Терри Гиллиам - великий волшебник и художник. Хорошо, когда такие люди добираются до кино.
Здорово, что они вовлекают в свою орбиту таких же чудных и ярких актеров.
Интересно, когда Гиллиам работает с жесткими сценаристами по строго прописанной сюжетной канве, как это было в любимом фильме "
12 обезьян". Но и когда он предоставлен сам себе и отрывается по полной, как вот сейчас, в "Воображариуме", тоже неплохо.
Сценарий "Воображариума" Терри Гиллиам придумал сам - вместе со своим многолетним соавтором, Чарльзом МакКоуэном. Но история про великого волшебника и чародея, играющего в азартные игры с самим дьяволом - так подходит самому Гиллиаму, что выглядит автобиографичной. Если можно так выразиться.
В "Воображариуме" много хороших и красивых актеров, знакомых - Хит Леджер, Джонни Депп, Джуд Лоу, Кристофер Пламмер, и не очень знакомых - как Лили Коул и Эндрю Гарфилд, и превращающихся друг в друга - как первая тройка из вышеперечисленных плюс Колин Фарелл.
Этот трюк с превращениями, вызванный к жизни смертью исполнителя главной роли Хита Леджера в разгар съемок - такая часть фильма, которая вылезла из кадра в реальность и образует раму этой фантастической картины. Такой постмодернистский ход.
Хита Леджера жалко, но его очередное посмертное возвращение, да еще и с перетеканием его личности в других, ныне живущих актеров, позволяет сказать с некоторой долей уверенности, что художнику и кинорежиссеру все-таки удалось победить смерть. Так же как и в фильме его экранный двойник все-таки победил дьявола. По крайней мере, так хочется думать. Потому что наверняка ничего сказать нельзя.
Для любителей разгадывать шарады фильм "Воображариум доктора Парнаса" - просто находка.
Потому что он нуждается в толковании и объяснении происходящего на экране громким шепотом на весь зал, и никто на шептуна ругаться не будет, все будут прислушиваться изо всех сил, потому что узнать, что происходит, все-таки хочется.
Начало поражает активностью и таким долгожданным экранным воплощением замечательно простой мысли: а что, если балаганный фокусник окажется настоящим волшебником? В предпоследней книге ("
П5") этот пассаж замечательно реализовал Виктор Пелевин - в рассказе "Кормление крокодила Хуфу".
Потом оказывается, что, так зажигательно начавшись, история вовсе не собирается продолжать в том же духе. Даже закрадываются сомнения, что дело выльется в очередное красивое, но невнятное фэнтези, как какое-нибудь прошлогоднее "
Чернильное сердце" - там ведь тоже речь шла о человеке с волшебной способностью переносить читателя в реальность книги - так же, как здесь - человека в реальность его собственных фантазий. Нет, вроде бы, и не фэнтези. Тем более появился плут с серебряной трубочкой в горле…
Ну, вот тогда я расслабилась и решила смотреть "Воображариум" так же, как слушают музыку: можно, конечно, следить за тем, как тему сменяет контр-тема, как они переплетаются, входят в контрапункт, и проч. А можно просто слушать, свободно мыслью следуя за звуками… То есть нет, за звуками ты следуешь как раз воображением, представляя всякие картинки, персонажей и события, любовь, грозу, разочарование, летний луг и ржавеющий завод железо-бетонных конструкций…
А тут - картинка в фильме "Воображариум…" - уже и есть визуализированная музыка. Следуя за картинкой мыслью, путем свободных ассоциаций выстраиваешь свой символический ряд… Только слова мешают. Слов в фильме очень много. Они мало что объясняют, но вслушиваться-то приходится! Это все время отвлекает от своего личного ассоциативного ряда, но ничего, ничего.
Все равно "Воображариум" очень похож на настоящий миф или волшебную сказку, в которых есть куча непонятных подробностей, необходимых, хотя вроде бы на основную сюжетную магистраль они и не работают. Так же и здесь.
Мне было, в общем-то, даже и не важно, как сложатся отношения между Парнасом и дьяволом, между его дочерью и Плутом-перевертышем, пускай бы только шоу продолжалось и он продолжал показывать посетителям - и нам, и нам! - все новые и новые волшебные миры. Вот их, миров, могло бы в фильме быть и побольше! И я знаю, что куча людей наверняка докопалась до глубокого философского, иносказательного смысла волшебной притчи, не зря главный герой напоминает и Вечного Жида, и Иисуса Христа, и самого Господа Бога. Но с меня пока довольно и визуального наслаждения.
В одной из недавних серий "Симпсонов" Гомер, любуясь каким-то великолепным природным явлением, рыдал, причитая: "Как жаль, что Господь Бог не дожил до этого дня!"
Так вот, судя по фильму Гиллиама, он все-таки дожил, и можно, наоборот, порадоваться: какое счастье, что Господь Бог дожил до этого дня!
Спасибо Терри Гиллиаму.
Воображариум доктора Парнаса | he Imaginarium of Doctor Parnassus: Канада, Франция, Великобритания - 2009
Моя система оценок Вместе с этим смотреть: Запределье | The Fall (Тарсем Синх, 2006)
Вместо этого смотреть:
Наука сна | La science des rêves КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн