Продолжается Венецианский международный кинофестиваль, уже получивший славу самого "голливудского" - из 22 конкурсных фильмов 15 сняты в Голливуде. Но и российские фильмы в программе есть. И пусть привычно все внимание монополизировал Никита Михалков со своим фильмом "Двенадцать", мы поговорим о другом режиссере и другом фильме: "Отрыв" Александра Миндадзе.
Еще в начале лета, на Кинотавре, впервые показанный фильм Александра Миндадзе стал событием: во-первых, это режиссерский дебют прославленного сценариста, до сих пор работавшего в ставшем уже хрестоматийным тандеме с режиссером Владимиром Абдрашитовым.
Во-вторых, тема фильма - авиакатастрофа. И не традиционно-киношная, со зрелищными спецэффектами и разламыванием самолета пополам - с последующим склеиванием с помощью скотча на высоте 11 тысяч метров.
Катастрофа в фильме Миндадзе вообще осталась за кадром. А в кадре - люди, которым надо жить после нее. Склеивать и восстанавливать разрушенные жизни.
И третье качество фильма "Отрыв", делающее его отличным от других: он - о реальной жизни. Не о жизни гламурных целлулоидных героев, красиво страдающих, даже красиво погибающих, но - еще более красиво - побеждающих все и вся и гордо отправляющихся навстречу новым горизонтам, оставаясь все такими же игрушечными и придуманными.
Миндадзе всегда писал и теперь - снимает - о людях реальных. Обыкновенный человек в последнее время так редко появляется на экране, что становится гораздо загадочнее и потому - интереснее разнообразных (но - немногочисленных) ярких масок "героев нашего времени": бандит-киллер-гангстер, банкир-продюссер, модель-путана-шпионка. Эти яркие, но в реальности - мало кому знакомые - типажи в последние 10 лет гуляют из фильма в фильм, из сериала в сериал, собирая положенную кассу и поднимая - сколь угодно высоко - рейтинг, с назойливостью плакатных героев труда и знатных доярок-сталеваров предыдущей исторической эпохи.
Александра же Миндадзе - и в ту эпоху, и в эту - интересуют по-прежнему люди. Как они есть. Как они живут. Как они страдают. Фильм о катастрофе в его кинокарьере уже был: "Армавир!" - тогда он был придуман и снят накануне грядущих - и предчувствованных чуткими творцами - исторических перемен. Теперь - вдогонку.
Сам Миндадзе говорит о своем фильме, что авиакатастрофа - это метафора жизненной, глобальной катастрофы, которая постигла огромное количество наших соотечественников и современников. Так что же это, очередная чернуха? Ну, сказать по совести, и в более молодые годы особой жизнерадостностью Миндадзе не отличался. За жизнерадостностью - не к нему. Это, пожалуйста… даже сказать затруднительно, к кому - из наших - стоит обращаться? Ну, наверное, к молодому поколению, которое снимает "
Жару", "
Питер FM".
Хотя если беззубый оптимизм этих лент возводить в образцы жизнелюбия, то тут никуда не денешься, чтоб не вспомнить саркастичное определение: оптимист - плохо информированный пессимист.
Миндадзе - оптимист, хорошо информированный. Даже слишком. Информация приходит к нему, опережая реальность: так, сценарий "Армавира" был задуман и начат до, а не после трагедии "Нахимова", а "Отрыв" - в это почти невозможно поверить, но - факт! - раньше, чем произошла катастрофа над Бойденским озером…
Реализм, на котором настаивает Миндадзе, как метод, похоже, оправляется от урона, который нанесло ему многолетнее уточнение "социалистический" - утратив это определение, он, наконец, снова выходит из подполья и начинает завоевывать свое место - и в душах и сердцах зрителей, и на фестивальных площадках.
Впрочем, вниманием фестивальных отборщиков Миндадзе не был обделен никогда, а на Венецианском фестивале он вообще один из старожилов: когда-то здесь произвел фурор "Парад планет", потом - приз получил "Плюмбум, или опасная игра". Теперь - "Отрыв". И, чтобы там не сказала венецианская публика, мы с нетерпением будем ждать выхода фильма на российские экраны.
Отрыв: Россия - 2007
киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн