Клуб киноУХО - 42. Наследный принц Уфы и Костромы. Отчет

Jan 31, 2013 14:39


БГ - наш любимый культурный герой, философ и музыкант, поэт и артист. А то, что он приложил руку еще и к кино - само по себе и здорово, и закономерно. Теперь уже думаешь - жаль, что мало. Но мы, отмечая сегодня ДР БГ, решили копнуть поглубже и вспомнить ВСЕ:

не только любимые и великие фильмы САСа, где БГ представлен во всей красе и даже выглядывает из шкафа, (трилогия «Асса», «Черная роза» и «Дом под звездным небом»), но и менее известные и яркие, но все равно ценные для нас игровые фильмы, («Два капитана два» и «Город»);

большое количество документалки всякой 80-х годов, когда русский рок стал одной из знаковых тем и ленинградский рок-клуб снимали все, кому не лень - и наши, и зарубежные, («Рок» А. Учителя, «Серп и гитара», «The Long way home», «Тбилиси-80», «Музыкальный ринг»).

Ну, и мульт тоже один накопали - митьковский, в котором БГ и разрисован, и музыка его. «Митьки - Майерс, или Митьки никого не хотят победить». Плюс некоторое количество самопальных, типа хоум-видео, фильмов около-БГ-шного окружения, которые близкие и хорошие люди рядом с БГ снимали по поводам юбилеев или особо удачных гастрольных туров, («БГ - Лев Толстой», «40:0 в пользу БГ»).


Что можно сказать после столь массированного просмотра? Ну, во-первых, что музыка БГ очень кинематографична и сама просится как-то ее визуализировать. Песни - они, конечно, добавляют любому фильму плюс 100 пунктов. Ну, как в свое время песни Высоцкого. Но сама музыка - она как будто дорисовывает картинку.

Вообще, частности и детали гораздо лучше замечаешь при фрагментарном просмотре. Когда смотришь целый фильм, ты вовлечен в действие, следишь за развитием сюжета и не замечаешь, какие выразительные средства помогают тебя затягивать внутрь кино. А при просмотре отрывков, фрагментов лучше видишь именно средства.

Вот мы таким образом просмотрели отрывок из «Ассы» - самый что ни на есть проходной, вот именно - проход Алики, Бананана и негра Вити от места знакомста до набережной. Они идут, смеются, снег мокрый под ногами, туман, и музыка БГ как будто этот туман создает. Туман, странность, прекрасность и случайность.



Наблюдение N 2. Лучше всего БГ раскрылся в фильмах супер-профессионального и во многом гениального Сергея Соловьева. То есть Соловьевские фильмы ярче, и присутствие БГ в них потребовалось больше и ярче. Вообще, при массированном просмотре большого количества самопальных фильмов становится как-то ясно, что не зря люди учатся в киношколах и не случайно именно после этого они начинают снимать хорошие фильмы.



Вот такой странный-непрофессиональный фильм «Город» Александра Бурцева мы посмотрели, снятый в середине-конце 80-х в Питере о Саше Башлачеве. Прямо буквально биографический - о первых его шагах по питерской земле, знакомстве с Митьками, каковые Митьки собственными персонами в фильме и присутствуют, равно как и Шевчук.



И все сидят постоянно на реальной митьковской кухне, и базарят. То есть ясно, что все так и было: грязные, тесные, захламленные комнаты, странная, во многом - кичевая живопись на стенах, водка рекой, друзья с гитарами песни поют… Но миф об этом лучше, чем реальность.

То есть, наверное, когда сидишь среди них - то прет так же, как в песнях БГ. А когда смотришь со стороны - а именно такой взгляд в фильме представлен, то кажется это все каким-то антисанитарным и убогим. Просто пленка эту реальность запечатлевает не с лучшей стороны. А потому что кино - это не бережное перенесение реальности на пленку, а воссоздание ее - утрированной, усиленной, более яркой.

Потому, что то, что в реальности ярко - под софитами тускнеет и выглядит обыденным. И митьковская атмосфера отвязанности и безбашенности гораздо лучше представлена в соловьевской «Черной розе», хотя Соловьев, как свой в доску, с митьками никогда не сидел, а сидел только как приглашенная звезда.



Но в его феерических клоунадах с дядей Кокой и Толиком, со шляпами и балериной, танцующей на столе, с девочкой-ангелом на пианино - митьковской правды жизни гораздо больше, чем в документальных кадрах «Города». «Город» сохраняет интерес чисто музейный, как старая фотография.

То же можно сказать и о дружеских фильмах. Как бы ни старались друзья-дилетанты придумать какой-нибудь эдакий ход, получается скучно. То есть на Борю смотреть, конечно, интересно, но как фильм - скучно. Хотя сама мысль «БГ - Лев Толстой» уже весома и значительна - и перевешивает весь фильм. Подумать о сходствах между нашим героем рок-н-ролла и автором «Войны и мира» - забавно, прикольно и даже удивительно.



Действительно, оба - принадлежат к благополучной прослойке своего общества, оба получили хорошее образование, оба… Но тут уж нет, не оба: принадлежность графа Толстого к патриотам своей страны и творцам своей культуры как-то гораздо более органична и однозначна.

Но - из песни слова не выкинешь: в тяжелый для Родины час западник, очарованный англоязычной музыкой и культурой, БГ вдруг пишет полтора десятка русских, славянских, православных песен и выпускает «Русский альбом». Не говоря уж о том, что он вообще вернулся из Лондона.

А ведь мог бы стать там первой русской ласточкой: остаться, писаться в лучших музыкальных студиях, дружить с Родом Стюартом и … Но - нет, БГ вернулся прямо-таки Архистратигом. А потом, опять же, как Лев Николаич, увлекся буддизмом… Вот ведь какие бывают странные сближенья!

Наблюдение N3. И получается, что из всех многочисленных доков лучшим свидетельством о молодом БГ является - интервью с Троицким в фильме «Тбилиси - 80»! Что уж совсем неожиданно, потому что, вроде как, Борю вышибли с этого фестиваля за непристойное поведение… Так как же он оказался - да еще в таком объемном, увесистом интервью! - в итоговом фильме, который, понятное дело, вышел уже после того, как фестиваль закончился и все скандалы были позади.

И вот Боря, такой молоденький пастушок 27-летний, рассказывает Троицкому про музыку, про свободу творчества, и каким он хочет быть музыкантом. Все очень безыскусно, но здесь жанр абсолютно соблюден - безо всяких попыток художественно переосмыслить происходящее на фестивале, авторы фильма просто записали интервью с самыми яркими участниками - и интервью получились яркими.




Следующий по силе воздействия видео-док с БГ - это передача «Музыкальный ринг». Вот тут Гребенщиков уже не мальчик, но муж, не волнуется и предстает во всей славе своей. Но - не менее интересна, чем виновник торжества, публика в зале. Лица зрителей, вот какими были наши люди в 86-м году! Другими были, факт. А какие вопросы задавали! Что у людей в голове было!



И тут, при просмотре «Музыкального ринга» с БГ, происходит обратный эффект: документальная запись стихийно происходящей передачи, в которой задано снаружи немного: подборка песен исполнителями и временные ограничения, а остальное - активность публики и Борины ответы - естественны и непредсказуемы - запись эта становится сильнее иного фильма, потому что присутствует герой, студия пульсирует энергией, и есть интрига и даже конфликт. Очень сильное впечатление!



А потом мы слушали новые песни БГ - «Дед Мороз Блюз» и «Бригадир» из альбома «Воздухоплавание в компании сфинксов» и сами пели старые песни. Мы знаем их много, и поются они хорошо. Здорово, что БГ у нас есть.
Вместе с этим смотреть: С днем рожденья, БГ!, 2-Асса-2
Вместо этого смотреть: Бездельники
В этот день в 2012 году: Голодный кролик атакует | Seeking Justice
В этот день в 2011 году: Любовь и другие лекарства | Love and Other Drugs
В этот день в 2007 году: Меченосец

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








митьки, обзоры фильмов, Соловьев, Бурцев, Друбич, клуб киноУХО, Бугаев, отчет, БГ, кино

Previous post Next post
Up