Этнические карты Дагестанской АССР (1926), часть 5: цезские, даргинские народы, семьи

Sep 09, 2023 12:00


Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Заключительная часть по рассмотрению Дагестана по переписи 1926 года. Здесь мы посмотрим на цезские (дидойские) народы, завершая осмотр ветви из предыдущей части, а также рассмотрим раздельно даргинские народы и вместе, а также объединим народы по языковым семьям.

Дидойские народы представляют из себя группу небольших высокогорных народов на юге Дагестана. Внутренне делятся на две подгруппы:

  • западная. К ней относятся собственно цезы (в переписи 1926 года фигурируют как дидои), хваршины и гинухцы. Рассмотрены будут только первые два, поскольку гинухцев перепись 1926 года не отделяла от цезов.
  • восточная. К ней относятся бежтинцы (по 1926 году - капучины) и гунзибцы (по 1926 году - хунзалы).

Начнём с крупнейших, в честь которых и названа ветвь.





Тут мы видим дидоев (полагаю так нужно склонять по названию на тот момент) и... собственно всё. На 1926 год они компактно жили в мононациональных сельсоветах, ошибок в переписи 1926 года в контексте дидоев я не обнаружил. Органичное расселение без этноанклавов.



Хваршины. Также, нечем удивить. Ровно такое же в горной местности у них расселение и сегодня, ошибок никаких. Как и у дидоев, распределение по единицам у них мононациональное, ошибок нет. Ареал выглядит немного оторванным, но в целом довольно цельный, просто границы такие.



Капучины тоже особо не удивляют, проживая в одноимённом ныне Бежтинском участке Дагестана. Однако им они не ограничиваются, у капучинов есть также село Хамар в Тляратинском районе, что заметно. Однако это ошибка, это аварское село, также как село Хашархота на самом деле бежтинское, хотя по 1926 году аварское, но этого на карте не видно.



Ну и хунзалы, позднее гунзибцы. Из-за малочисленности на 1926 год, они идут вместе в большом сельсовете, где было всего три села, не достигавших в совокупности и ста человек. Первое, которое покрупнее - Гунзиб, потому и гунзибцы, а также Хелада и Дарбал, которые ныне не существуют, потому основной ареал этого народа сегодня не простирается дальше одной деревни. Современные переписи дают противоречивые данные о нынешней их численности, вплоть до того, что они за век выросли в 20 раз, что очень навряд ли. По карте и расселению никаких проблем нет, ошибок нет.

Теперь наконец перейдём к даргинским народам. С ними всё могло было бы быть куда интереснее, т.к. разделение здесь не идёт по языковому принципу. Иначе народов было бы не три, а минимум шесть. Даже даргинские диалекты собственно даргинцев зачастую мало взаимопонятны. Так или иначе, на сегодня у нас три народа: даргинцы, кайтагцы, кубачинцы.



Даргинцы, как видно, уже на 1926 год потихоньку осваивали ближайшее побережье, хотя масштабы в отличии от сегодняшних ещё и близко не те. По ареалу, без включённых других этносов всё выглядит как всегда довольно похоже. Но народ большой, и тут не могло обошлось без ошибок.

Так, не видно аварского этноанклава села Чуни, поскольку его в 1926 году посчитали даргинским. Зато есть село Шадни, которое является лакским, но после 1926 года стало считаться всегда даргинским. Ну и село Верхние Махаргимахи, которое посчитали аварским, хотя тут даже по названию понятно, что оно даргинское. Для такого крупного народа всего три ошибки, что для переписи 1926 года это не так много. Напоминаю, все ошибки по всем народам хорошо расписаны в титульной статье здесь.

Отдельно можно отметить большое присутствие в пригороде Кизляра. Это село Виноградные сады, куда видимо на временной основе привлекались даргинцы на работу. Информации по этому селу никакой, скорее всего даргинцы потом уехали, а село стало частью Кизляра.



Кайтагцы. Мне ещё давно казалось, что кайтагцам сформировали свой, Кайтагский район, и тут всё будет довольно просто. Как оказалось впоследствии, не совсем. Во-первых - кайтагцы присутствовали и на территории нынешнего Дахадаевского района, сегодня также по моей оценке они являются большинством в Мамедкале Дербентского района.

Во-вторых - Маджалис. По 1926 году кайтагцев там нет. Можно было бы сказать, что это ошибка, но село изначально кумыкское. Да, известно что в село переселяли кайтагцев из нескольких сёл, но данное село было уже крупным на тот момент и не факт, что не были задействованы уже и даргинцы откуда-то ещё. Хотя в целом я и склонен полагать, что сегодня там живут преимущественно кайтагцы, в списке ошибок я Маджалис не указывал, т.к. это перепись 1926 года, когда ещё никаких переселений не было.Возможно, можно было бы найти больше оснований и доказательств именно тому, что это ошибка, но я так сильно на этом внимание не заострял.

Выше Маджалиса кайтагцы имеют неплохую долю, в совокупности не достигая большинства из-за кумыкского села Янгикент, которое на тот момент в разы крупнее и находилось вместе с ними в одном сельсовете.



Кубачинцы. Кубачинцам несколько не повезло. Будучи маленьким народом, их тоже затронули переселения, из-за чего сегодня они проживают в рамках своего ареала лишь в селе Кубачи. Было село Сулевкент, жителей которого переселили в Чечню, а затем они основали одноимённое село в Хасавюртовском районе. Т.е. по сути число сёл у них с 1926 года не поменялось, изменилось лишь расположение одного из них.



Объединяя же даргинские народы, они выглядят вот так, закрывая непонятный Маджалис и отображая свой ареал примерно таким, каким он и являлся на тот момент. Как же изменилась география их расселения спустя уже пол века...

Собственно и всё тут. Были рассмотрены 38 основных народов на территории ДАССР на 1926 год. Рассмотрели и объединённо лезгинские, даргинские и авара-андо-цезские народы. Но, я же этим никогда не ограничивался, потому перейдём к семьям. Ничего нового, их две.



Тюрки выглядели куда более внушительно. Ареал их прерывался лишь казачьими станицами у Терека, в остальных же местах было смешанное население, но всё же с тюркским большинством, идя от азербайджанцев к кумыкам, от кумыков к ногайцам и от ногайцев к туркменам.



Ареал же условных североказвказцев практически везде ограничивался горами. Да, в совокупности они стали ещё заметнее у побережья Каспия, даже рядом с Тереком на противоположной стороне. Но это и близко не похоже на сегодняшнюю картину, к которой Дагестан начнёт идти всего пару десятилетий спустя.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина, jirzika, Дмитрия Щербакова и mAKSImа за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

Этнические карты, 1926, Даргинские народы, Кайтагцы, Тюрки, Аваро-андо-цезские народы, Северокавказцы, Бежтинцы, Даргинцы, Дидойцы, Гунзибцы, Хваршины, Кубачинцы

Previous post Next post
Up