Фестивальные хиты продолжают появляться на наших экранах. Завтра российские зрители увидят фильм-лауреат премии Ника, лучший фильм СНГ и Балтии 2007 года, трагикомедию Киры Муратовой "Два в одном".
Как обычно, беременных женщин, детей и нервных просим удалиться. Не для вас это все! Кира Муратова, автор - на заре туманной юности - таких трогательных шедевров, как "Долгие проводы" и "Короткие встречи" - с течением времени веру в людей утратила, о чем громогласно заявляет каждым своим последующим фильмом, еще и еще раз подписываясь под мизантропическими опусами, живописующими человека как самое неприятное создание матушки-природы.
"Астенический синдром", "Увлечения", "Три истории", "Настройщик", "Два в одном" - фильмы у Муратовой выходят причудливые, с ее фирменным, отличным от других - антуражем и микроклиматом. Так или иначе, на пост-советском пространстве она - одна из немногих, к кому применим титул "великий кинорежиссер", и уж точно - единственная женщина-режиссер, претендующая на место в истории кино.
Зачем она снимает такие фильмы? Хочет, наверное, чтобы мир стал лучше. Весь мир театр, и люди в нем актеры: театр, как мир, а мир, как театр - центральный образ нового фильма Муратовой.
Два в одном - это вот именно, мир и театр, в том числе. А так же - сцена и зал, история о закулисье - и история, показанная на сцене после того, как занавес распахнулся. На сцене провинциального театра - и до, и во время, и после спектакля - бушуют нешуточные страсти. Монтировщики и рабочие сцены выясняют отношения, читают монолог Гамлета, что им - по штату - вроде бы совсем не положено, шантажируют друг друга…
Но все это - не в ущерб делу всей жизни: в назначенный час, несмотря на убийства и самоубийства, разборки и следствия, занавес откроется и спектакль начнется - шоу маст гоу он!
И там, в иллюзорном мире сцены, будет царить такой же абсурд: стареющий ловелас будет гоняться за молоденькими девушками, в том числе и за дочерью, и лишь подружка дочери, вагоноважатая сможет потом когда-нибудь стать для него настоящей подругой дней. И вся эта котовасия щедро оснащена декорациями и реквизитом, актерским мастерством и составом, виртуозными диалогами.
Актеры попались замечательные: брюнетка из "Масок" Наталья Бузько, экс-министр культуры Украины Богдан Ступка, великолепный Александр Баширов, которого мы так навсегда и запомним как Толика из "Ассы". И, конечно же, прекрасная наша, противоречивая вся и загадочная - Рената Литвинова.
Некоторым образом мы можем благодарить Киру Муратову за явление народу Ренаты. А можем и не благодарить. Потому что - не с этой, так с другой стороны помощь пришла бы - если можно назвать помощью восхищение опытного и зрелого мастера своим молодым коллегой и приглашение работать вместе.
Давным-давно юная и прекрасная Литвинова пришлась по душе человеконенавистнице Кире Муратовой. Муратова пригласила сниматься - так Рената подправила сценарий: сценарный факультет ВГИКа за плечами, не пропадать же добру! В следующем сценарии уже написала самостоятельно целую часть. Так же, собственно говоря, и в этом: второй эпизод - якобы происходящий на сцене - придуман и написан сценаристкой Ренатой Литвиновой.
А сыграла она - правильно - вагоновожатую. Этот смелый шаг - Литвинова в роли не богемной, не гламурной, а в роли вовсе даже не такой уж и красивой женщины - сам по себе большая удача. Потому что, ломая все представления о себе как об актрисе одного амплуа - нереально прекрасной и нездешней ломаки-инопланетянки, Рената Литвинова расширяет границы, демонстрируя, что - да, не меняя палитры, но - каждый раз привязывая ее к новым предлагаемым обстоятельствам - она умудряется быть - в этой изломанной манерности - совершенно в то же время естественной и органичной.
Что туберкулезная содержанка, что таежная медсестра, что заснеженная вагоновожатая - они выглядят чудными, но - настоящими. И при этом, конечно же, не дают забыть о фантастической личности исполнительницы - актрисы, сценаристки, режиссера, писательницы и телеведущей, главной современной красавицы, воплотившей в жизнь без видимого напряжения свои и чужие мечты - живой легенды кино и иконы стиля.
Так что смотрите кино "Два в одном", любуйтесь на Литвинову и завидуйте ей - ей удалось то, о чем мы продолжаем только мечтать.
Два в одном: Россия, Украина - 2007
киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн