Драйв | Drive

Nov 03, 2011 15:23



Фильм, получивший приз Каннского фестиваля за режиссуру, (в нынешнем году, режиссер - датчанин Николас Виндинг Рёфн), по определению не рассчитан на восторг толпы: не пятак, чтобы всем нравиться. (Теперь надо, наверное, говорить: «Не чемодан с миллионом долларов»). Так что не стоит огорчаться, если вам он и не понравится. Несмотря на давнее желание его увидеть, подогреваемое как вышеозначенной Пальмовой Ветвью, так и именами исполнителей главных ролей: Райан Гослинг и Кэри Маллиган.

Эти молодые актеры стоят особняком от гламурной голливудской тусовки: не заради гламурного блеска приглашают их на серьезные роли серьезные режиссеры. (Из последних работ у Гослинга сразу вспоминается « Голубой Валентин l Blue Valentine», у Маллиган - « Воспитание чувств | An Education" и « Не отпускай меня | Never Let Me Go».) Это - настоящие драматические актеры, обладающие неповторимым своеобразием.

Вот ради этого неповторимого своеобразия, внесения в свой фильм этой неповторимой краски, которой обладает только, скажем, Гослинг - или Маллиган - их и приглашают. На их месте трудно представить кого-нибудь другого.


(В случае с Кэри Маллиган это не совсем так: она очень совпадает по энергетике, да и внешне схожа, с точно такой же, но другой молодой актрисой - Мишель Уильямс. (Слева - Уильямс, справа - Маллиган. Найдите десять отличий!:)




Может быть, Уильямс чуть-чуть более депрессивная, (в фильмах « Мамонт | Mammoth» и « Провокатор | Incendiary», да и в том же «Голубом Валентине» рядом с Гослингом…);




Маллиган - пока - чуть-чуть более трогательная… (не зря участвует чуть ли не в каждой экранизации Джейн Остин и Чальза Диккенса).

Видеть Гослинга и Маллиган в кино всегда интересно. То есть - их участие прибавляет интереса к фильму. (Правда, уже замечены осечки: так, Гослинг недавно не понятно, зачем снялся в проходной комедии « Эта - дурацкая - любовь | Crazy, Stupid, Love» - его там было видно, конечно, и он поразил воображение неожиданной метросексуальностью, но на его месте вполне мог бы оказаться какой-нибудь Метью Макконахи, и никто не заметил бы разницы.

А Кэри Маллиган так же напрасно и зря оказалась в проходной роли дочери финансового воротилы из фильма про « Уолл Стрит: Деньги не спят | Wall Street: Money Never Sleeps»: зачем ее, такую удивительную и нежную, использовать так нерачительно?) Здесь, в «Драйве», оба они - и Гослинг, и Маллиган - совершенно на своих местах, на тех самых, для которых они и созданы: угрюмый романтик-одиночка и беззащитная девушка-одуванчик, с трудом пробивающая себе путь сквозь асфальт криминального мира.



Криминальный мир, однако, надоел. Да, мы уже поняли, что дожили до жизни такой, что понятия «криминальный мир» и «мир» можно смело приравнивать друг к другу. Все, что к криминалу не относится, и не живет вовсе, потому что не в теме - значит, не в жизни. Если криминальная реальность еще не пронизывает насквозь ткань вашей повседневной жизни, то вы просто прозябаете на обочине.



Подвести вас к этой мысли, помочь вам это осознать и призваны всеведущие и чуткие большие и малые художники, препарирующие реальность так, что из нее выпаривается и подается вам на блюдечке с голубой каемочкой самая ее, реальности, суть и смак, итог и сухой остаток. Да, все это так. Но однообразие утомляет. Не радует. Надоедает.

Высокохудожественные съемки, демонстрирующие, насколько хорошо датский режиссер Рёфн видит, чувствует и организует биенье жизни, не избавляют от усталости. Глаза устали видеть гангстеров - от них тошнит так же, как при советской власти тошнило от «производственных драм». Хотя в душе понимаешь, что - да, это жизнь, вот эти разборки в мартеновском цеху между карьеристом-ретроградом и молодым, горячим рационализатором - но сколько же можно!



Да, в криминальной среде миллион разнообразных характеров и судеб, и именно через их призму мы должны прозревать какие-то вселенские законы, и режиссер Виндинг Рёфн очень красиво показывает проезды по ночным очень хорошо освещенным улицам, (за что ему отдельное спасибо - половина съемок в темноте, а глаз не напрягается); И музыка хорошая, а про актеров все уже было сказано. Но медитировать на безмолвных и многозначительных кадрах в окружение бандитов и полубандитов - сколько можно!



Да, « Предел контроля | The Limits of Control» Джима Джармуша был тоже очень медитативен. Но почему-то поразил воображение гораздо больше. Может быть, потому, что, несмотря на молчаливость и медитативность, был гораздо более насыщенным - и действием, и интригой, и загадками, которые нужно разгадывать и во время, и по окончании фильма. А из отечественных аналогов приходит на ум почему-то вполне дурацкий фильм Атанесяна «24 часа».

Дурацкий, но он запомнился, потому, что был одним из первых, в котором гангстеров вводили в оборот не в качестве стоящей по другую сторону баррикад от каких-нибудь ментов противоборствующей силы, а в качестве самодостаточной профессиональной социальной среды, в которой люди живут, любят, умирают …. и занимаются любимым делом. Помнится, там киллер, (в исполнении Максима Суханова), чтобы подчеркнуть, что ничто человеческое киллерам не чуждо, в перерывах между заказами играл на рояле Шопена. Утепляет, ага.



Герой Райана Гослинга не киллер, и на рояле не играет - он просто ведет себя так, как в среднестатистическом арт-хаусном фильме, а до того - в авторском кино - вел себя какой-нибудь среднестатистический представитель богемы или просто советской научно-технической интеллигенции: долго молчит, смотрит со скрытым смыслом, совершает неартикулированные альтруистические поступки и хорошо делает свою работу. Тем самым вводя своего персонажа в круговорот обыденной и повседневной жизни: «Мальчик, а кем работает твой папа? - Мой папа работает водилой у бандитов!»



В общем, фильм «Драйв» происводит такую сшибку в голове зрителя: если бандиты и вся эта гангстерская среда - такая уже вполне себе респектабельная и общечеловеческая, тогда не надо интересничать и щеки надувать, какие мы загадочные и томные. Работа как работа. А если у этого героя, да и у всех остальных героев фильма «Драйв» отнять романтичность их жизни «по ту сторону закона», то что от них останется?



Одна красота ночных огней, к каковым и вправду, никаких претензий нет.

Драйв | Drive: США - 2011



Моя система оценок

Poll Драйв | Drive

Вместе с этим смотреть: Голубой Валентин l Blue Valentine, Не отпускай меня | Never Let Me Go
Вместо этого смотреть: Предел контроля | The Limits of Control
В этот день в 2010 году: Легенды ночных стражей | Legend of the Guardians: The Owls of Ga’Hoole
В этот день в 2009 году: Хеллоуин
В этот день в 2006 году: Клик: С пультом по жизни | Click

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн







США, Рёфн, *3*, обзоры фильмов, Канн, Гослинг, драма, Маллиган, 2011, кино, криминал

Previous post Next post
Up