Клуб киноУХО - 57. Малые формы. Отчет.

Sep 18, 2013 15:41


Малые формы - это камерные и кратковременные истории небольших групп людей, объединенных общей какой-то идентичностью субкультурной. Или - вообще, или в данный конкретный момент времени. Группа друзей, отдыхающих, командировочных, даже - команда сотрудников радиостанции, охотников, милиционеров.

И эта группа продвигает какие-то свои узкоцеховые субкультурные ценности. Не за счет критики других, за счет демонстрации себя. Или - утверждения своей позиции, своих ценностей.

Не то, чтобы была какая-то оппозиция «эти, про которых фильм - и все остальные или просто другие». Но вот хорошая мужская дружба ("Особенности национальной охоты"), слаженная и креативная творческая деятельность ("День выборов", " День радио"),

отдых в Крыму (" Шапито-шоу"), актерская профессия как миссия ("Упражнения в прекрасном"), любовь к мамам (" Мамы"), культурность и грамотность (" Рассказы") или там просто нормальная человечность и порядочность (" Вдребезги") - они утверждаются и продвигаются как позитивные ценности.



А позитивные ценности продвигаются с помощью позитивных эмоций, которые создатели фильмов - продвигатели тех или иных своих ценностей - хотят вызвать у зрителя. Это как машинами торговать, так надо красивую девушку рядом поставить - тогда и машины лучше пойдут!

Вот поэтому фильмы и воспринимаются, как хорошие. С точки зрения посыла. Но, по странному стечению обстоятельств, они и сделаны хорошо. Смонтированы, сыграны, прописаны. Искренняя заинтересованность авторов в предмете, о котором они снимают, отражается и на мастерстве.

Правда и то, что все эти фильмы - вот про такие ма-а-а-ленькие дела, ситуации, конечные, (в противовес бесконечным/вечным) если не однодневные. Нет прослеживания события/явления/человека в развитии каком-никаком, все - о том, что случилось, вот, как это происходит.

Может быть, малые формы - ответ глобальности советской и глобализму пост-советскому. То есть - тотальному засилью того и другого. Может быть, малые формы - продукт клипового мышления, когда и создатели фильмов, и зрители - суть продукты своей эпохи, нашинковавшей мозги и способ восприятия в мелкую труху, с помощью всяких там клипом МTV.

С другой стороны, вон, Америка, где все эти клипы и производятся, нет, вполне себе способна производить Большое кино - по любому счету, (из последних - хоть " Великий Гэтсби | The Great Gatsby", хоть " Хичкок | Hitchcock", хоть даже " Железный человек 3 | Iron Man 3" какой-нибудь. Какой-никакой).

В Советском Союзе, конечно, тоже было Большое кино. При чем - даже авторское кино было - Большое. «Андрей Рублев» - фильм совсем молодого режиссера, гения авторского кино мирового масштаба - Андрея Тарковского, очень большое кино.

Опять же, «Солярис»… Если говорить, что внутренняя глубина и экзистенция чураются масштабных форм и больших бюджетов - вот вам «Зеркало», чуть ли не самый экзистенциальный фильм в истории, но это - большое кино. Не о человеке, об эпохе, на протяжении десятилетий, поколения, герои в детстве и проч.

Для большого кино нужен большой бюджет - это раз. И большие идеи, мироустроительные, национальные, какие хочешь. Может быть, греков еще тут можно вспомнить, о высоких и низких жанрах. Комедию они считали - низким. Трагедию - высоким. Большим.

Большое кино - не обязательно трагедия, но - с элементами трагичного. А у нас - что, не о чем трагедии снимать, что ли? У нас страна разрушилась - это раз. Хотите наоборот - открылись всякие архивы и сведения о репрессиях. Но, вероятно, нация пока осмыслить не может в художественных образах ни то, ни другое.

И в качестве защитной реакции, типа «не хочу слушать!» - снимает о себе хорошие фильмы малых форм - очень смешные и совсем немного грустные. Вот для того, чтобы посмотреть их, вспомнить знакомые и любимые и познакомиться с новыми, мы и собрались.

"Особенности национальной охоты", 1995 год.
Автор сценария и режиссер - Александр Рогожкин, Ленфильм. Выход на экраны датируется сентябрем 1995 года, но проката в стране не было, так что на больших экранах фильма никто не видел.

Зато на кабельном ТВ демонстрироваться начал практически сразу, уже осенью 1995 года, и сразу фразочки пошли в народ, и в курилках пересказывали - «про корову в бомболюке!»



При этом рейтинг на КиноПоиске не особенно высокий - 7, 645, хотя по любому это - лучший фильм постсоветского периода. Лучший еще и потому, что подан в форме, любезной народу - водка, природа, русские медведи, черный ворон, баня, рыбалка и охота.

Но в этом фильме, как бы открывающем новые для отечественного кино горизонты малых форм, звучит и эхо прощания с кином:) большим.

И визуально, и эстетически, и идеологически, по мессиджу - сцены большой царской охоты, являющиеся, вроде бы, для всего фильма - этакими вставными аттракционами - с некоторой точки зрения служат основными смысловыми доминантами. Сны о чем-то большем.

О былом величии. О масштабной прекрасной структуре, от которой осталась лишь память романтиков и специалистов и старинные фолианты. Прекрасная природа, лица, французская речь, прекрасная музыка - в этих картинах вымышленного прошлого. Здорово!

А в настоящем - более камерное существование, тоже по-своему, по-другому - прекрасное: природа, хорошая мужская дружба, шутки-песни-водка, охотничьи байки. И в этом есть свой - другой, маленький, но - смысл, своя красота. Поэтому «Особенности национальной охоты» реально подытоживают предыдущий и открывают новый век российского кино.

Что имеется в виду? Главным образом, ограниченность пространства и среды - нет теперь фильмов, одинаково затрагивающих всех на бескрайних некогда просторах 1/6.

Но новый век - это и скромность бюджетов, диктующая свои правила: чтобы поменьше декораций, костюмов, поэтому - в глубь веков или в тайны Вселенной не углубляемся, чтобы безо всяких там дворцов и космолетов обойтись, без всяких вычурных костюмов, башмаков, пудреных париков или металлизированных комбинезонах будущего.

Так что лучше, бюджетней, быстрее - о современности. При этом в этой современности, чтобы не попасть пальцем в небо, не будем ни выдумывать, как живут другие люди, не мы, ни погружаться в чужеродную среду, чтобы как следует ее изучить.

Это в советское время сценаристы или журналисты на месяцы уезжали в деревню, в колхоз, в геологическую партию, чтобы погрузиться и ощутить, как на самом деле в этих, далеких от столицы, кругах устроена жизнь.

(Кстати, не только советские - лучший американский писатель современности, Стивен Кинг, известный мастерским описанием реалий повседневной жизни, именно в сочетании с которыми придуманные им ужасы/мистика выглядят еще более ужасающими и мистическими, так вот, он реально устраивается на работу на пару месяцев в библиотеку/бригаду по ремонту автодорог/сельский полицейский участок, вот с теми же целями не выдавать развесистую клюкву).

Теперь ясно, что это - тоже затратная стратегия: ведь этого сценариста нужно кормить, ему платить и т.д., а время идет, денежки капают, песочек сыплется. Так что особо рассусоливать некогда. Поэтому самые хорошие, убедительные и органичные фильмы получаются, когда снимают - о себе и близком окружении.

Вот, охота. Сходили на охоту, посидели с мужиками … Или наши дальнейшие фильмы: "День радио" родился у драматургов из московского театра "Квартет И", когда они реально работали на Нашем радио, читали там чуть ли не ежедневно «Мексиканских негодяев», вот и насмотрелись, как работает в реале неограниченная свобода слова.

А "День выборов" - когда в середине 90-х они же ездили с командой пиарщиков в избирательные туры - тогда московский креативный класс реально бригадами выезжал куда-нибудь в Сибирь или на Волгу - окучивать избирательные компании разных уровней. И сейчас выезжает. Отсюда - такое непридуманное знание реалий.

Наш интерес к малым формам в российском кино вызван не тем, что такое кино - единственное, что осталось на постсоветском пространстве. Нет, но эти формы - единственные, которые дают съедобные плоды. Большие формы как-то не получаются.

« Обитаемый остров», « Утомленные солнцем-2», « Адмирал», « Жила-была одна баба» - в тех редких случаях, когда режиссерам, знающим ходы и выходы, удается найти деньги на масштабный постановочный фильм, результат оказывается плачевным.

А в малых формах у нас ударно и вполне плодотворно - с точки зрения фестивальной политики - трудятся и режиссеры-новаторы, каковыми себя считала в начале 90-х субкультура «Наше новое кино»: Звягинцев, Вырыпаев, Сигарев: « Елена», « Жить», « Волчок», « Как я провел этим летом».

Но мы про эти фестивальные наши хиты уже говорили много раз. А сегодня хочется поговорить о том кино, которое выходит в России и его действительно можно смотреть, а после просмотра - хочется пересматривать. Кино, которое входит в обойму, во всякие «Золотые серии».

Так вот, начинается этот ряд с первых «Особенностей». За что режиссеру/сценаристу Рогожкину - огромное спасибо и низкий поклон, поскольку он со товарищи реально в середине 90-х со своим фильмом вышли, как один в поле воин - и какую-то прореху заткнули.

Остальные «Особенности» - тоже хорошие фильмы, смешные, забавные, с большим количеством реально комичных ситуаций, персонажей и диалогов, но высокого пафоса французского романтизма в них нет. А в первых - есть.

2. "День Выборов"
Фильм 2009 года. Это - вторая экранизация хитовых спектаклей московского театра «Квартет И» - театра, интересного тем, что драматурги - они же сами и есть. Так, например, многим будет интересно узнать, что большинство текстов к песням из этих любимых спектаклей написал маленький Леша Барац. Он же - один из соавторов сценария.

А другой - Ростислав Хаит, он же - Слава из фильма. Третий - Сергей Петрейков, он же - режиссер театральных спектаклей и режиссер этого фильма. Вроде бы и режиссер один и тот же. Но все равно в театре было лучше. Вроде бы, там больше времени - значит, должно быть более рыхло - а получается - нет, там было более напористо.

Еще и урезание песен - и по количеству, и по времени звучания - тоже не идет на пользу. Не говоря уже об исполнителях. При всем моем уважении к реальным фронтменам российского рока и шансона, которыми укомплектован фильм, Алексей Кортнев, в театре пародирующий их всех, вместе с музыкантами Несчастного случая, легко затыкают прославленных звезд за пояс - по энергетике и шику.



Тем не менее, фильм «День выборов» - несмотря на реальность событий, которые он описывает, и обилие острот, из которых он, вроде бы, и состоит целиком - тоже поднимается на более высокую позицию, чем просто актуальная зарисовка реального путешествия.

Вместе с первым фильмом (и спектаклем) Квартета И, «День радио», в легкой и доступной манере, «День выборов» стебется над - и доказательно, аргументировано изобличает оба столпа демократии: свободу выборов (здесь) и свободу слова ( в «Дне радио»).

История, рассказанная в фильме - не частный случай удальства в сочетании с мастерством политтехнологий, это - портрет системы, портрет от того еще более убедительный, что он не обличительными черными красками каких-нибудь красных активистов нарисован, с гневными и мрачными «Доколе?!», с пригвождением к позорному столбу, и проч.

- нет, рассказ ведется от лица удачливых профессионалов своего вполне респектабельного и хорошо оплачиваемого дела: промывания мозгов избирателю. Вот так это и делается, эй, у кого еще остались иллюзии по поводу ценности демократических процедур для реального улучшения жизни и устройства общества.

(Точно так же не надо тешить себя надеждой, что это все осталось в проклятом прошлом - теперь уже проклятое прошлое расширилось и захватывает лихие 90-е, значит, вот там и тогда это было так, а теперь и здесь, у нас, под боком, в Москве-столице нашей родины, конечно же, уже не так. Блажен, кто верует. Но это - к слову, едем дальше).

3. "Упражнения в прекрасном". Тоже малая форма, снятая о наболевшем и хорошо известном: известный антрепризный режиссер Виктор Шамиров, который, по совместительству, и кино снимает, решил экранизировать то, что знает не понаслышке: гастрольный тур антрепризной трупы по среднерусским городам.

Что особенного в его фильме: он - хороший. Это такая «Репетиция оркестра», которая остается на уровне малых форм, не выходя на самые последние и вечные вопросы, но, однако, совершенно уходит и от повседневных сплетен - кто с кем, где и в какой последовательности.

Фильм - об актерстве, о театре, об актерах - кто они и какие люди, почему для них притворяться другими - главное дело в жизни. Виктор Шамиров - сам выпускнит ГИТИСа, и к своему делу - к театру, к актерам - относится с нездешней, а, точнее, с несовременной серьезностью, нежностью и любовью. Как к служению - и как к служителям.



Несмотря на то, что они - вот такие, (он и показывает нам - какие), они - единственные, кто поднимает и себя, и зрителя - ежедневно, из грязи той самой повседневности - к высотам, к Прекрасному. Так что название, которое Шамиров дал своему фильму, оно - прямое, безо всяких экивоков, даже есть эпиграф из Гете:

"Разучивание прекрасного и постоянные упражнения в прекрасном неизбежно поднимают человека, если только он не совсем обижен природою..." Тем более интересен такой подход и такой фильм у режиссера, которому только ленивый не предъявлял свои упреки в низкопробности и склонностью к жареному:

несколько лет назад Шамиров поставил один из самых успешных в стране антрепризных спектаклей, "Ladies Night", о мужском стриптизе, который организовали безработные сталевары после того, как их завод обанкротился. Там играли - и играют до сих пор - звездный состав, включая Марата Башарова и Гошу Куценко.

Гоша Куценко - особая статья. Надоевший всем и вся от своего вездесущего мельканья, Куценко составляет с Шамировым устойчивый тандем. Куценко сыграл в каждом фильме Шамирова, в большинстве спектаклей, они совместно разрабатывают всякие театральные проекты и - что там говорить, в фильмах Шамирова нам открывается совсем другой Куценко.

В фильмах Виктора Шамирова, начиная с «Дикарей», 2006 года, сыграл свои самые заметные роли яркий актер Константин Юшкевич. Играет в фильме, (как и в других фильмах Шамирова), сам Виктор Шамиров, оказавшись очень запоминающимся актеров с оригинальной внешностью и ни на кого не похожим голосом.

4. "Мамы".
Фильм 2012 года. Большой альманах о любви к мамам хорошим и разным в канун женского дня 8 Марта. Каждая отдельная новелла снята собственным режиссером. Среди них - Дмитрий Дюжев, срежиссировал свое появление в проекте;

Карен Оганесян снял новеллу «Я - не Коля», в которой сложился хороший актерский дуэт из Екатерины Васильевой и Михаила Пореченкова - и в этом году развил дуэт до полнометражного фильма «Марафон»; больше никаких сколь нибудь известных режиссеров в проекте не задействовано.

Зато задействовано актеров - чуть ли не все, имеющиеся в наличие. Помимо вышеупомянутых - Сергей Безруков, Егор Бероев, Гоша Куценко - куда ж без него, Федор Добронравов, Петр Федоров, Игорь Верник, Александр Олешко, Лия Ахеджакова, Светлана Ходченкова, Людмила Артемова, Равшана Куркова,

Марина Голуб, Анастасия Заворотнюк, Сергей Газаров, Ольга Волкова - кажется, шли прямо по штатному расписанию Мосфильма, Ленфильма и 1-го канала. В проекте малые формы подаются в другой распространенной в российском и мировом кино эстетике - гламура.



Получается похуже, потому что гламурной эстетике соответствуют, скорее, классические истории типа романы-помолвки среднего и высшего класса. В нашем конкретном случае этот слой вырождается в субкультуру, и поэтому гламурный фильм на российских реалиях выглядит достаточно этнографическим.

Мы решили взять для рассмотрения и фильм «Мамы» не потому, что он так уж нам нравится, а для того, чтобы посмотреть, как эта тема малых форм воспринята совершенно разными авторами и с разными целями. С другой стороны, эти самые «Мамы» все же лучше следующих, новогодних « Мам», и, конечно же, гораздо лучше других новогодних - « Ёлок». Что-то человеческое в «Мамах» все-таки есть.

5. "Шапито-шоу": "Уважение и сотрудничество"
Хороший фильм Сергея Лобана, 2011 года, мы о нем, в разных контекстах, уже неоднократно говорили, был хорошо воспринят критикой на Кинотавре и ММКФ, там даже Джеральдин Чаплин к Лобану в кино просилась.

И зрители тоже «Шапито» приняли вполне благосклонно - но не все, а вот именно те зрители, которые имеют с «Шапито» общие корни. Зрители, для которых огромных бонусом является - или, наоборот, это у «Шапито» появляются куча бонусных баллов - потому что зрителя любят или любили Крым, отдыхали или продолжают отдыхать там и так, как это показано в фильме.



Вот, еще одна фишка «малых форм»: это все фильмы, типа, отдыха. Даже когда они про работу - на Как бы радио это такая как бы работа. А вообще - стеб и сплошные приколы. (Исключения составляют шедевры «Нашего нового кино», проблемные, типа «Елена» или там «Жить». Но их же и смотреть-то не особо хочется).

Для прикольных фильмов малых форм характерно использование вставных аттракционов - о которых в фильме «Шапито» не просто заявляют открытым текстом - даже круче: выносят в название. И, конечно же, вставные номера Шапито в «Шапито-шоу» - самое сильное, что там вообще есть. Но и остальное неплохо.

6. "Вдребезги".
Это второй, 2011 года, фильм молодого, но уже очень хорошо заявившего о себе режиссера Романа Керимова, который - режиссер, сценарист, монтажер, композитор и актер в одном флаконе. То есть все это не только может, но и делает - в первом, тепло встреченном фильме « Неадекватные люди» он реально и сыграл, и музыку написал. И здесь - тоже.

Про сценарий и говорить нечего - сам. И при этом все - неплохо. «Вдребезги» - это альманах из таких маленьких историй, но альманах трешевый и комедийный. Такой замах, мощный не-подетски.



Смотреть его, как обычный непрофессиональный зритель, я бы не стала - просто не смогла бы: он начинается специально отвратительными кадрами, которые быстро переходят в угнетающе-кровавые, и только потом, когда всякое непрофессионально-зрительское терпение иссякнет, все это находит удобоваримое объяснение

- но было уже поздно, зритель уже ушел. Мы с вами посмотрим центральную, самую вегетарианскую, новеллу.

7. "Рассказы".
Дебютный полнометражный фильм режиссера Михаила Сегала, 2012 года. Годом раньше Сегал привез на Кинотавр короткометражку «Мир крепежа», она понравилась жюри и публике, и Сегал расширил проект до полного метра. Но не расширил короткометражку - она так и осталась первым рассказом в сборнике из 4-х рассказов.

Ничего себе рассказы, такие анекдоты, но с некоторым не то чтобы политическим - мировоззренческим подтекстом, мол, кто мы, куда мы идем, даже, скажем прямо - катимся, люди, опомнитесь, господа, вы звери…. Но нет, не до каких таких прямых упреков в бесчеловечности и богооставленности шутник Сегал, конечно же, не доходит.

Это - к Сигареву, что ли. Просто так, как будто зрителю глаза протирает - вот, забавно, не правда ли?



Новелла «Возгорится пламя» в силу своей эротической составляющей вызывала, конечно же, наибольшие эмоции и отклики. У меня в том числе. И, конечно же, роль Константина Юшенкова - удалась.

По окончании просмотра все мы согласились, что кино это - хорошее. (За исключением, правда, "Вдребезги", который вызвал предсказуемые прения.) Так что главной цели мы достигли - посмотрели хорошее российское современное кино, удостоверились в его наличии и зафиксировали это знание. Чтобы и впредь это знать и помнить.

Что было в клубе киноУхо?
Как нас найти?

В этот день в 2012 году: Цветы войны | Jin líng shí san chai
В этот день в 2009 году: Евгений Гришковец Асфальт
В этот день в 2006 году: Ледниковый период-2: Глобальное потепление | Ice Age: The Meltdown

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн







Заворотнюк, Чаплин, Волкова, Ходченкова, Шамиров, обзоры фильмов, Кортнев, Пореченков, Безруков, Федоров, Оганесян, Добронравов, Куркова, Ахеджакова, Рогожкин, Лобан, Дюжев, Куценко, Голуб, Звягинцев, Сигарев, Барац, клуб киноУХО, Сегал, Олешко, Васильева, Демидов, Юшкевич, Бероев, Верник

Previous post Next post
Up