"Раскопай своих подвалов и шкафов перетряси"
В Москве стартует ММКФ 2010. Про программу ММКФ 2010 уже написала, про итоги - еще напишу.
Под эту тему - выкладываю два архивных текста: ММКФ 2007 (в этом посте) и ММКФ 2008 (в следующем).
Такой опыт уже был - недавний Кинотавр 2010 (
Кинотавр 2010. Начало и
Кинотавр 2010. Итоги) заставил просмотреть архив и вспомнить, что
было написано про Кинотавр 2007.
Проверьте, много ли фильмов 4-х летней давности фестивальной программы вы видели?
Предупреждение: текст, идущий ниже, написан 4 года назад!
21 июня 2007 года
Сегодня в Москве открывается 29-й международный кинофестиваль. В программе - 170 фильмов из разных стран мира, в конкурсе - 20, из них три - российских.
Еще один лоцман в мире современного кино, московский фестиваль, наступает на пятки всем предыдущим, хотя и готовит совершенно отличную от них программу. Сходство есть - здесь снова много современного российского кино.
Заметьте: в
каннской программе их было 2, на ММКФ - три.
И дело вовсе не в том, что мы - страна-хозяйка. Совсем недавно в стране не находилось картины, чтобы выставить ее на этот фестиваль. Или, скажем, чтобы хватило на все фестивали сразу - вон, на
Кинотавре 2007 тоже показывали много фильмов, и совсем других. То есть хорошего, интересного кино у нас становится много. Во всяком случае, такого, которое стоит посмотреть - и о котором стоит поговорить. Вот и поговорим. О наших картинах в конкурсе Московского кинофестиваля.
Две из них - сняты женщинами-режиссерами, что тоже симптоматично для нашего времени, правда, пока еще не ясно, о чем эти симптомы говорят. Лариса Садилова представляет свой фильм "
Ничего личного". Четвертый фильм, между прочим, и обо всех из них говорили, и последний вы наверняка видели, его показывали по телевизору, "Требуется няня!" - в свое время он вызвал почему-то много шуму на Кинотавре как чуть ли не новое слово в нашем кино: фильм раскрывал скрытую подоплеку непростых отношений между хозяевами и домработниками. Такая была мягкая страшилка для новых богатых. Без крови.
Теперь - снова только что открытое нами и давно уже объезженное на Западе - кино о подглядывании: частный детектив (его играет Валерий Баринов) ведет наблюдение за женщиной по поручению клиента, потом, оказывается, он одну женщину спутал с другой, и вообще все это имеет отношение к его собственной жизни. Интересно, как такая история развернется в наших реалиях.
Дальше: Вера Сторожева. Она сняла удивительной красоты римейк старого фильма "Еще раз про любовь" - под названием "Небо. Самолет. Девушка" - фильм, после которого Рената Литвинова стала признанной кинозвездой. Теперь Сторожева предлагает еще раз - историю любви - снова грустную - и тоже с прекрасными актерами, одно соединение их имен заставляет предвкушать что-то особенное: звезда театра Петра Фоменко Ксения Кутепова и - не нуждающийся теперь в представлении Дмитрий Дюжев. Фильм называется "
Путешествие с домашними животными".
И третий российский фильм фестиваля - "Путина". Валерий Огородников снял его, но не успел довести до конца - он умер в июле прошлого года. За год сподвижники закончили фильм. Его появление в программе фестиваля дает нам возможность еще раз вспомнить об этом удивительном явлении, которым был в нашем кино - и вообще, в жизни - режиссер Валерий Огородников - и, может быть, пересмотреть его старые фильмы и что новое в них увидеть.
Но это - уже совсем другая история.
27 июня 2007 года
Трудно за 3 минуты отсмотреть 16 фильмов, но мы попробуем - ведь надо же на чем-то остановить внимание, обозревая бесконечную программу конкурсных и внеконкурсных показов, ретроспектив и особых взглядов.
Фильмы новые и хорошо забытые старые, фильмы, к которым хочется еще и еще раз возвращаться - или, внезапно встретившись, пересмотреть под новым углом зрения.
Итак, сегодня и завтра из фестивальной афиши выбираем: фильм "АФР" - современный датский режиссер Мортин Гарц Каплер, соотечественник и современник Ларса фон Триера, между прочим - предлагает псевдодокументальную версию карикатурного скандала - у истории, потрясшей мир, был не политически-конфессиональный, а личный, любовный подтекст.
Для любителей современного жесткого кино - "День-ночь, день-ночь" нашей соотечественницы Юлии Локтевой, живущей в Америке. За жесткость и непримиримость фильм получил приз Каннского фестиваля "Молодой взгляд" - этим и интересен: какой же взгляд, на взгляд Канна, по-настоящему молод и современен?
Ретро-программа: Поклонники Милоша Формана посмотрят его ранние фильмы - "Горит, моя барышня!" - 67-го года (сегодня) и "Конкурс" - 63-го года (завтра).
Если уж речь зашла о классиках, то - завтра можно посмотреть знаменитый фильм Франсуа Трюффо "400 ударов".
Тоже - для киноманов - сегодня будет показан документальный фильм о Фрице Ланге - наверное, самом выдающемся немецком кинорежиссере периода освоения кинематографа, чьими находками современный кинематограф продолжает питаться - практически все города будущего на современном экране вдохновлены великим творением Ланга - фильмом "Метрополис".
Классик, не столь известный в мире, но безмерно почитаемый на родине - в Японии, Кон Итикагава, в свои 92 переснял свой же фильм 76-го года, самый культовый в Японии детектив - "Убийство клана Инугами". При нынешнем интересе к кино юго-восточной Азии - шаг беспроигрышный.
Еще один римейк - "Леди Чаттерлей" - уже 7я экранизация романа Лоуренса "Любовник Леди Чаттерлей", немеркнущий интерес к которому объясняется тем, что хитрый Лоуренс прописал свой роман сразу по двум, одинаково любимым кино, адресам: эротика и свободолюбие. И нынешняя, французская экранизация, побила все рекорды популярности, собрав целых 5 призов национального телевидения - потому что изначально это был телесериал. А мы увидим его сокращенную до трех с половиной часов версию.
Мюзиклы золотого века Голливуда - "Девушки Харвея" с Джуди Гарланд и Энджелой Лэндсбери, - сегодня - и "Музыкальный фургон" - с Фредом Астером завтра - заставят ностальгически вздохнуть - вот ради чего затевалось когда-то кино!
Завтра можно посмотреть и два новых отечественных фильма - конкурсный "Ничего личного" Ларисы Садиловой о нелегкой карьере частного детектива и "Агитбригада «Бей врага!»" нашего заслуженного режиссера Виталия Мельникова - когда-то он снял "Старшего сына" и "Начальника Чукотки", а на этот раз повествует о том, как во время войны агитбригада с участием Виктора Сухорукова и Кирилла Пирогова путешествует по сибирским рекам и дает концерты для ссыльнопоселенцев.
Еще - завтра: нежный и магический польский фильм "Жасмин" - о благоухающих монахах, святости и чувстве любви; жесткий и беспощадный, 2006 года, фильм Вернера Херцога "Спасительный рассвет" о реальном герое вьетнамской войны, сбежавшем из плена; и ироническая фантасмагория классика чешского кино Иржи Менцеля "
Я обслуживал английского короля" - о пражском продавце сосисок, ставшем метродотелем с помощью эфиопского императора.
И это только то, о чем мы успели сегодня рассказать, а вы - послушать.
29 июня 2007 года
Начнем с того, что невозможно пропустить: Роберт Олтман, "Калифорнийский покер", сегодня. Один из лучших фильмов этого одного из лучших в мире кинорежиссеров - как всегда, многофигурная и многолинейная ироническая композиция на тему казино, игры и игроков. Как Олтмен это делает - легко представить тем, кто видел его "Прет-а-порте", где в качестве сюжетообразующего стержня был взят мир высокой моды.
Дальше. Сегодня. Фильм Валерия Огородникова "Опыт бреда любовного очарования", снятый режиссером в 91-м году. После смерти Огородникова год назад, и фильма, вошедшего в конкурс нынешнего фестиваля, "Путина", желание приглядеться к творчеству интереснейшего режиссера и человека возникло у многих. Посмотрите!
Историей версии Ромео и Джульетты из жизни душевнобольных заинтересовались психиатры из реальных высокогорных швейцарских клиник - чтобы с помощью фильма лечить своих пациентов. И здоровым не повредит!
Сегодня: "Поднять якоря!" - голливудский мюзикл 1945 года с Френком Синатрой и блистательным Джином Кэли.
А также: "Спокойной ночи!" - англо-американский независимый проект брата Гвинет Джейка Пэлтроу. Независимость помогла Джейку найти интересный сюжет - о том, как неудачник в реале научился, чтобы уж во сне все было так, как он хочет. А сестра Гвинет - пришла и снялась у брата и привела с собой Пинелопу Крус на главную женскую роль. Неплохо!
Почитатели Феллини и любители символических жестов могут сходить и посмотреть "Восемь с половиной" - как когда-то на московском же международном кинофестивале, с которого началась всемирная слава фильма.
Для любителей странных сочетаний - украинский фильм финского режиссера с российской Оксаной Фандерой в главной роли - "Красный жемчуг любви".
Финский акцент придает всему коктейлю неожиданный оттенок. Для тех, кто не просто смотрит, а вникает в историю российского кино - вставлен в одну из программ фильм Александр Рогожкина, 91-го года, "Чекист". Вообще о фильме говорили и тогда, и потом, и теперь - как о точке отсчета творчества одного из лучших современных режиссеров, и для того, чтобы сравнить жесткость и беспощадность раннего Рогожкина с мягкостью и гуманностью Рогожкина "Особенностей национальной охоты" и позже. Теперь же, после балабановского "
Груза 200" фильм "Чекист" приобрел новый ретро-разворот: в нем можно увидеть, откуда взялся жутковатый актер Алексей Полуян, так кошмарно-убедительно играющий свою кошмарную роль в "Грузе". Вот посмотрим на него в "Чекисте" и поймем.
Еще один интересный эксперимент: черно-белая, очень стильная и эстетская аргентинская лента "Антенна", в которой действуют герои - Певица, Телемастер и Диктатор - вот так, с большой буквы они и заявлены в титрах, а речь в фильме идет о том, как современные средства массовых коммуникаций овладевают людьми, зомбируют их и превращают в не-людей - такая социалистическая антиутопия, сделанная с помощью высоких технологий.
И - два итальянских фильма: сегодня - "
Незнакомка" - мелодраматический триллер с южно-русским акцентом, потому что и героиня фильма - украинская женщина в Европе, и играет ее наша замечательная Ксения Раппопорт. А кроме нее - Микеле Плачидо, а музыку написал Энио Мориконне.
И завтра - итальянский же психологический триллер "Тайная поездка" о том, как несколько человек сразу хотят купить одну и ту же недвижимость и что с ними происходит. А что - в сущности, не так уж и важно, потому что одну из главных ролей играет Эмир Кустурица, а посмотреть на него - удовольствие совершенно отдельное и мало с чем сравнимое.
Смотрите, а то фестиваль закончится!
Смотри также:
ММКФ 2010. Начало Итоги ММКФ 2009 ММКФ 2009. Московский Международный Кинофестиваль - начало ММКФ 2008. Вспоминаем