В преддверие раздачи Оскаров фильм "Голубой Валентин" интересен в первую очередь тем, что главную роль в нем играет еще одна претендентка на Оскар за лучшую женскую роль - Мишель Уильямс. И, скажем прямо, на нее стоит посмотреть. Совсем юная, Мишель Уильямс почему-то регулярно подвизается на роль молодой матери, много повидавшей в жизни. Так было в фильме "
Провокатор | Incendiary", и в фильме "
Мамонт | Mammoth". И с каждым разом у нее получается все лучше. Но фильм "Голубой Валентин" хорош и сам по себе.
Для начала нужно определиться с переводом названия. Предложенный нам нашими прокатчиками "Голубой Валентин" отсылает, не подумав, к какой-то другой совершенно теме, ну, там, сексуальных меньшинств, скажем - тема, кстати говоря, вполне актуальная для нынешнего Оскара - вот, "Детки в порядке", (с Аннет Беннинг, которая тоже номинирована за лучшую женскую роль), повествует же о семье, состоящей из двух мамочек?
Однако это предположение в корне не верно. Создатели фильма предполагали, что их целевая аудитория поголовно знакома с творчеством Тома Вейтса, чьим главным хитом является грустный блюз "Блю Валентайн", в котором речь идет о несостоявшейся - или разрушенной - любви. А блю Валентайн - это синие Валентинки, любовные письма, которые продолжают приходить от былой возлюбленной, как будто привет из прошлого: "…Как полузабытые сны, как камешек в моём ботинке…"
Из нашего песенного репертуара лучше всего, по-моему, рифмуется с Чижом: "на подушке осталась пара светлых волос…" Тем более, что волосы у героини Мишель Уильямс действительно светлые. Так что фильм по-русски лучше было бы назвать "Грустное буги". (Это другая песня Чижа, но такая же по настроению и характеру.) Если предположить, что любителей и знатоков Чижа у нас столько же, сколько в Штатах - поклонников Тома Вейтса. По крайней мере, было бы в любом случае более понятно, о чем фильм.
А фильм - о самом что ни на есть простом и часто встречающемся, в жизни практически каждого человека такое случалось: любовь ушла. Умерла. Прошла. А ведь мы так любили друг друга! Почему она ушла? Вот та, у Чижа, от которой на подушке осталась пара светлых волос, почему она ушла? Разлюбила. Почему?
В фильме "Голубой Валентин" нам, вроде бы, пытаются показать женскую версию - почему она разлюбила: да она и не очень-то любила с самого начала. Просто так получилось, она была в трудном положении, он подставил плечо,
она на него оперлась - и осталась на долгие годы. А потом она выросла, и это плечо из опоры превратилось в помеху. Тем более, что он-то, надежный друг и преданный муж, сам так и остался как будто подростком. Ничему не научился в жизни, никем не стал, кроме как любящим мужем и отцом. Не определился в жизни. Не нашел себя. Грустное буги. Тем более, что так оно и бывает на самом деле.
Но в фильме даны фантастические - очень короткие, сбивчивые - флэшбеки о том, какими они были, когда все начиналось. Это как если бы наша Алика из "Ассы" вышла замуж за мальчика-Бананана. А он не стал бы народным артистом Борис Борисычем Гребенщиковым, а так там и остался - лабухом в курортном шалмане. Да еще и утратил юношеское очарование, набрал 15 дополнительных килограммов, начинает утро с бутылки пива и продолжает в том же духе…
Никем не стал. Хороший, добрый, веселый, но - не стал. А она - выросла, стала зав.отделением в своей районной больнице и ее зовут на повышение в областной центр. Или даже в столицу штата. Но дело даже не в повышении: они были одним и дышали одним, а теперь они - разные. Но были - одним.
Танцевали на пляже. Любили в песке. Летели выше, чем птицы. Держали камни в ладонях…
Вот это взаимное парение, эти юношеские взлеты - на контрасте с нынешней не то, чтобы бесполетностью, но - обыденностью и пивным запахом изо рта - рождают такой извечный ля-минор, что плакать хочется.
Хотя ничего страшного в фильме не произошло. Обычное дело. С каждым бывает. Мишель Уильямс сыграла очередную свою сильную роль.
Но и партнер ее, Райан Гослинг, хорош - даже удивительно, как ему удалось до сих пор оставаться незамеченным серьезной кинообщественностью? Они играют обычных людей, и это у них очень хорошо получается.
Похоже, Голливуд решительно развернулся в сторону реальной жизни: ни тени гламурного блеска ни в этом, ни в большинстве других оскаровских фильмов последнего призыва. Однако никакого впадения в крайности не происходит: отталкиваясь от гламура, Голливуд не впадает в чернуху. Это грустный фильм, крушение любви, собака умерла в самом начале, и муж-папа-бывший возлюбленный может быть, выпил с утра немного лишнего... Но они все не уроды сонные и вялые. Они - настоящие, страдающие и, в сущности - прекрасные, потому что - живые и узнаваемые - люди. Когда-то встретились и были счастливы - так же, как мы.
Теперь расстаются - так же, как это случалось и с нами. Вы спросите, что дальше? Учитывая, что покинутый муж - все-таки, несостоявшийся музыкант и гитара - маленькая такая гитарка - у него всегда под рукой - глядишь, он возьмет, тряхнет стариной (да он и никакой не старик, смешно даже!) и сочинит что-нибудь с ног сшибательное, и выпустит диск, и тогда она узнает еще, и пожалеет… А может быть, будет просто пить пиво и играть эту песню в своем гараже. Когда уходит любовь - остается блюз.
Голубой Валентин l Blue Valentine: США- 2010
Моя система оценок Смотреть вместо этого:
Прошлой ночью в Нью-Йорке | Last NightСмотреть вместе с этими:
Помни меня | Remember MeВ этот день в 2010 году:
клуб киноУХО - 1. Вечер памяти Иосифа Бродского. ВидеоВ этот день в 2007 году:
Странные родственники | Relative Strangers