В Канне продолжается 60-й международный кинофестиваль.
Независимо от того, как к нашим фильмам отнесется уважаемое жюри - его, кстати говоря, в этом году возглавляет ироничный британец Стивен Фрирз, режиссер нашумевшей недавно "
Королевы" - конкурс конкурсом, а мы с вами эти фильмы должны посмотреть обязательно.
А для того, чтобы посмотреть - нужно хотя бы запомнить - для начала - как они называются. Чтобы потом не пропустить. А то ведь и искать придется.
Вот, наш великий - по мнению тех же Канн, а то стали бы они его в пятый раз приглашать! - великий наш режиссер Александр Сокуров уже сокрушается, что его новый фильм - "
Александра" - вряд ли увидят на родине: нет у нас в стране налаженного авторского кинопроката. Вот в Европе и Америке уже фильм Сокурова закупили - а у нас режиссер даже не знает, с кем можно об этом говорить? Ну нет у нас таких людей! Одна надежда на телеэкран - но ведь фильм то снимается для большого экрана, и при показе по телевизору многое теряется…
Хотя историю на этот раз Сокуров предлагает камерную: пожилая женщина приезжает в Чечню к своему родственнику, молодому российскому офицеру, чтобы посмотреть, как он там живет. Знакомится на базаре с ровесницей-чеченкой. И вот вместе они пытаются понять и разобраться в вечных национальных вопросах. Так что фильм не о войне, без стрельбы, никого не убивают…
Автор говорит, что фильм снят в русской гуманитарной традиции. А главную роль сыграла - впервые в кино! - Галина Вишневская. Сокуров считает ее явление на киноэкране главным открытием фильма.
Кстати говоря, на будущей неделе Сокуров представит - уже на российском фестивале, "Золотой Витязь", еще одну работу с Вишневской - на этот раз документальный фильм "Растропович и Вишневская. Элегия жизни". Такое вот переплетение судеб и сюжетов в жизни этих выдающихся наших соотечественников.
Завесой тайны окутано и явление другого нашего выдающегося соотечественника на набережной Круазетт: Андрея Звягинцева и его фильма "Изгнание". Во-первых, второй фильм режиссера после такого - сногсшибательного - успеха первого - сам по себе всегда является интригой: сможет ли режиссер соответствовать - самому себе? Или нет? Или он - повторится? Так что Звягинцеву трудно будет ужасно, уж слишком многого от него ждут.
Но он и сам выступает как мастер интриги: сценарий "Изгнания", по признанию режиссера, имеет известный - и даже широко известный - литературный первоисточник. Но только пока режиссер никому не расскажет, какой, чтобы зрители смотрели, не нагруженные лишним знанием, без предубеждения. Ну что, интерес уже подогрет?
В фильме Звягинцева рассказывается камерная история, старая, как мир - муж, жена и любовник под кроватью… На первый взгляд все просто. Но мы-то знаем Звягинцева и в эту простоту нисколечко не верим. Оператор и композитор делали вместе со Звягинцевым и "Возвращение", а из актеров в "Изгнание" перешел только Константин Лавроненко, сыгравший в "Возвращении" Отца. Кроме него, в "Изгнании" снялся Александр Балуев и известная шведская актриса.
Ну что, запомнили, за кого болеть?
Александр Сокуров, "Александра", Андрей Звягинцев, "Изгнание".
Шайбу, шайбу! То есть, Золотую Пальмовую Ветвь, конечно!