Кинотавр 2007. Четыре года минуло...

Jun 08, 2010 15:58



Сейчас в Сочи работает Кинотавр 2010. Про его программу я уже написала, про итоги - еще напишу.

Но сегодня - не о нем. Наткнулась в архиве на четыре текста, посвященных Кинотавру 2007. Тогда на Радио России был цикл из четырех передачек в эти же дни, но четыре года назад. Прочитала, любопытно.
Поскольку тексты еще в журнале не публиковались, решила выложить их сегодня, объединив четыре в один:
1. Балабанов и Муратова
2. Актерские хиты
3. Мастера
4. Закрытие

Будьте внимательны! Ниже идет текст про Кинотавр четырехлетней давности. Публикуется без правки - что было, то было. Разве что, картинки добавлены.


Балабанов и Муратова
4 июня 2007 года

Сегодня в Сочи начался рабочий период фестиваля Кинотавр. Меньше, чем за неделю авторитетное жюри должно отсмотреть 14 лучших фильмов, произведенных в России за истекший с последнего фестиваля год и вынести вердикт - кто постарался больше всех.

Прежде всего, давайте объяснимся: мы здесь, фестиваль там, нам не видно - но не надо отчаиваться! Будет и на нашей улице праздник.  Мы тоже увидим. Пусть не все. Пусть - не сразу. Но увидим обязательно. А для этого надо запомнить, чтобы не пропустить, чтобы не опоздать, когда время придет. А придет оно скоро.


Самый скандальный фильм фестиваля, его главная интрига и главный камень преткновений, фильм, о который сломается больше всего копий и перьев, присуждение - и лишение первой премии которому вызовет одинаковое число восторгов и негодований - одиннадцатый фильм Алексея Балабанова " Груз-200" выйдет на экраны страны сразу после закрытия фестиваля. И мы пойдем и посмотрим - ведь нельзя же не увидеть своими глазами то, вокруг чего такой шум! А "Груз-200" называют уже самым скандальным фильмом года, десятилетия и всей истории российского кино.

Хотя Балабанов и раньше давал прикурить. И говорить о том, что это какой-то новый, неизвестный науке Балабанов - снял такой фильм про поздний Советский Союз накануне распада, про провинциальный городок, в котором живут сплошь придурки и выродки, задыхающиеся, тем не менее в удушающей атмосферы смердящего тоталитаризма - удивляться этому можно только забыв, что не одних  всяких "Братьев", за которых загадочного питерского режиссера и полюбил народ, он явил миру.

А фильм "Про уродов и людей" вы не помните? Конечно, в середине 90-х годов, когда он был сделан, посмотрели его не многие, но ведь он был. А потом, совсем недавно - "Жмурки". Там уже почти без людей одни уроды. Так что Балабанов просто гнет одну из своих линий, мизантропическую.

И вот уже по обшарпанному и заплеванному советскому городку гордо едет на мотоцикле нелюдь - милицАнер, навстречу своим новым жертвам, которые - надо полагать, мы с вами, дорогие господа-товарищи, последние все еще жертвы этого развалившегося удушающего маниака. На все возгласы о засилье чернухи ответ такой: на этот раз ее сделал оч-чень хороший режиссер, так что чернота будет высшей пробы.


И, чтобы ему не было скушно одному на этом черном-черном поле, в этом черном-черном мире и в это черное-черное время есть и еще один черный-черный режиссер, не уступающий, а может и превосходящий - опытом, по крайней мере. Это Кира Муратова, и к нынешнему Кинотавру она выстрелила в ту же сторону, куда, собственно, стреляла уже не раз.

Кира Муратова давно признается, что человечество ей не нравится - собственно, она не одинока в этом мнении, но, как никто другой, она умеет его обосновать, расцветив киноэкран многочисленными человеческими проявлениями, далекими, мягко скажем, от совершенства.

В фильме " Два в одном" ей помогла Рината Литвинова - и своей актерской игрой - наша изысканная дива сыграла у Муратовой вагоновожатую - и сценарием. Одну из новел - а фильм состоит, как ясно из названия, из двух - написала Литвинова.
В первой действие разворачивается на сцене провинциального театрика, над которой с первого мига и до последнего - висит актер в облачении принца Гамлета. То есть висит неживой уже. Так целый день и висит, пока внизу идет нормальная театральная жизнь, и дела живым до неживого, похоже, нет.
Из актеров здесь отличился Александр Баширов.
Во второй - Богдан Ступка, он изображает стареющего, опять же, маниака, который охотится за добычей прямо у себя дома, начиная с дочери (ее играет Наталья Бузько)… Но кончится все хорошо - его утопят в ванне, и то - не до конца. В общем-то, это комедия. Черная, разумеется.

Вот такие они, фильмы Кинотавра, вызывающие повышенное внимание: Алексей Балабанов, "Груз-200" и Кира Муратова, "Два в одном".

Актерские хиты
6 июня 2007 года

Продолжается 18-й Кинотавр в Сочи. Говорить о победителях и фаворитах жюри еще рано, а вот зрительские симпатии угадать нетрудно - конечно же, зрители хотят видеть на экране любимых актеров, и в первую очередь отдают предпочтение именно таким фильмам.

Главной женщиной фестиваля, актрисой, украсившей наибольшее число фильмов стала, как и в прошлом году, Рената Литвинова. Мы уже рассказывали о ее работе в фильме Киры Муратовой "Два в одном" - кстати сказать, Литвинова и сама выступила в этом фильме, как два в одном - и сценарист, и исполнительница. Но у Муратовой был актерский оркестр, в котором сольные партии если и звучали, то коротенечко - удивиться и восхититься необычным явлением Литвиновой в образе вагоновожатой, уплетающий огромный бутерброд с колбасой, успеть можно, но насладиться - нет, не достаточно!


Так есть другой фильм в конкурсной программе - и, значит, в ближайших перспективах кинопроката, где Литвиновой много и где она - во всей красе. Манерная и гламурная. Это фильм неизвестного режиссера Марины Любаковой " Жестокость".
Режиссер (Марина Дюбакова) нам не известна, но рядышком маленькими буковками указано "студия Павла Лунгина", а раньше это имя было указано в титрах, рядом с режиссером. Это уже интересно вдвойне!

Вот такой сюжет: девочка-подросток (не Литвинова) подглядывает за соседями через дорогостоящую оптику и начинает шантажировать одного из них, уличенного ею в адьюльтере. Сосед вычисляет шантажистку и угрожает ей, оптику отнимает, и сообразительная, но неопытная еще девочка остается ни с чем. Ни с чем остается и любовница соседа, (вот это уже Литвинова), которую сосед на всякий случай бросил.
И вот две эти оскорбленные в лучших чувствах девушки разного возраста находят друг в друге поддержку и понимание и начинают сообща мстить обидчику, не останавливаясь перед криминалом.


Совсем в другой истории предстанет перед нами на экране после нескольких лет отсутствия Дина Корзун.
Последние годы мы больше слышим о ее благородной благотворительной деятельности, чем видим ее в качестве актрисы. Она снимается на западе - и не потому, что предпочитает, а потому что наши режиссеры не очень-то ее и приглашают, хоть и не устают восторгаться ее блестящим актерским талантом. И вот - фильм Ярослава Чеважевского " Кука".

Кука - это не Корзун. Это маленькая петербургская девочка, которая почти одна в этом негостеприимном мире. И героиня Дины Корзун, благополучная до недавнего времени москвичка Лена, которая в одночасье сменила и город, и дом, и работу и теперь стала сотрудницей службы социального обеспечения -  знакомится с Кукой и жизнь ее меняется. Тоже, кстати, дружба разных по возрасту героинь.


И - еще одна актерская работа, о которой нельзя не упомянуть. Впервые после долгого перерыва на большом экране зрители увидят Леонида Броневого. Он сыграл старого актера Журавлева в фильме Алексея Попогребского " Простые вещи".

А герой фильма - питерский врач, который знакомится с актером, ежедневно делая ему укол. И вот врач получает от пациента предложение, от которого трудно отказаться: в обмен на услугу, не совместимую с врачебной этикой, пациент предлагает ему … картину Репина. Не ждали?
Почти детективная интрига вместе с социальной драмой обеспечены, а автор обещает еще и элементы комедии, во что, учитывая присутствие Броневого на экране, не трудно поверить. Заметьте, не я это предложил!

Мастера
8 июня 2007 года

Подходит к концу Сочинский кинофестиваль Кинотавр. Вероятно, члены жюри уже знают, к чему склонятся их сердца - хоть сделать выбор им и нелегко: на этот раз, как никогда, в конкурсе много звучных имен - и актерских, и режиссерских.


Определить свои предпочтения жюри в этом году будет нелегко и еще по одной причине: почти у каждого члена жюри в конкурсе принимает участие ближайший друг и сподвижник. Начнем с председателя жюри - Вадима Абдрашитова. На протяжении десятилетий его имя неразрывно, как Маркс с Энгельсом, было связано с Александром Миндадзе - на счету их режиссерско-сценарного дуэта "Охота на лис", "Парад планет", "Остановился поезд", "Армавир", недавние "Магнитные бури".

И вот - Абдрашитов возглавляет жюри фестиваля, а Миндадзе отправился в одиночное плавание и по собственному сценарию снял фильм сам и теперь представляет на рассмотрение товарищу прежних дней и лет. " Отрыв" называется фильм.

Когда-то, после крушения теплохода "Нахимов" Абдрашитов и Миндадзе сняли фильм "Армавир" - по следам тех страшных событий. Это был не фильм-катастрофа, он рассказывал о людях, переживших трагедию и потерявших близких. Теперь Миндадзе в одиночку рассказывает о крушении самолета по вине авиадиспетчера - через судьбу человека, у которого в катастрофе погибла семья. Его поглощает жажда мести - но он знакомится с экипажем другого самолета, который в то же самое время пролетал в том же самом месте и следовал командам того же диспетчера… Актуальность темы и тонкость, сдержанность, на которые, мы знаем, способен Александр Миндадзе при подходе к таким трудным событиям и явлениям, заставляют ждать выхода фильма на экран с особы интересом.

Далее: среди членов жюри - Александр Яценко, прошлогодний триумфатор Кинотавра - он тогда сыграл главную роль в  фильме " Мне не больно" - в фильме  Алексея Балабанова, заметим - и в компании Ренаты Литвиновой. Теперь Балабанов и Литвинова (Литвинова, учтите, дважды!) - участвуют в конкурсе, и - что делать Яценко?

А Борис Хлебников? Совсем, кажется, недавно, они прогремели здесь - вместе с соавтором Алексеем Попогоребским и фильмом "Коктебейль". А теперь - Хлебников судит, а Попогребский представляет свой фильм "Простые вещи".


Нет, судьям не позавидуешь. Но и участникам - не лучше. Вот, опять же, когда-то на Кинотавре режиссер Валерий Тодоровский в фильме "Мой сводный брат Франкенштейн" открыл новое имя в российском кино - Даниил Спиваковский. И что же? Теперь и  они - по разную сторону баррикад: Тодоровский-младший привез на конкурс свой фильм " Тиски", а Спиваковский - снялся в очень интересной роли в конкурсном же  фильме "Натурщица".

Что же приготовил к фестивалю Тодоровский? Жесткий криминальный триллер "Тиски" - о том, как стремление стать богатым и знаменитым приводит модного диджея сначала на кривую дорожку наркодиллерства, а потом туда, куда эта дорожка так неотвратимо ведет - в тиски наркомафии и наркозависимости. Наркобарона играет кинобарон Федор Бондарчук.

А что же за "Натурщица" увлекла Даниила Спиваковского? Это фильм неизвестного пока  режиссера Татьяны Воронецкой, зато - известного сценариста Дмитрия Соболева. Известен он одним фильмом, зато - каким! - "Остров". Вообще-то "Натурщица" - экранизация рассказа Юрия Нагибина.
В предреволюционный Тифлис приезжает из столиц странная пара - блестящая красавица (Виктория Толстоганова) и закрытый, циничный делец - бизнесмен, как мы сказали бы сейчас (его и играет, неожиданно даже для себя - Даниил Спиваковский). Что связывает их, какая тайна - разгадывает зритель и местный журналюга - Николай Фоменко. Игру актеров в этом фильме можно сравнить с дуэтом Уотс-Нортон в недавней экранизации " Разрисованной вуали", и это не удивительно.

Недостатка в гениальных актеров у нас не было никогда, в отличии от разных других недостатков.

Закрытие
11 июня 2007 года

Сегодня вечером в Сочи закроется Кинотавр. Имена победителей будут объявлены на церемонии закрытия, там же покажут фильм Андрея Звягинцева " Изгнание".

Это был хороший фестиваль. Потому что много фильмов - хороших и интересных. Много имен - знакомых, любимых, и новых, которые еще только готовятся стать любимыми. И безошибочное ощущение: жив, жив курилка! Отечественный кинопроцесс, о смерти которого так много твердили злопыхатели и сочувствующие еще несколько лет назад, жив и набирает обороты!

И напоследок - давайте познакомимся еще с некоторыми лентами, актерами, режиссерами и сценаристами. Вот, например, фильм "Лучшее время года". Его сняла режиссер Светлана Проскурина. Вы ее знаете? Я  - нет. Но зато актера Виктора Сухорукова, сыгравшего одну из ведущих ролей в фильме, вы знаете наверняка.
И имя автора сценария Ивана Вырыпаева может сказать многое - особенно московским театралам, да и киноманам тоже - ведь это Вырыпаевское творение, " Эйфория", вызвало в прошлом году целую бурю - и среди кино-деятелей, и среди кино-зрителей. И что мы видим в "Лучшем времени года"? Любовный треугольник и ружье в руках. А в "Эйфории" что было? Так то же самое!
Только здесь у треугольника две вершины - женщины, и один - мужчина. И дело происходит не в Донских степях, а на черноморском побережье.
Сухоруков обещает, что все женское население будет рыдать. Мы готовы!

Дальше. Помните, в прошлом году на экраны вышел фильм " Меченосец" - о нашем таком питерском Эдди-руки-ножницы и Фредди-Крюгере?
Так вот, студия продюсера Сергея Сельянова, поставившая тот проект, выпустила новый фильм - "Кремень". Теперь уже мрачный, но благородный герой под этой многозначительной кличкой приезжает в Москву - за любимой девушкой. Девушка его отвергнет, но Кремень будет гнуть свою линию и заставит всех играть по своим правилам, на то он и - кремень!
О вылезающих из ладоней лезвиях тут - ни слова, но ведь - кремень! Может быть, он, как песчаный человек из недавнего третьего паука, обладает способностью превращаться в камень? И чем это может помочь при обустройстве в столице? Посмотрим!

Дальше. Режиссер Анна Меликян недавно выпустила фильм "Марс". А теперь привезла на Кинотавр "Русалку" - о девушке Алисе с южного побережья, которая - мало того, что прекрасно скользит по волнам - морским и житейским - но еще и умеет… исполнять желания.
Почему бы после доброго фея из фильма " В ожиданье чуда" не снять фильм о современной волшебнице? Фильм уже прозвали "русской Амели". В главной роли действительно смешная девчонка (Мария Шалаева), сыгравшая когда-то "Первокурсницу" в одноименном фильме. Теперь она подросла. Но не намного.

И, наконец, фильм "Яр". Экранизация повести Сергея Есенина, между прочим. А сняла его женщина-режиссер, но с именем - Марина Разбежкина. Ее прославил фильм "Время жатвы" - ретро-комедия абсурда о переходящем красном знамени, которое съели мыши. Разбежкина остается верна крестьянской теме и поныне: ведь, согласно фильму "Яр", покинуть этот Яр невозможно - иначе и себя потеряешь, и близких погубишь. Мысль не новая, но каждый раз звучащая с новой - современной - актуальностью.

Итак, чего нам ждать после Кинотавра?
Выхода в прокат фильмов: "Груз-200" Алексея Балабанова, "Два в одном" Киры Муратовой, "Жестокость" - с Ренатой Литвиновой, "Кука" - с Диной Корзун, "Простые вещи" - с Леонидом Броневым; "Тиски" Валерия Тодоровского, "Отрыв" Александра Миндадзе, "Натурщица" - с Викторией Толстогановой, Даниилом Спиваковским и Николаем Фоменко; "Лучшее время года" Ивана Вырыпаева с Виктором Сухоруковым, "Кремень" студии Сергея Сельянова, "Яр" по повести Сергея Есенина и "Русалка" - о современной юной волшебнице.

Так что сидеть на голодном кино-пайке нам не придется.

Вот, что было написано 4 года назад...
Будем следить за нынешним фестивалем.

Ну, а если вы не начитались про Кинотавр, вот вам еще три ссылки:
Кинотавр 2008
Кинотавр 2009
Кинотавр 2009. Итоги

2007, фестивали, Кинотавр, кино

Previous post Next post
Up