задачи:
1. Поиск информации из различных источников: интернета, семейных архивов, фото и видеоматериалов.
2. Систематизация и анализ полученной информации.
3. Подготовка компьютерной презентации для показа во внеурочное время школьникам.
Методы исследования:
Изучение материалов о ММДЖД - опрос очевидцев событий,
изучение литературы и материалов Интернет- сайтов.
Глава 1. Детская железная дорога
Любовь моя - железная дорога!
Упругая стальная колея,
Профессий самых разных очень много,
Но лучше всех профессия моя!
Петров В.
1.1. Что такое детская железная дорога (ДЖД)
Очень многие, услышав слова «детская железная дорога», тут же представят себе игрушечную железную дорогу с крохотными паровозиками и вагончиками. На самом деле детская железная дорога - это самая настоящая железная дорога, правда, узкоколейная, но по ней ходят самые настоящие поезда. А почему же она детская? Да потому, что работают на ней школьники 9-15 лет.
Детские железные дороги (ДЖД) - учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 9 - 15 лет изучают основы железнодорожных профессий. Основной частью детских железных дорог является железнодорожная линия узкой колеи, на которой проходят практические занятия юные железнодорожники (обычно летом). В остальное время года на ДЖД проводится теоретическое обучение детей. Детские железные дороги стараются, как можно сильнее приблизить к прототипу - железным дорогам общего пользования. Поэтому на ДЖД, насколько это, возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах. Принятые на ДЖД правила обслуживания также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования.
1.2. Краткая характеристика
Как правило, ДЖД представляет собой независимый от общей сети железных дорог участок узкоколейного пути (колея, как правило, 750 мм) протяжённостью от 1 до 11 км, нередко кольцевой. Особого транспортного значения детские железные дороги обычно не имеют. Чаще всего они прокладываются в городских парках и зонах отдыха.
Во время эксплуатационного сезона, чаще всего летом, дети под руководством опытных инструкторов на практике закрепляют полученные за год знания, самостоятельно выполняют все основные работы по обслуживанию железной дороги.
1.3. История ДЖД
Первая ДЖД в мире была открыта в Москве в 1932 или 1933 году в парке Горького и использовалась скорее в развлекательных целях, нежели учебных. Была электрифицирована. Просуществовала недолго, к 1939 году её уже не существовало. По непонятным причинам факт существования этой ДЖД в Советском Союзе всегда замалчивался. Сохранилось только два источника, подтверждающих существование ДЖД в парке Горького: заметка в газете «Вечерняя Москва» за 9 января 1933 года и краткое упоминание в брошюре «25 детских железных дорог СССР» 1936 года издания.
24 июня 1935 года аналогичная дорога по инициативе грузинских школьников была открыта в городе Тифлисе (ныне Тбилиси). Именно она официально считается первой в мире детской железной дорогой. Участники строительства через газету «Пионерская правда» обратились к своим сверстникам с призывом строить ДЖД в других городах страны. Идея получила поддержку наркома путей сообщения Л.М.Кагановича и академика В.Н.Образцова, после чего ДЖД стали строиться в столицах почти всех союзных республик и в местах размещения управлений железных дорог.
1.4. Подвижной состав ДЖД.
Паровозы
Как правило, на ДЖД использовался тот же подвижной состав, что и на обычных узкоколейных железных дорогах Советского Союза. До войны и в первые послевоенные годы это были паровозы, в частности Гр, паровозы проекта П24 (различные модификации) и другие. С шестидесятых годов паровозы стали заменяться тепловозами, но на некоторых ДЖД они проработали до восьмидесятых и даже до девяностых годов, а на Киевской и Ростовской ДЖД паровозы Гр (в Ростове-На-Дону и в Киеве) продолжают работать до сих пор (по состоянию на 2010 год). На Малой Горьковской ДЖД (в Нижнем Новгороде) до сих пор работает паровоз Кп4-430.
Тепловозы
Тепловоз ТУ7А на Минской детской железной дороге
Тепловоз ТУ7А
1 на Малой Южной железной дороге.
В конце 1950-х - 1960-х годов на железных дорогах Советского Союза всё больше распространение стали получать тепловозы. Не отставали от «старшего брата» и ДЖД. На детские железные дороги поступали тепловозы ТУ2, ТУ3, ТУ4, ТУ6 (ТУ4 и ТУ6 - очень редко, так как имели слишком сложное управление). В конце 1980-х годов проводилась разработка проекта тепловоза ТЭУ-16, специально для нужд детских железных дорог, однако из-за распада Советского Союза и последовавшего за ним экономическим кризисом, ТЭУ-16 так и не был создан в металле.
В 1980-х годах на ДЖД стали поступать тепловозы ТУ7, которые начали постепенно вытеснять тепловозы более ранних серий, в первую очередь - ТУ2. Тем не менее на ДЖД до сих пор сохранилось большое количество ТУ2.
В 2010 году на Камбарском заводе (Удмуртия) собран первый специализированный тепловоз ТУ10 для детских железных дорог.
Электровозы
В отличие от тепловозов, электровозы не получили распространения на ДЖД. В 1960 году группой энтузиастов из конструкторского бюро Всесоюзного научно-исследовательского института торфяной промышленности (ВНИИТП) был разработан проект специального электровоза для ДЖД, получивший индекс ВЛ-4, однако электрификация ДЖД была признана слишком опасным делом, и электровоз построен не был.
Имеются данные, что на ДЖД в Ужуре (близ Красноярска) использовалось два электровоза ЭД-1 (электровоз детский, первый тип), однако информации об этой ДЖД имеется крайне мало, поэтому этот факт нельзя считать достоверным с полной уверенностью.
Вагоны и моторвагонный подвижной состав
Помимо поездов локомотивной тяги, иногда на ДЖД использовались и моторвагонные поезда. Так, на детских железных дорогах в Москве (ЦПКиО им. Горького) и Ужуре использовались самодельные электропоезда. На ДЖД в городе Коммунарске (ныне Алчевск, Луганская область, Украина) использовалась автомотриса (самоходный пассажирский вагон) АМ1.
До войны на детских железных дорогах использовались вагоны дореволюционной постройки (в том числе Коломенского завода и иностранные). После войны на ДЖД поступали вагоны Pafawag польского производства (с 1956 по 1960 год) на 38 сидячих мест. В конце 1980-х годов они стали заменяться вагонами ПВ40 и ПВ51, которые производились Демиховским заводом (Орехово-Зуево, Московская область) с 1950-х годов.
В 1989 году производство вагонов для колеи 750 мм в Советском Союзе было прекращено. В 2003 году завод «Метровагонмаш» (Мытищи, Московская область) получил заказ на узкоколейные пассажирские вагоны для строящейся Новосибирской ДЖД. Первая партия новых вагонов, была отгружена заказчику в августе 2004 года. Осенью 2004 года «Метровагонмаш» получил от Московской железной дороги заказ на новые узкоколейные пассажирские вагоны для Кратовской ДЖД.
Самодельный подвижной состав
Обычно создание детских железных дорог поддерживалось дирекцией отделений настоящих железных дорог. Однако иногда случалось и так, что правление отделений железных дорог не проявляло интерес к ДЖД, и некоторые ДЖД создавались буквально на одном энтузиазме. Естественно, раздобыть настоящие локомотивы и вагоны энтузиасты не могли. Взамен изготавливались самодельные локомотивы, нередко с использованием деталей и узлов автомобилей. Конечно, по своим параметрам они не могли соответствовать локомотивам, построенным промышленностью, однако и такие машины позволяли организовывать работу детских железных дорог.
Красноярская детская железная дорога за всё время своего существования использовала только самодельные локомотивы. Связано это с нестандартной шириной колеи - первоначально 305 мм, позднее - 508 мм.
1.5. Значение ДЖД
Профориентация
На детских железных дорогах юным железнодорожникам преподаются основы практически всех железнодорожных специальностей. При этом самостоятельная работа во время летней практики способствует возникновению интереса детей к работе на железной дороге.
В 1950-е - 1970-е годы от трети до половины выпускников детских железных дорог поступали в железнодорожные средние специальные и высшие учебные заведения. В последние годы этот процент заметно снизился. Многие жители Жуковского, еще недавно занимавшиеся на Кратовской ДЖД, сейчас учатся в МИИТ (Московский институт инженеров транспорта).
Воспитание детей
Педагогическое значение детских железных дорог невозможно переоценить.
Работа на железной дороге немыслима в одиночку, без взаимодействия с другими сотрудниками. Благодаря этому юные железнодорожники учатся работе в коллективе.
Единые смены юных железнодорожников состоят из детей разного возраста, разных годов обучения. На многих должностях (например, проводник вагона, ревизор, кассир) юным железнодорожникам приходится тесно общаться с посетителями дороги, в том числе и со взрослыми. Это способствует развитию навыков общения детей не только со своими ровесниками.
Работа на детской железной дороге даёт детям осознание ответственности за свои действия, приучает к дисциплине и соблюдению правил техники безопасности.
Помимо всего перечисленного детская железная дорога может и должна использоваться для организации досуга детей (участие в кружках по интересам в свободное время, проведение вечеров отдыха, конкурсов), эстетического развития их личности (при многих ДЖД действуют кружки рисования, кино- и фотостудии, музыкальные и танцевальные кружки и др.), а также расширения кругозора (экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта, встречи с интересными людьми).
Транспортные функции
Чаще всего ДЖД не имеют транспортного значения, и воспринимаются пассажирами исключительно как парковый аттракцион. Лишь иногда детские железные дороги служат для доставки пассажиров из города в пригородные зоны отдыха (примеры: Чита, Оренбург, Свободный (Амурская область), Чимкент (Казахстан).
Но из этого правила есть и исключения. Во время Великой Отечественной войны детская железная дорога в городе Свободный использовалась для подвоза продовольствия из пригородных совхозов. После войны ДЖД в Вильнюсе служила для доставки угля на одну из городских ТЭЦ, а ДЖД в Нижнем Новгороде (Горьком) - как один из видов общественного транспорта, наравне с трамваями и автобусами, при этом зарабатывая определённые финансовые средства.
К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог. Но со временем их количество резко сократилось. В настоящее время в России функционирует 25 детских железных дорог, которые расположены в крупных городах.
1 ТУ* - здесь и далее «Тепловоз узкоколейный»