Железнодорожная линия Дорошиха - Васильевский Мох

Apr 26, 2015 22:15

Васильевский Мох - посёлок вблизи города Твери, типичный пригород. Многие его жители каждый день ездят на работу или на учёбу в областной центр. Именно в ближних пригородах, как правило, железнодорожное сообщение развито лучше всего. Но железная дорога, ведущая из Твери в Васильевский Мох стала исключением...



Сооружение железной дороги широкой колеи, ведущей к торфопредприятию "Васильевский Мох", началось в 1930-е годы. К тому времени при торфопредприятии уже существовал посёлок с таким же названием. Основным перевозимым грузом был торф, который добывался на месторождениях и доставлялся в посёлок по узкоколейной железной дороге. Началом дороги широкой колеи стала станция Дорошиха на магистрали Москва - Санкт-Петербург. Для пассажирских поездов, которые курсировали здесь с момента открытия линии, были сооружены две остановочные платформы: 10 километр (Жорновка) и Завод "Метиз". Название второй из них загадочно: никакого завода металлоизделий поблизости нет и никогда не было. Скорее всего, под "заводом" подразумевалась исправительно-трудовая колония, а название было придумано в целях "конспирации"; подобные сооружения долгое время было не принято называть своими именами.
На рубеже 60-х и 70-х годов XX века дорога "обросла" сразу двумя ответвлениями. Одно из них, к Калининской ТЭЦ-3, примкнуло к основной линии довольно необычным образом: в месте соединения есть только одна стрелка, хотя обычно сооружается станция или путевой пост. Вторая ветка, в Затверечье была построена в 1970-1974 гг. Только тогда предприятия Затверечья получили связь с железнодорожной сетью страны. Этот район, отделённый от центральной части города реками Волгой и Тверцой, долгое время был несколько обособленным. Станция, на которой линия в Затверечье примыкала к основной дороге, получила название Доронинская - в честь начальника отделения дороги Г.И. Доронина.
[Spoiler (click to open)]

"Станция Доронинская построена для примыкания к железной дороге путей комбината стройматериалов №2. Название произошло так. В 1971 году позвонили по телефону начальнику станции В. Милову и попросили срочно, не отходя от телефона, придумывать название вновь открываемой станции. Только что закончилась планёрка, и я, зам. начальника станции по грузовой и коммерческой работе, находился в кабинете начальника. Он спросил, кто от Московского отделения дороги планировал сейчас работу и принимал отчет.
Я ответил: Доронин Григорий Иванович, заместитель начальника отдела движения. - Хороший он человек?
- Да.
- Возражений нет назвать станцию Доронинская? - Я ответил, что рядом станция Дорошиха, тоже начало «Доро». Возможна путаница. - Ничего, - последовал ответ.
Так появилась станция Доронинская".

(Из книги "Топонимика станций Октябрьской железной дороги")


В 1980-е годы началось строительство линии от Доронинской к посёлку Новая Орша. Планировалось, что так будет гораздо проще доставлять торф на городские предприятия. Очень похожий проект - линия Сазоново - Пилево в Рязанской области. К началу 1990-х годов линия до Новой Орши была почти готова, но спустя несколько лет после распада СССР дорогу решили не достраивать, а уже построенные участки - разобрать. Сейчас об этом напоминают лишь насыпи в лесах.
Пассажирские поезда на линии исправно курсировали до ноября 2013 года. Направление было загруженным, вагоны плотно заполнялись пассажирами. Скорее всего, по этой дороге уже много десятилетий ходили бы электрички из Твери, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что вблизи станции Дорошиха оставался переезд с троллейбусным движением, а пересечение железнодорожных и троллейбусных электропроводов недопустимо. Эту проблему удалось бы решить постройкой моста-путепровода над железнодрожными путями, чего, однако, не произошло. В начале XXI века поезд представлял собой, как и много лет назад, локомотив с вагонами. Такая схема считается неэкономичной, и поезд неоднократно хотели отменить из-за убыточности. В начале 2000-х годов уменьшилась частота курсирования (это связано со спадом дачно-садоводческого увлечения, популярного в начале 1990-х), а в 2011-2013 годах пассажирское сообщение прерывалось на зиму. В ноябре 2013 года оно прервалось в последний раз - навсегда. Сейчас участок от Доронинской до Васильевского Мха не действует (грузоперевозок торфа также нет) и, вероятно, в ближайшее время он перестанет существовать: его разберут на металлолом местные жители. Такая судьба уже постигла многие железнодорожные ветки, оставшиеся без присмотра: Сазоново - Пилево, Валдай - Крестцы и другие.
Наше посещение железнодорожной ветки Дорошиха - Васильевский Мох состоялось 26 марта 2014 года. Основной целью поездки был осмотр ещё действующей узкоколейки торфопредприятия "Васильевский Мох", которая была уничтожена в том же году спустя несколько месяцев. К сожалению, мы не располагали достаточным временем, поэтому нам удалось осмотреть лишь станции Васильевский Мох и Доронинская.
Вокзал станции Васильевский Мох - типовое здание 1950-х годов. Необычно называется улица, на которую выходит его фасад - Станционное шоссе.


В окошке кассы, которая, наверное, уже никогда не заработает, - объявление. "Всех поездов" - неужели так категорично? Похоже, что да...


Безжизненные пути, как в Крестцах полгода тому назад. Что-то вроде "начала конца". Путь на торфоперегруз, уходящий влево, уже разобран


Можно бесконечно сидеть под этим навесом и ждать поезд. Может быть, когда-нибудь придёт. Но более вероятно, что уже никогда.


Обратите внимание на длину платформы. Когда-то многие ездили в этом направлении на дачи (автомобилей было мало, поэтому почти все пользовались поездом), и на эту платформу приходили поезда из восьми и даже из десяти вагонов! Примерно тогда же (в начале 1990-х годов) в подмосковную Рязановку, например, назначались прямые поезда из Москвы такой же длины (ссылка), а сейчас там ходит полупустой вагон РА1.


Вид в сторону Твери:


А вот и конец дороги. Раньше, судя по табличке, туда уходил подъездной путь.


В этом здании размещались машины и инструменты путейцев.


После осмотра узкоколейной железной дороги мы двигаемся обратно, в сторону Твери. Автомобильная дорога пересекает железную рядом со станцией Доронинская, где заканчивается действующий участок ветки Дорошиха - Васильевский Мох.


Станция начинается сразу за переездом.


На станции стоял тепловоз ТЭМ2. Кто знает, возможно, именно он приводил 31 октября 2013 года пассажирский поезд в Васильевский Мох - последний в истории ветки.


После Доронинской грузовые поезда "сворачивают" в сторону станции Силикатная, в обширную промзону. Рельсовые пути отходят к многочисленным заводам, в том числе - к комбинату строитальных материалов № 2. Любители железных дорог, вероятно, знают, что там находится ещё одна действующая узкоколейка. К сожалению, осмотреть её нам не удалось.

В обратном направлении рельсы скрываются в повороте и через некоторое время оказываются на живописном мосту через реку Тверцу.


Фотография моста, сделанная в том же году Сергеем Болашенко:


В советские времена мост охранялся (рядом сохранилась будка охранников).


От станции Дорошиха (начало ветки) поезд довольно долго шёл через городскую многоэтажную застройку Твери, делал несколько остановок. Возможно, при ином стечении обстоятельств сейчас курсировали бы рельсовые автобусы по несколько раз в день по маршруту от посёлка Вагонников до главного вокзала Твери, а плюс к тому - поезд до Васильевского Мха. В США - стране, где пассажирский железнодорожный транспорт слабо развит, наиболее перспективны пригородные перевозки: в последние годы там открылось много пригородных линий. К сожалению, до февраля 2015 года в России пассажирское ж/д сообщение деградировало стремительными темпами. Многое уже не восстановить: рельсы разобраны, а восстанавливать их будет слишком дорого. Здесь, скорее всего, произойдёт то же самое. Грустно...

малодеятельные линии РЖД, уничтоженные ж.д., Васильевский Мох, Тверь, Железная дорога, Вокзал

Previous post Next post
Up