Малые формы - это камерные и кратковременные истории небольших групп людей, объединенных общей какой-то идентичностью субкультурной. Или - вообще, или в данный конкретный момент времени. Группа друзей, отдыхающих, командировочных, даже - команда сотрудников радиостанции, охотников, милиционеров.
И эта группа продвигает какие-то свои узкоцеховые субкультурные ценности. Не за счет критики других, за счет демонстрации себя. Или - утверждения своей позиции, своих ценностей.
Не то, чтобы была какая-то оппозиция «эти, про которых фильм - и все остальные или просто другие». Но вот хорошая мужская дружба ("Особенности национальной охоты"), слаженная и креативная творческая деятельность ("День выборов", "
День радио"),
отдых в Крыму ("
Шапито-шоу"), актерская профессия как миссия ("Упражнения в прекрасном"), любовь к мамам ("
Мамы"), культурность и грамотность ("
Рассказы") или там просто нормальная человечность и порядочность ("
Вдребезги") - они утверждаются и продвигаются как позитивные ценности.
А позитивные ценности продвигаются с помощью позитивных эмоций, которые создатели фильмов - продвигатели тех или иных своих ценностей - хотят вызвать у зрителя. Это как машинами торговать, так надо красивую девушку рядом поставить - тогда и машины лучше пойдут!
Вот поэтому фильмы и воспринимаются, как хорошие. С точки зрения посыла. Но, по странному стечению обстоятельств, они и сделаны хорошо. Смонтированы, сыграны, прописаны. Искренняя заинтересованность авторов в предмете, о котором они снимают, отражается и на мастерстве.
Правда и то, что все эти фильмы - вот про такие ма-а-а-ленькие дела, ситуации, конечные, (в противовес бесконечным/вечным) если не однодневные. Нет прослеживания события/явления/человека в развитии каком-никаком, все - о том, что случилось, вот, как это происходит.
Может быть, малые формы - ответ глобальности советской и глобализму пост-советскому. То есть - тотальному засилью того и другого. Может быть, малые формы - продукт клипового мышления, когда и создатели фильмов, и зрители - суть продукты своей эпохи, нашинковавшей мозги и способ восприятия в мелкую труху, с помощью всяких там клипом МTV.
С другой стороны, вон, Америка, где все эти клипы и производятся, нет, вполне себе способна производить Большое кино - по любому счету, (из последних - хоть "
Великий Гэтсби | The Great Gatsby", хоть "
Хичкок | Hitchcock", хоть даже "
Железный человек 3 | Iron Man 3" какой-нибудь. Какой-никакой).
В Советском Союзе, конечно, тоже было Большое кино. При чем - даже авторское кино было - Большое. «Андрей Рублев» - фильм совсем молодого режиссера, гения авторского кино мирового масштаба - Андрея Тарковского, очень большое кино.
Опять же, «Солярис»… Если говорить, что внутренняя глубина и экзистенция чураются масштабных форм и больших бюджетов - вот вам «Зеркало», чуть ли не самый экзистенциальный фильм в истории, но это - большое кино. Не о человеке, об эпохе, на протяжении десятилетий, поколения, герои в детстве и проч.
Для большого кино нужен большой бюджет - это раз. И большие идеи, мироустроительные, национальные, какие хочешь. Может быть, греков еще тут можно вспомнить, о высоких и низких жанрах. Комедию они считали - низким. Трагедию - высоким. Большим.
Большое кино - не обязательно трагедия, но - с элементами трагичного. А у нас - что, не о чем трагедии снимать, что ли? У нас страна разрушилась - это раз. Хотите наоборот - открылись всякие архивы и сведения о репрессиях. Но, вероятно, нация пока осмыслить не может в художественных образах ни то, ни другое.
И в качестве защитной реакции, типа «не хочу слушать!» - снимает о себе хорошие фильмы малых форм - очень смешные и совсем немного грустные. Вот для того, чтобы посмотреть их, вспомнить знакомые и любимые и познакомиться с новыми, мы и собрались.
"Особенности национальной охоты", 1995 год.
Автор сценария и режиссер - Александр Рогожкин, Ленфильм. Выход на экраны датируется сентябрем 1995 года, но проката в стране не было, так что на больших экранах фильма никто не видел.
Зато на кабельном ТВ демонстрироваться начал практически сразу, уже осенью 1995 года, и сразу фразочки пошли в народ, и в курилках пересказывали - «про корову в бомболюке!»
При этом рейтинг на КиноПоиске не особенно высокий - 7, 645, хотя по любому это - лучший фильм постсоветского периода. Лучший еще и потому, что подан в форме, любезной народу - водка, природа, русские медведи, черный ворон, баня, рыбалка и охота.
Но в этом фильме, как бы открывающем новые для отечественного кино горизонты малых форм, звучит и эхо прощания с кином:) большим.
И визуально, и эстетически, и идеологически, по мессиджу - сцены большой царской охоты, являющиеся, вроде бы, для всего фильма - этакими вставными аттракционами - с некоторой точки зрения служат основными смысловыми доминантами. Сны о чем-то большем.
О былом величии. О масштабной прекрасной структуре, от которой осталась лишь память романтиков и специалистов и старинные фолианты. Прекрасная природа, лица, французская речь, прекрасная музыка - в этих картинах вымышленного прошлого. Здорово!
А в настоящем - более камерное существование, тоже по-своему, по-другому - прекрасное: природа, хорошая мужская дружба, шутки-песни-водка, охотничьи байки. И в этом есть свой - другой, маленький, но - смысл, своя красота. Поэтому «Особенности национальной охоты» реально подытоживают предыдущий и открывают новый век российского кино.
Что имеется в виду? Главным образом, ограниченность пространства и среды - нет теперь фильмов, одинаково затрагивающих всех на бескрайних некогда просторах 1/6.
Но новый век - это и скромность бюджетов, диктующая свои правила: чтобы поменьше декораций, костюмов, поэтому - в глубь веков или в тайны Вселенной не углубляемся, чтобы безо всяких там дворцов и космолетов обойтись, без всяких вычурных костюмов, башмаков, пудреных париков или металлизированных комбинезонах будущего.
Так что лучше, бюджетней, быстрее - о современности. При этом в этой современности, чтобы не попасть пальцем в небо, не будем ни выдумывать, как живут другие люди, не мы, ни погружаться в чужеродную среду, чтобы как следует ее изучить.
Это в советское время сценаристы или журналисты на месяцы уезжали в деревню, в колхоз, в геологическую партию, чтобы погрузиться и ощутить, как на самом деле в этих, далеких от столицы, кругах устроена жизнь.
(Кстати, не только советские - лучший американский писатель современности, Стивен Кинг, известный мастерским описанием реалий повседневной жизни, именно в сочетании с которыми придуманные им ужасы/мистика выглядят еще более ужасающими и мистическими, так вот, он реально устраивается на работу на пару месяцев в библиотеку/бригаду по ремонту автодорог/сельский полицейский участок, вот с теми же целями не выдавать развесистую клюкву).
Теперь ясно, что это - тоже затратная стратегия: ведь этого сценариста нужно кормить, ему платить и т.д., а время идет, денежки капают, песочек сыплется. Так что особо рассусоливать некогда. Поэтому самые хорошие, убедительные и органичные фильмы получаются, когда снимают - о себе и близком окружении.
Вот, охота. Сходили на охоту, посидели с мужиками … Или наши дальнейшие фильмы: "День радио" родился у драматургов из московского театра "Квартет И", когда они реально работали на Нашем радио, читали там чуть ли не ежедневно «Мексиканских негодяев», вот и насмотрелись, как работает в реале неограниченная свобода слова.
А "День выборов" - когда в середине 90-х они же ездили с командой пиарщиков в избирательные туры - тогда московский креативный класс реально бригадами выезжал куда-нибудь в Сибирь или на Волгу - окучивать избирательные компании разных уровней. И сейчас выезжает. Отсюда - такое непридуманное знание реалий.
Наш интерес к малым формам в российском кино вызван не тем, что такое кино - единственное, что осталось на постсоветском пространстве. Нет, но эти формы - единственные, которые дают съедобные плоды. Большие формы как-то не получаются.
«
Обитаемый остров», «
Утомленные солнцем-2», «
Адмирал», «
Жила-была одна баба» - в тех редких случаях, когда режиссерам, знающим ходы и выходы, удается найти деньги на масштабный постановочный фильм, результат оказывается плачевным.
А в малых формах у нас ударно и вполне плодотворно - с точки зрения фестивальной политики - трудятся и режиссеры-новаторы, каковыми себя считала в начале 90-х субкультура «Наше новое кино»: Звягинцев, Вырыпаев, Сигарев: «
Елена», «
Жить», «
Волчок», «
Как я провел этим летом».
Но мы про эти фестивальные наши хиты уже говорили много раз. А сегодня хочется поговорить о том кино, которое выходит в России и его действительно можно смотреть, а после просмотра - хочется пересматривать. Кино, которое входит в обойму, во всякие «Золотые серии».
Так вот, начинается этот ряд с первых «Особенностей». За что режиссеру/сценаристу Рогожкину - огромное спасибо и низкий поклон, поскольку он со товарищи реально в середине 90-х со своим фильмом вышли, как один в поле воин - и какую-то прореху заткнули.
Остальные «Особенности» - тоже хорошие фильмы, смешные, забавные, с большим количеством реально комичных ситуаций, персонажей и диалогов, но высокого пафоса французского романтизма в них нет. А в первых - есть.
2. "День Выборов"
Фильм 2009 года. Это - вторая экранизация хитовых спектаклей московского театра «Квартет И» - театра, интересного тем, что драматурги - они же сами и есть. Так, например, многим будет интересно узнать, что большинство текстов к песням из этих любимых спектаклей написал маленький Леша Барац. Он же - один из соавторов сценария.
А другой - Ростислав Хаит, он же - Слава из фильма. Третий - Сергей Петрейков, он же - режиссер театральных спектаклей и режиссер этого фильма. Вроде бы и режиссер один и тот же. Но все равно в театре было лучше. Вроде бы, там больше времени - значит, должно быть более рыхло - а получается - нет, там было более напористо.
Еще и урезание песен - и по количеству, и по времени звучания - тоже не идет на пользу. Не говоря уже об исполнителях. При всем моем уважении к реальным фронтменам российского рока и шансона, которыми укомплектован фильм, Алексей Кортнев, в театре пародирующий их всех, вместе с музыкантами Несчастного случая, легко затыкают прославленных звезд за пояс - по энергетике и шику.
Тем не менее, фильм «День выборов» - несмотря на реальность событий, которые он описывает, и обилие острот, из которых он, вроде бы, и состоит целиком - тоже поднимается на более высокую позицию, чем просто актуальная зарисовка реального путешествия.
Вместе с первым фильмом (и спектаклем) Квартета И, «День радио», в легкой и доступной манере, «День выборов» стебется над - и доказательно, аргументировано изобличает оба столпа демократии: свободу выборов (здесь) и свободу слова ( в «Дне радио»).
История, рассказанная в фильме - не частный случай удальства в сочетании с мастерством политтехнологий, это - портрет системы, портрет от того еще более убедительный, что он не обличительными черными красками каких-нибудь красных активистов нарисован, с гневными и мрачными «Доколе?!», с пригвождением к позорному столбу, и проч.
- нет, рассказ ведется от лица удачливых профессионалов своего вполне респектабельного и хорошо оплачиваемого дела: промывания мозгов избирателю. Вот так это и делается, эй, у кого еще остались иллюзии по поводу ценности демократических процедур для реального улучшения жизни и устройства общества.
(Точно так же не надо тешить себя надеждой, что это все осталось в проклятом прошлом - теперь уже проклятое прошлое расширилось и захватывает лихие 90-е, значит, вот там и тогда это было так, а теперь и здесь, у нас, под боком, в Москве-столице нашей родины, конечно же, уже не так. Блажен, кто верует. Но это - к слову, едем дальше).
3. "Упражнения в прекрасном". Тоже малая форма, снятая о наболевшем и хорошо известном: известный антрепризный режиссер Виктор Шамиров, который, по совместительству, и кино снимает, решил экранизировать то, что знает не понаслышке: гастрольный тур антрепризной трупы по среднерусским городам.
Что особенного в его фильме: он - хороший. Это такая «Репетиция оркестра», которая остается на уровне малых форм, не выходя на самые последние и вечные вопросы, но, однако, совершенно уходит и от повседневных сплетен - кто с кем, где и в какой последовательности.
Фильм - об актерстве, о театре, об актерах - кто они и какие люди, почему для них притворяться другими - главное дело в жизни. Виктор Шамиров - сам выпускнит ГИТИСа, и к своему делу - к театру, к актерам - относится с нездешней, а, точнее, с несовременной серьезностью, нежностью и любовью. Как к служению - и как к служителям.
Несмотря на то, что они - вот такие, (он и показывает нам - какие), они - единственные, кто поднимает и себя, и зрителя - ежедневно, из грязи той самой повседневности - к высотам, к Прекрасному. Так что название, которое Шамиров дал своему фильму, оно - прямое, безо всяких экивоков, даже есть эпиграф из Гете:
"Разучивание прекрасного и постоянные упражнения в прекрасном неизбежно поднимают человека, если только он не совсем обижен природою..." Тем более интересен такой подход и такой фильм у режиссера, которому только ленивый не предъявлял свои упреки в низкопробности и склонностью к жареному:
несколько лет назад Шамиров поставил один из самых успешных в стране антрепризных спектаклей, "Ladies Night", о мужском стриптизе, который организовали безработные сталевары после того, как их завод обанкротился. Там играли - и играют до сих пор - звездный состав, включая Марата Башарова и Гошу Куценко.
Гоша Куценко - особая статья. Надоевший всем и вся от своего вездесущего мельканья, Куценко составляет с Шамировым устойчивый тандем. Куценко сыграл в каждом фильме Шамирова, в большинстве спектаклей, они совместно разрабатывают всякие театральные проекты и - что там говорить, в фильмах Шамирова нам открывается совсем другой Куценко.
В фильмах Виктора Шамирова, начиная с «Дикарей», 2006 года, сыграл свои самые заметные роли яркий актер Константин Юшкевич. Играет в фильме, (как и в других фильмах Шамирова), сам Виктор Шамиров, оказавшись очень запоминающимся актеров с оригинальной внешностью и ни на кого не похожим голосом.
4. "Мамы".
Фильм 2012 года. Большой альманах о любви к мамам хорошим и разным в канун женского дня 8 Марта. Каждая отдельная новелла снята собственным режиссером. Среди них - Дмитрий Дюжев, срежиссировал свое появление в проекте;
Карен Оганесян снял новеллу «Я - не Коля», в которой сложился хороший актерский дуэт из Екатерины Васильевой и Михаила Пореченкова - и в этом году развил дуэт до полнометражного фильма «Марафон»; больше никаких сколь нибудь известных режиссеров в проекте не задействовано.
Зато задействовано актеров - чуть ли не все, имеющиеся в наличие. Помимо вышеупомянутых - Сергей Безруков, Егор Бероев, Гоша Куценко - куда ж без него, Федор Добронравов, Петр Федоров, Игорь Верник, Александр Олешко, Лия Ахеджакова, Светлана Ходченкова, Людмила Артемова, Равшана Куркова,
Марина Голуб, Анастасия Заворотнюк, Сергей Газаров, Ольга Волкова - кажется, шли прямо по штатному расписанию Мосфильма, Ленфильма и 1-го канала. В проекте малые формы подаются в другой распространенной в российском и мировом кино эстетике - гламура.
Получается похуже, потому что гламурной эстетике соответствуют, скорее, классические истории типа романы-помолвки среднего и высшего класса. В нашем конкретном случае этот слой вырождается в субкультуру, и поэтому гламурный фильм на российских реалиях выглядит достаточно этнографическим.
Мы решили взять для рассмотрения и фильм «Мамы» не потому, что он так уж нам нравится, а для того, чтобы посмотреть, как эта тема малых форм воспринята совершенно разными авторами и с разными целями. С другой стороны, эти самые «Мамы» все же лучше следующих, новогодних «
Мам», и, конечно же, гораздо лучше других новогодних - «
Ёлок». Что-то человеческое в «Мамах» все-таки есть.
5. "Шапито-шоу": "Уважение и сотрудничество"
Хороший фильм Сергея Лобана, 2011 года, мы о нем, в разных контекстах, уже неоднократно говорили, был хорошо воспринят критикой на Кинотавре и ММКФ, там даже Джеральдин Чаплин к Лобану в кино просилась.
И зрители тоже «Шапито» приняли вполне благосклонно - но не все, а вот именно те зрители, которые имеют с «Шапито» общие корни. Зрители, для которых огромных бонусом является - или, наоборот, это у «Шапито» появляются куча бонусных баллов - потому что зрителя любят или любили Крым, отдыхали или продолжают отдыхать там и так, как это показано в фильме.
Вот, еще одна фишка «малых форм»: это все фильмы, типа, отдыха. Даже когда они про работу - на Как бы радио это такая как бы работа. А вообще - стеб и сплошные приколы. (Исключения составляют шедевры «Нашего нового кино», проблемные, типа «Елена» или там «Жить». Но их же и смотреть-то не особо хочется).
Для прикольных фильмов малых форм характерно использование вставных аттракционов - о которых в фильме «Шапито» не просто заявляют открытым текстом - даже круче: выносят в название. И, конечно же, вставные номера Шапито в «Шапито-шоу» - самое сильное, что там вообще есть. Но и остальное неплохо.
6. "Вдребезги".
Это второй, 2011 года, фильм молодого, но уже очень хорошо заявившего о себе режиссера Романа Керимова, который - режиссер, сценарист, монтажер, композитор и актер в одном флаконе. То есть все это не только может, но и делает - в первом, тепло встреченном фильме «
Неадекватные люди» он реально и сыграл, и музыку написал. И здесь - тоже.
Про сценарий и говорить нечего - сам. И при этом все - неплохо. «Вдребезги» - это альманах из таких маленьких историй, но альманах трешевый и комедийный. Такой замах, мощный не-подетски.
Смотреть его, как обычный непрофессиональный зритель, я бы не стала - просто не смогла бы: он начинается специально отвратительными кадрами, которые быстро переходят в угнетающе-кровавые, и только потом, когда всякое непрофессионально-зрительское терпение иссякнет, все это находит удобоваримое объяснение
- но было уже поздно, зритель уже ушел. Мы с вами посмотрим центральную, самую вегетарианскую, новеллу.
7. "Рассказы".
Дебютный полнометражный фильм режиссера Михаила Сегала, 2012 года. Годом раньше Сегал привез на Кинотавр короткометражку «Мир крепежа», она понравилась жюри и публике, и Сегал расширил проект до полного метра. Но не расширил короткометражку - она так и осталась первым рассказом в сборнике из 4-х рассказов.
Ничего себе рассказы, такие анекдоты, но с некоторым не то чтобы политическим - мировоззренческим подтекстом, мол, кто мы, куда мы идем, даже, скажем прямо - катимся, люди, опомнитесь, господа, вы звери…. Но нет, не до каких таких прямых упреков в бесчеловечности и богооставленности шутник Сегал, конечно же, не доходит.
Это - к Сигареву, что ли. Просто так, как будто зрителю глаза протирает - вот, забавно, не правда ли?
Новелла «Возгорится пламя» в силу своей эротической составляющей вызывала, конечно же, наибольшие эмоции и отклики. У меня в том числе. И, конечно же, роль Константина Юшенкова - удалась.
По окончании просмотра все мы согласились, что кино это - хорошее. (За исключением, правда, "Вдребезги", который вызвал предсказуемые прения.) Так что главной цели мы достигли - посмотрели хорошее российское современное кино, удостоверились в его наличии и зафиксировали это знание. Чтобы и впредь это знать и помнить.
Что было в клубе киноУхо? Как нас найти? В этот день в 2012 году:
Цветы войны | Jin líng shí san chaiВ этот день в 2009 году:
Евгений Гришковец АсфальтВ этот день в 2006 году:
Ледниковый период-2: Глобальное потепление | Ice Age: The Meltdown киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн