К югу от Биробиджана, в глухих дальневосточных лесах, затерялась незаслуженно забытая, мало кому в настоящее время известная железная дорога Биробиджан - Красный Литий - Циперово. Эта дорога сейчас едва заметна даже со спутника: вековые сосны Приамурья образуют на высоте 12-15 метров над полотном дороги густой зелёный "тоннель". Из-за удалённости от крупных городов ветка малоизвестна даже в среде железнодорожных любителей. А напрасно...
DISCLAIMER:[Spoiler (click to open)] Данная публикация - первоапрельский спецвыпуск, такой железнодорожной ветки в реальности не существует. Просьба не воспринимать выше- и нижеописанное всерьёз, и не пытаться искать информацию в других источниках. Хотя - кто знает, вдруг этот бред случайно окажется правдой. Предпосылки есть :)
История этой малоизвестной ветки связана с историей "ядерного спецназа" ГРУ. В 1948 году, после успешных испытаний первой советской атомной бомбы, по приказу Сталина был дан старт разработке "ядерного саквояжа" - переносного тактического ядерного заряда мощностью от 1 до 10 килотонн. Важнейшим элементом этого устройства были стержни-замедлители из лития. Ещё до Великой Отечественной войны в окрестностях Биробиджана начались разработки месторождений лития, который, не окисляясь, находился на дне нефтяного болота на месте выхода Биробиджанского нефтегазового месторождения. Миллионы лет литий сохранялся химически чистым, защищённый нефтью от окисления. На месте разработок, которые стали после войны одними из крупнейших в Союзе, возник "почтовый ящик", ныне рассекреченный, - наукоград Красный Литий (Биробиджан-6). В 1952 году он стал первым и единственным городом - героем Социалистического Труда. Население города, кстати, сравнительно невелико - 2400 человек, и его вполне можно считать посёлком городского типа. Облик этого населенного пункта, как выяснилось, вполне городской. На гербе Красного Лития - символическое изображение атома элемента. Предположительно, в начале 1980-х годов на предприятии впервые в мировой практике были внедрены нанотехнологии. В результате началось серийное производство нанолития для нужд Министерства Обороны. Это вещество было жидким, как ртуть, при комнатной температуре. Не исключено, что именно литий, произведенный в Биробиджане-6, фигурирует в многих конспирологических теориях под названием "Красная ртуть". В 1960-е годы дорога была продлена до Циперова, крупного села (по населению больше города Красного Лития), для обслуживания (по официальной версии) местного леспромхоза. Уже после распада СССР стало известно, что именно в Циперове был сооружён пункт технического обслуживания бронепоездов, курсировавших вдоль границы с Китаем во время обострения пограничных конфликтов. После инцидента на острове Даманский было крайне рискованно оставлять Транссибирскую магистраль незащищённой. Об этом малоизвестном проекте рассказывает один из выпусков документального фильма "Ударная сила", посвященный оружию на рельсах. К сожалению, маскировка соблюдалась недостаточно, и бронепоезда были видны даже из-за границы, где получили даже прозвище "А Хи Цин". Перевода этой фразы я, к сожалению, не знаю, поэтому вынужден обратиться к знатокам китайского. Также в Циперове был размещён склад запчастей особых безыскровых пневматических комбайнов, поставлявшихся в Красный Литий. В 1990-е годы, в связи с увеличением экспорта нефти (и, соответственно, увеличения его добычи в Сибири и на Дальнем Востоке) резко упал уровень нефти в Биробиджанском НГМ (нефтегазовом месторождении). Чтобы предотвратить взрыв лития, месторождение вблизи Биробиджана-6 было законсервировано (засыпано грунтом и закатано в асфальт). Впоследствии предприниматели из Циперовки и Биробиджана обустроили на нём огромную стоянку для китайских автомобилей, идущих на продажу в Россию. Грузоперевозки по железной дороге прекратились в 1997 году в связи с банкротством леспромхоза. 1 апреля 2009 года прекратилось и движение дизель-поезда Биробиджан - Циперово. Причина - низкий пассажиропоток. Примечательно, что незадолго до отмены дизель-поезд серии ДР1 был заменён современным РА2. Местные жители с большим удовольствием разобрали бы, по сложившейся традиции, рельсы, но это практически невозможно. Для погрузки-разгрузки и перевозки даже одного рельса нужна специальная тяжёлая техника. Стальные рельсы, выпускавшиеся специально для дороги Биробиджан - Циперово, имеют очень большой вес, поскольку предназначались для двигавшихся только по этой ветке вагонов-транспортёров, изготовленных из свинца. Рельсы уникальны тем, что каждый из них имеют внутренний молибденовый каркас. Ещё более необычно и удивительно то, что каждый рельс имеет свой уникальный государственный номер, который выбит на боковой поверхности. Рельсы находятся на спецучёте, и продать их практически невозможно. Наше посещение железной дороги состоялось 13 июля 2013 года, в ходе масштабного путешествия по Уралу и Сибири. В связи с плохим состоянием автомобильных дорог близ Биробиджана мне пришлось ограничиться лишь небольшим осмотром отдельных участков дороги. Биробиджанский вокзал встречает приезжающих нетипичными двуязычными объявлениями. Второй язык - не иврит, как многие думают, а идиш (сродни немецкому). Это дань традиции, сегодня этим язык не используется для общения даже в ЕАО.
Площадь перед вокзалом выглядит очень благоустроенно - нетипично для Дальнего Востока.
Здание недавно отремонтировано, выглядит свежо и приятно:
На этом экспрессе можно меньше чем за три часа добраться до соседнего областного центра - Хабаровска. Интересно, что от Хабаровска до следующего областного центра, Владивостока, поезд "Океан" идёт всю ночь.
На окраине города от Циперовской ветки отходят подъездные пути к промышленным предприятиям города. Здесь уже царит иная атмосфера:
На одно из предприятий двигается тепловоз ЧМЭ3. Рельсы под объективом ведут как раз на Красный Литий. Но туда уже много лет ничего не ездит.
Но почему-то рельсы до сих пор не заросли:
Фотография не моего авторства, сделанная вскоре после прекращения движения по ветке:
А мы двигаемся на автомобиле в сторону бывшего "почтового ящика", который, однако, и сейчас закрыт для въезда без специального пропуска. Вид с одного из переездов:
Удивительные архитектурные сооружения встречаются порой в лесах Приамурья. Мост через реку Ципу - каменный, для прочности.
Опоры вблизи:
К Красному Литию мы побоялись подъезжать, тем более с фотоаппаратами :) Тем не менее, в Интернете удалось найти фотографию станции Красный Литий, сделанную каким-то местным жителем. Как видно, станция была довольно оживлённой.
В каком состоянии пребывает сейчас инфраструктура станции, остаётся лишь догадываться. Удивительная дорога проходит город насквозь, выходя из закрытой зоны уже близ Циперова.
Строгое объявление:
Вот и Циперово. На вокзале отсутствует табличка с названием станции, что довольно необычно:
С переходного моста над путями открывается живописный пейзаж:
Раньше по этим рельсам шли поезда на котельную:
Как видно, начало вечереть, и нам пора возвращаться в гостиницу. Конечно, рельсы с этой ветки ещё несколько десятилетий никуда не денутся, но скажите пожалуйста, как таки циперовичам теперь добираться до Биробиджана?