История и современность Малой Московской железной дороги (глава 2)

Mar 24, 2013 10:02


Глава 2. Малая Московская железная дорога.

2.1. Строительство и открытие ММЖД.

В некоторых источниках сообщается, что «…Детская железная дорога создана в 1935-1937 годах на базе дореволюционного трамвайного депо.»  Депо это было частью поселка железнодорожников Прозоровское, а трамвай должен был доставлять рабочих со станции до больничного городка, однако трамвай так и не был достроен. На месте больничного городка сейчас находится дворец, построенный Николаем Карловичем фон-Мекком до революции. Сейчас в нем находится замечательный Театр «Стрела». Н.К. фон Мекк (1863-1929)  был руководителем строительства Казанской железной дороги, одним из пионеров автомобилизма и автоспорта России, организатором и участником многих автомобильных соревнований.

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.



Совет решительно взялся за дело и уже через неделю (6 ноября 1935 года) члены совета нашли поддержку в управлении Московско-Рязанской железной дороги. В Кратовской, Быковской и Раменской школах были созданы «кружки юных изыскателей», ставшие впоследствии кружками юных железнодорожников. Под руководством инженеров Московско-Рязанской ж.д. школьники самостоятельно (!) провели изыскательские, то есть геологические и топографические работы и разработали проект дороги.

После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры начали строительство своей дороги, причем все строительные работы они выполняли сами. На самых тяжелых работах им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (построен на заводе Оренштайн и Коппель, Германия). К сожалению, нам не известно, как долго проработал этот паровоз на Кратовской ДЖД, но очень скоро ему на смену пришел паровоз ИС-1 постройки Коломенского завода.

К 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2.3 километра путей (в том числе 1.8 км главного пути), временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича и Школьная.

Всю зиму продолжалась подготовка подвижного состава и обучение юных железнодорожников. В апреле 1937 года все уже было готово к открытию движения по Детской железной дороге. Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. Вести первый поезд было доверено Вениамину Пасынкову, с самого первого дня ставшему активистом совета содействия строительству дороги.

2.2. Первые годы работы ММЖД.

В последующие годы дорога продолжала развиваться. Летом 1940 года исключительно своими силами юные железнодорожники построили еще почти 2 километра пути, здание вокзала на станции Путь Ильича и новую станцию Культбаза с разворотным треугольником для паровозов (на станции Путь Ильича для оборота паровозов использовалась разворотная петля). Реконструкция была закончена к дню железнодорожника, 4 августа. Тогда же по решению ЦК профсоюза железнодорожников в распоряжение детской железной дороги была передана и сама культбаза.

Открытие летнего сезона 1941 года было намечено на 22 июня. Вместо него, собравшиеся на митинг юные железнодорожники слушали сообщение Совинформбюро о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Летом 1941 года детская железная дорога еще работала некоторое время, но ближе к осени все-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налетов. Кстати, возле дворца фон-Мекка располагалась база бомбардировщиков, которые уже в первые дни войны летали бомбить Берлин.

Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.

За героизм и самоотверженный труд в годы войны трем юным железнодорожникам присвоено звание Героя Советского Союза, еще 12 - награждены медалями «За оборону Москвы».

2.3. ММЖД после Великой Отечественной войны.

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники, опять же своими силами, приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение на ДЖД было восстановлено, хотя полностью восстановительные работы завершились лишь летом 1947 года.

С этого времени длина главного пути дороги составила 3.8 километра, а полная эксплуатационная длина -  4,962 км (по данным на 1969 год). Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.

В 1950 году юные железнодорожники в честь выборов в Верховный Совет СССР своими силами построили мотовоз и подарили его Лестрансхозу Печерской жд.

В 1957 году Малой Московской железной дороге, взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1, был получен тепловоз серии ТУ2 и четыре цельнометаллических вагона польской постройки. В том же году на станции Пионерская построено каменное депо на два ангара.

Несколько лет в начале 60-х Кратовская ДЖД работала круглый год. Для расчистки путей от снега имелся самоходный щеточный снегоочиститель и изготовленный своими силами навесной снегоочиститель для тепловоза ТУ2. При изготовлении навесного снегоочистителя были использованы некоторые узлы отслужившего свое паровоза ИС-1. К сожалению, Кратовская ДЖД очень быстро вернулась к обычному своему режиму работы, которым движение поездов предусматривалось только летом.

В 1971 году, во время капитального ремонта дороги, в путь были уложены рельсы Р43, на станции Пионерская смонтирована маршрутно-релейная централизация, на станции Путь Ильича электрическая централизация, а на перегоне между ними автоблокировка. Тогда же был разобран обгонный путь на станции Школьная, что сделало невозможным обращение на дороге двух составов.

В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов. Последний из паровозов - Рп-771 был отставлен от работы, а вместо него получен тепловоз ТУ2-129. Еще несколько лет Рп-771 можно было увидеть на запасных путях станции Пионерская, а впоследствии он был сдан в металлолом.

В 1979 году на станции Пионерская построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа.

В 1982 году на смену вагонам Pafawag пришли цельнометаллические пассажирские вагоны ПВ40 Демиховского завода, которые эксплуатируются до сих пор.

В середине 80-х годов дорога получила в свое распоряжение два тепловоза ТУ7.

К сожалению, новые тепловозы не подошли Кратовской ДЖД по соображениям безопасности. Так, при движении тепловоза капотом вперед, машинист-инструктор практически не имел обзора вперед, что весьма опасно при проследовании «слепых» кривых малого радиуса, которых на этой дороге немало.

Рассматривалось несколько вариантов решения этой проблемы: вождение поездов двумя локомотивами, сцепленными капотами друг к другу или двумя локомотивами, прицепленными с обоих концов состава. От первого варианта пришлось отказаться сразу, поскольку длина тупиков не позволяла выполнить обгон локомотивов на конечных станциях. Во втором же случае маневровая работа на конечных станциях сводилась к нулю, что пагубно сказалось бы на качестве подготовки юных машинистов. От этого варианта тоже решили отказаться, оба тепловоза были отставлены в запас.

В 90-х годах с одного из этих тепловозов, а именно с ТУ7-2729 был снят дизель, необходимый для капитального ремонта тепловоза ТУ2-129. С тех пор ТУ7-2729 используется исключительно как «донор запчастей» для остальных тепловозов.

2.4. Современность ММЖД.

19 июля 2002 года полностью сгорели станционные постройки на станции Юность. До конца сезона управление стрелками на станции Юность осуществлялось вручную, а станционная громкоговорящая связь отсутствовала.

В мае 2003 года средства СЦБ (сигнализации, централизации, блокировки) на станции Юность были полностью восстановлены, а в середине лета 2003 на станции возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.

К началу сезона 2004 года на станции Пионерская восстановлен разобранный много лет назад разворотный треугольник и для предотвращения неравномерного износа гребней колесных пар произведен разворот всего подвижного состава.

Осенью 2004 - весной 2005 года по инициативе Управления Московской железной дороги прошла большая реконструкция Кратовской ДЖД. Главный путь ДЖД переложен на бетонных шпалах, полностью заменены все средства СЦБ, в том числе, смонтирована межстанционная оптоволоконная линия связи.

Взамен старых вагонов ПВ51 заводом «Метровагонмаш» по спецзаказу были построены новые. Для обеспечения сохранности нового подвижного состава, на месте второго пути станции Пионерская сооружён 70-метровый ангар. Все станционные постройки ДЖД и даже стрелочные посты облицованы сайдингом (цветными пластиковыми панелями), оборудованы современными пластиковыми окнами и дверями.

Существенные перемены коснулись и парка тягового подвижного состава. Тепловоз ТУ7-2729 был списан и сдан в металлолом. Оба тепловоза ТУ2 - отправлены на капитальный ремонт в Рязань. По окончании ремонта изменившийся до неузнаваемости ТУ2-078 вернулся на Кратовскую ДЖД, а ТУ2-129 собирались передать на Новомосковскую ДЖД (Тульская область). (В обмен на тепловоз ТУ2-126, капитальный ремонт которого не успели завершить к началу сезона.) Но до осени 2005 года ТУ2-129 так и не поступил ни на одну, ни на другую ДЖД (только 10 ноября он был доставлен в Кратово). Зато тепловоз ТУ7-2728 был подготовлен к отправке в запас и вскоре вывезен с территории ДЖД.

За годы своего существования дорога дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича в 1991-92 году была переименована в Юность. Станция Культбаза была переименована в Пионерскую не позже 1951 года.

В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.

Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-15 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево. Полный курс обучения 4-5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресение августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ).

Тем, кто захочет заниматься в кружке, будет полезна следующая информация:

Курс обучения в кружке рассчитан на 4 учебных года. После каждого года обучения, летом, учащиеся имеют возможность работать на Московской детской железной дороге (в подмосковном Кратово) и на практике знакомиться с изученными железнодорожными профессиями, в том числе, помощника машинист, машиниста, поездного диспетчера.

Выпускники кружка, успешно прошедшие весь курс обучения и отработавшие практику на детской железной дороге, получают свидетельства установленного образца, которые при прочих равных условиях дают преимущество при поступлении в железнодорожные учебные заведения.

Занятия в кружке проводят преподаватели и студенты университета. Обучение бесплатное, один раз в неделю, в вечернее время. Запись проводится с 1 сентября до 15 октября каждого года. Возраст - 6-8 класс.

Если Вы хотите записать своих детей в кружок - позвоните руководителю кружка

Александру Вячеславовичу Литвинову:

+7 (926) 361 65 92

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  • материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)

  • материалы РГАКФД

  • Детские железные дороги МПС России, М., ЦДДЖ, 1999

  • материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова

  • материалы из архива Кратовской ДЖД

  • Малая Московская железная дорога, буклет, 1997

  • Отчет о работе малой Московско-Рязанской жд, 1953

  • «Вечерняя Москва», 15.06.1945

  • «Вечерняя Москва», 08.06.1946

  • «Вечерняя Москва», 13.06.1946

  • «Московский большевик», 13.05.1947 «Московский комсомолец», 22.06.1948

  • «Пионерская правда», № 61, 30.08.1948

  • материалы, предоставленные М.Б. Козиной, начальником ДЖД


Интернет-ресурсы:

доклад

Previous post Next post
Up