Очень красивый и очень грустный фильм. Автор литературного первоисточника, Кадзуо Исигуро - британский японец, и это обстоятельство, кажется, является определяющим для фильма: Британская Япония или Японская Британия. Лица людей, особняк, в котором расположен детский приют, деревушка - это добрая старая Англия в лучших традициях. Пейзажи, небо, море, комнаты, общее настроение, музыка - это Япония, отрешенная и печальная, как в хокку: "Ветер в ивах подул.|Голос дрозда поутру | уже не звенит".
"Не отпускай меня" - антиутопия, то есть повествование о фантастическом, но не очень-то светлом, будущем. И если уловить эту щемящую ноту нечеловеческой тоски, то можно припомнить: да! Она уже звучала, эта нота: у Стивена Спилберга, например, в фильме "Искусственный разум". И еще был фильм, гораздо менее известный, но такой же фантастический, печальный и красивый - "
Всё о любви | It's All About Love" Томаса Винтерберга. Почему-то есть такой аспект будущего, который вызывает у творцов в настоящем неизгладимую печаль. Как будто они предчувствуют, что нас там не ждут. И, судя по опыту последних путешественников из нашего общего прошлого в наше общее будущее, такой мрачный взгляд на вещи имеет под собой нешуточные основания.
А вот Кадзуо Исигуро, (все-таки главным создателем фильма ощущается именно он - и роман написал, и сценарий), не сгущает краски, не рисует ужасных экологических катастроф и переизбытка машин… Вообще, никаких спецэффектов или даже просто эффектов - художественных, дизайнерских - с помощью которых обычно в кино рисуют будущее - в фильме "Не оставляй меня" нет. Наоборот, Англия, показанная в нем, больше напоминает английскую глубинку времен Агаты Кристи. Заборчики, палисаднички, маленькие машинки, приютские девочки с косичками и мальчики в коротких штанишках. Такой старомодный футуризм - или футуристический винтаж - очень утепляет и внушает доверие.
Но главное выразительное средство фильма - это актеры, играющие главных героев.
О том, кто они, эти дети, потом - подросшие и превратившиеся во взрослых, со странной и печальной судьбой - рассказывать жалко, потому что в этом ответе - вся соль фильма, вся интрига, все будущее. Но в том-то и штука, что зрителю не очень-то и важно, кто они. За их взаимоотношениями, за их взрослением, за их движением по жизни так интересно наблюдать, что вопрос об их происхождении и предназначении, оставаясь решающим, все-таки отходит на второй план.
Как и было задумано автором. И для того, чтобы так и получилось, нужны были очень хорошие актеры.
И они нашлись. При чем - в двух экземплярах: дети 12 лет
- и эти же персонажи, ставшие взрослыми. Две девочки - девушки и мальчик - молодой человек. Эндрю Гарфилд, Кира Найтли и Кэри Маллиган.
Эндрю Гарфилд -
пожалуй, до сих пор самую заметную роль сыграл в "
Социальной сети | The Social Network" - неудачливого закоперщика всего процесса, Эдуардо Северина. А до того он отметился в "
Воображариуме доктора Парнаса | he Imaginarium of Doctor Parnassus", и в фильме "
Еще одна из рода Болейн | The Other Boleyn Girl", но как-то не запомнился.
Сдается мне, что не запомнится он и здесь - рядом с такими яркими женскими ролями и актрисами.
Кира Найтли вообще не нуждается в представлении, и все-таки удивляет способностью к преображению. Вот, кажется, только что - с той же челкой, длиной волос, с той же загадочностью во взоре, блеснула она в фильме "
Телохранитель l London Boulevard". А здесь, в "Не отпускай меня" - та, да не та! Не она здесь главная, и ее, казалось бы, ослепительная красота приглушена, и больше, чем красота, выступает вперед мощная нижняя челюсть сильной личности,
которая во что бы то ни стало настоит на своем и ни любовь, ни дружба ее не остановят. И эта мощная красивая сила выглядит вовсе не такой уж однозначно самой красивой рядом с совсем по-другому красивой главной героиней - ее играет Кэри Маллиган.
Они обе - англичанки, ровесницы, а в одном фильме, в одном кадре их видеть странно, как будто они из разных миров или времен. (Хотя вместе они играют не впервые - в 2005-го года очередной экранизации романа "Гордость и предубеждение" Кира и Кэри, обе, сыграли сестер Беннет, но там Кира была главной, а Кэри - одной из многочисленных младших).
Кэри Маллиган совсем другая. Пока Кира Найтли штурмует списки самых красивых женщин планеты и собирает миллиардные кассы с "
Пираты Карибского моря: На краю Света | Pirates of the Caribbean: At World's End", Кэри Маллиган играет в классических английских телевизионных экранизациях Диккенса и Остин - и, кажется, гораздо органичнее выглядит в антураже викторианской Англии, чем нынешнего железного века. В прошлом году она номинировалась на Оскар - с фильмом "
Воспитание чувств | An Education" - тоже в этой роли "несовременной" девочки. В фильме "Не отпускай меня" она играет ту же роль.
Не хочется вовсе, глядя на нее, говорить о повторении - просто она обладает теми душевными красками, которые у современных актеров, даже ее ровесников, как вот Кира, начисто отсутствуют. Как будто у современных людей отмерли те качества - и вместе с ними, способность выражать их на лице, в мимике и пластике. А Кэри Маллиган - умеет.
И - вот еще какое чудо: для исполнения роли Кэри Маллиган в детстве, а эта роль занимает, по меньшей мере, треть фильма, нашли девочку 12 лет, Иззи Мэйкл-Смолл -
ну, точную копию Кэри в детстве! Похожую на нее не только лицом, но всем вот этим неуловимым - и не похожим ни на кого другого - душевным строем, повадкой, поворотом головы, манерой разговора. Их сходство так велико, что между ними не делаешь различия - как будто это одна девочка вот так выросла за время съемок. Почему-то это обстоятельство очень усиливает впечатление от фильма.
Впечатление сильное. Но очень-очень грустное. Пожалуй, последний раз мне так грустно было после "
Мелодии для шарманки" Киры Муратовой. Есть вещи, над которыми стоит погрустить.
Не отпускай меня | Never Let Me Go: США - 2010
Моя система оценок Poll Не отпускай меня | Never Let Me Go Вместе с этим смотреть:
Всё о любви | It's All About Love, Искусственный разум
Вместо этого смотреть:
Воспитание чувств | An Education,
Телохранитель l London BoulevardВ этот день в 2009 году:
АртефактВ этот день в 2008 году:
Мой домашний динозавр | The Water Horse: Legend of the Deep киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн