Мамонт | Mammoth

Apr 21, 2010 11:24



Среднеевропейский фильм об общемировых проблемах среднего человека. Средне хороший фильм.
Он снят не для того, чтобы шокировать зрителя и потрясать фестивальную публику, выколачивая призы за смелость и неожиданность новых прочтений и поиски нового языка. "Мамонт", снявший его режиссер Лукас Модиссон и снявшиеся в нем актеры Гаэль Гарси Берналь и Мишель Уильямс тихо и спокойно говорят о проблемах не очень даже и бросающихся в глаза - по сравнению с насильем в школах, коррупцией в правительствах и сексуальных экспериментах в семейной и просто интимной жизни. Фильм даже не о свободе говорит или ее отсутствии, и не о наркотиках…

В общем, даже странно, что европейский режиссер и ведущие молодые актеры мира взялись снимать такой не кричащий фильм.
О ненормальности нормальной жизни. Каковая ненормальность, если так пойдет, того гляди, приведет нас всех к печальной участи мамонтов. Фильм "Мамонт" не громогласно, не обличая, а так - буднично и без нажима - показывает, насколько не нормально   устройство той будничной повседневной жизни, которой мы все тут живем. Ненормально для человечества, как вида. Который может и вымереть, как уже было сказано. Если не задумается и как-то не изменит все.

А что? Вот ведь не ужасы какой-то беспросветной жизни режиссер показывает, не дно, не язвы социальные, не прорехи глобализма. Обычная жизнь. Богатых и бедных. Но богатых - не сверх, без особых золотых унитазов, да и бедные - не за гранью нищеты, занавески на окнах и яичница на завтрак у них есть. Так в чем ненормальность-то?


А в том: вот герой Гаэля Гарсия Берналя, преуспевающий миллионер IT-шник, молодой, продвинутый современный … крат. Чтобы подписать контракт, ему нужно лететь на другой конец света и сидеть там, вдали от семьи, неделю или две, хотя на ход переговоров он даже не влияет и сам в этих лишних двух миллионах не очень-то и заинтересован. Зато жить вдали от семьи - молодой жены и шестилетней дочки - не заинтересован совершенно. Но жизнь так устроена!

А молодая жена (Мишель Уильямс) - помимо того, что молодая жена и мама, она еще и практикующий хирург, работает в больнице для бедных, без всяких скидок на свое материнство - ночная смена, дневная - на то, что муж миллионер и с деньгами в семье полный порядок - работает до упаду. Так что пока она лечит чужих детей, с ее дочкой все время - и днем,  и ночью - проводит няня она же домработница-филиппинка. И тайны земли и неба открывает шестилетней девочке не ее папа или мама, а эта полуграмотная милая филиппинская женщина, и в планетарий с ней ходит, и теорию Большого взрыва изучает, и учит ее своему филиппинскому языку.

А молодая мама, когда вдруг у нее есть время на ребенка, для этого ребенка - человек чужой, и приходится ей, вместо того, чтобы гулять с дочкой и разглядывать мир ее глазами, до упаду бегать по беговой дорожке, установленной на крыше их ужасно дорого пентхауса…

А филиппинка эта приехала сюда, в Штаты, на другой конец мира, чтобы заработать деньги на новый дом, оставив двух своих маленьких сыновей бабушке… И те дети тоже живут оторванными от родителей. И совсем юная девушка-проститутка, которая все-таки охватит своим навязчивым сервисом симпатичного молодого папу-Берналя, мающегося от безделья на проклятом райском острове вдали от семьи, и эта симпатичная тайская девушка тоже зарабатывает деньги для своей совсем уже новорожденной крошки - и тоже вдали от нее…

Господа, граждане и товарищи, что вам все-таки нужно - дети или деньги?  Как так получается, что своими руками вы - и богатые, и бедные - отдаете другим людям то, за что вообще-то можно биться - право растить и воспитывать своих детей, счастье быть с ними каждый день, наблюдать их рост, участвовать в их жизни, быть родителями? Разве от этого дети не становятся несчастными, даже в новом доме, даже в пентхаусе? Разве все, что несет вас на другой конец Земли - вот эти миллионные контракты, и деньги на новый дом - не так же иллюзорно, как иллюзорна  ценность перьевой ручки, в оформление которой вставлена драгоценная кость мамонта? Ручка драгоценная, стоит несколько тысяч долларов и таких на земле три штуки, но для тех, кто не знает, что это - мамонт, это просто ручка, да еще старомодная - чернильная, и цена ей - двадцать долларов.
И разница между настоящим и поддельным Роллексом тоже гораздо более умозрительна, чем вам кажется - особенно по сравнению с тем в своей жизни, чем приходится жертвовать ради того, чтобы иметь возможность носить настоящий, а не поддельный. То состояние дел, к которому мы пришли, кажется настолько естественным, что никто, вроде бы, и не задумывается о том, что ни фига оно не естественно. Никакой Роллекс ни дороже человеческой жизни, тем более - жизни своего ребенка. Согласия в семье. Любви. Но мы соглашаемся с таким устройством жизни, по законам которого - Роллекс дороже.

Мы соглашаемся с устройством, когда престижная или прибыльная работа лежит в тысячах километров от дома, где живут твои самые родные люди. И ты туда едешь. Разве это правильно? Разве таким должен быть мир, если бы ты его придумывал? Почему же ты соглашаешься на то, чего сам себе ни за что не придумал и не пожелал бы? Почему не протестуешь? Почему не создаешь другой, более удобный и нормальный, не будем даже говорить - более совершенный - мир?

Это очень простые, отнюдь не "вечные", вопросы. И уж совершенно не экстремистские, нисколько не провокационные. Но задают их продвинутые молодые  интеллектуалы - вероятно, эти вопросы их волнуют больше, чем те, вечные и экстремистские.
Что касается исполнителей главных ролей - наверняка эти вопросы их волнуют, потому что и Гаэль Гарсия Берналь, и Мишель Уильямс уже снимались в подобных фильмах. " Вавилон" Алехандро Гонзалеса Иньярриту 2006-го года, многократно номинированный на "Оскар" - в нем снимался Берналь - очень похож по теме, но не по звучанию: "Мамонт" гораздо нежнее, не такой лобовой.
А Мишель Уильямс запомнилась в прошлогоднем " Провокаторе" - странном женском фильме о терроризме, в центре которого - так же, как и в центре "Мамонта" - тоже стояли дети. (В "Вавилоне" - тоже.)

Может быть, это и есть нормальная точка зрения - и вообще, точка отсчета: в центре мира - дети. И от того, каково им, как им живется, как их воспитывают, какими они вырастают - отматывать вопросы и направления развития?

Мамонт | Mammoth: Германия, Дания, Швеция - 2009



Моя система оценок

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

*4*, Дания, 2009, обзоры фильмов, Берналь, драма, Швеция, кино, Германия

Previous post Next post
Up