Не отпускай меня | Never Let Me Go

Mar 17, 2011 09:07



 Очень красивый и очень грустный фильм. Автор литературного первоисточника, Кадзуо Исигуро - британский японец, и это обстоятельство, кажется, является определяющим для фильма: Британская Япония или Японская Британия. Лица людей, особняк, в котором расположен детский приют, деревушка - это добрая старая Англия в лучших традициях. Пейзажи, небо, море, комнаты, общее настроение, музыка - это Япония, отрешенная и печальная, как в хокку: "Ветер в ивах подул.|Голос дрозда поутру | уже не звенит".

"Не отпускай меня" - антиутопия, то есть повествование о фантастическом, но не очень-то светлом, будущем. И если уловить эту щемящую ноту нечеловеческой тоски, то можно припомнить: да! Она уже звучала, эта нота: у Стивена Спилберга, например, в фильме "Искусственный разум". И еще был фильм, гораздо менее известный, но такой же фантастический, печальный и красивый - " Всё о любви | It's All About Love" Томаса Винтерберга. Почему-то есть такой аспект будущего, который вызывает у творцов в настоящем неизгладимую печаль. Как будто они предчувствуют, что нас там не ждут. И, судя по опыту последних путешественников из нашего общего прошлого в наше общее будущее, такой мрачный взгляд на вещи имеет под собой нешуточные основания.

А вот Кадзуо Исигуро, (все-таки главным создателем фильма ощущается именно он - и роман написал, и сценарий), не сгущает краски, не рисует ужасных экологических катастроф и переизбытка машин… Вообще, никаких спецэффектов или даже просто эффектов - художественных, дизайнерских - с помощью которых обычно в кино рисуют будущее - в фильме "Не оставляй меня" нет. Наоборот, Англия, показанная в нем, больше напоминает английскую глубинку времен  Агаты Кристи. Заборчики, палисаднички, маленькие машинки, приютские девочки с косичками  и мальчики в коротких штанишках. Такой старомодный футуризм - или футуристический винтаж - очень утепляет и внушает доверие.


Но главное выразительное средство фильма - это актеры, играющие главных героев.



О том, кто они, эти дети, потом - подросшие и превратившиеся во взрослых, со странной и печальной судьбой -  рассказывать жалко, потому что в этом ответе - вся соль фильма, вся интрига, все будущее. Но в том-то и штука, что зрителю не очень-то и важно, кто они. За их взаимоотношениями, за их взрослением, за их движением по жизни так интересно наблюдать, что вопрос об их происхождении и предназначении, оставаясь решающим, все-таки отходит на второй план.



Как и было задумано автором. И для того, чтобы так и получилось, нужны были очень хорошие актеры.

И они нашлись. При чем - в двух экземплярах: дети 12 лет


 

- и эти же персонажи, ставшие взрослыми. Две девочки - девушки и мальчик - молодой человек. Эндрю Гарфилд, Кира Найтли и Кэри Маллиган.

Эндрю Гарфилд -



пожалуй, до сих пор самую заметную роль сыграл в " Социальной сети | The Social Network" - неудачливого закоперщика всего процесса, Эдуардо Северина. А до того он отметился в " Воображариуме доктора Парнаса | he Imaginarium of Doctor Parnassus", и в фильме " Еще одна из рода Болейн | The Other Boleyn Girl", но как-то не запомнился.



Сдается мне, что не запомнится он и здесь - рядом с такими яркими женскими ролями и актрисами.

Кира Найтли вообще не нуждается в представлении, и все-таки удивляет способностью к преображению. Вот, кажется, только что - с той же челкой, длиной волос, с той же загадочностью во взоре, блеснула она в фильме " Телохранитель l London Boulevard". А здесь, в "Не отпускай меня" - та, да не та! Не она здесь главная, и ее, казалось бы, ослепительная красота приглушена, и больше, чем красота, выступает вперед мощная нижняя челюсть сильной личности,



которая во что бы то ни стало настоит на своем и ни любовь, ни дружба ее не остановят. И эта мощная красивая сила выглядит вовсе не такой уж однозначно самой красивой рядом с совсем по-другому красивой главной героиней - ее играет Кэри Маллиган.

Они обе - англичанки, ровесницы, а в одном фильме, в одном кадре их видеть странно, как будто они из разных миров или времен. (Хотя вместе они играют не впервые - в 2005-го года очередной экранизации  романа "Гордость и предубеждение" Кира и Кэри, обе, сыграли сестер Беннет, но там Кира была главной, а Кэри - одной из многочисленных младших).

Кэри Маллиган совсем другая. Пока Кира Найтли штурмует списки самых красивых женщин планеты и собирает миллиардные кассы с " Пираты Карибского моря: На краю Света | Pirates of the Caribbean: At World's End", Кэри Маллиган играет в классических английских телевизионных экранизациях Диккенса и Остин - и, кажется, гораздо органичнее выглядит в антураже викторианской Англии, чем нынешнего железного века. В прошлом году она номинировалась на Оскар - с фильмом " Воспитание чувств | An Education" -  тоже в этой роли "несовременной" девочки. В фильме "Не отпускай меня" она играет ту же роль.

Не хочется вовсе, глядя на нее, говорить о повторении - просто она обладает теми душевными красками, которые у современных актеров, даже ее ровесников, как вот Кира, начисто отсутствуют. Как будто у современных людей отмерли те качества - и вместе с ними, способность выражать их на лице, в мимике и пластике. А Кэри Маллиган - умеет.

И - вот еще какое чудо: для исполнения роли Кэри Маллиган в детстве, а эта роль занимает, по меньшей мере, треть фильма, нашли девочку 12 лет, Иззи Мэйкл-Смолл -


 

ну, точную копию Кэри в детстве! Похожую на нее не только лицом, но всем вот этим неуловимым - и не похожим ни на кого другого - душевным строем, повадкой, поворотом головы, манерой разговора. Их сходство так велико, что между ними не делаешь различия - как будто это одна девочка вот так выросла за время съемок. Почему-то это обстоятельство очень усиливает впечатление от фильма.

Впечатление сильное. Но очень-очень грустное. Пожалуй, последний раз мне так грустно было после " Мелодии для шарманки" Киры Муратовой. Есть вещи, над которыми стоит погрустить.

Не отпускай меня | Never Let Me Go: США - 2010



Моя система оценок

Poll Не отпускай меня | Never Let Me Go

Вместе с этим смотреть: Всё о любви | It's All About Love, Искусственный разум
Вместо этого смотреть: Воспитание чувств | An Education, Телохранитель l London Boulevard
В этот день в 2009 году: Артефакт
В этот день в 2008 году: Мой домашний динозавр | The Water Horse: Legend of the Deep

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


      
     
     
     

США, фантастика, Гарфилд, *4*, обзоры фильмов, Найтли, драма, Маллиган, 2010, кино

Previous post Next post
Up