Этнические карты Дагестанской АССР (1926), часть 1: история создания, некоторые базовые этносы

Aug 12, 2023 11:00


Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Занимаясь обработкой данных по переписи 1989 года по Дагестану и их отображением (посмотреть можно здесь и здесь), я уже знал о наличии в общем доступе данных за первую союзную перепись 1926 года. Тогда приоритет был отдан 1989 году, как к недалёкому прошлому, с которым можно провести сравнение. Собственно, потому я и выпустил динамику этноизменений, добавив туда ещё и 2002 год.

Тут же будут рассмотрены данные 1926 года без прямого картографического анализирования, как сильно всё поменялось. Конечно, определённый акцент будет на этом сделан, поскольку поменялось с того времени очень многое. От расселения ныне проживающих народов, до народов, которые сегодня практически отсутствуют в Дагестане, хотя на тот момент это мало кого удивляло. Делить на главы особо тоже не вижу смысла, пройдёмся по всему куда быстрее.

Начнём с предварительной оценки плюсов и минусов. Первый плюс и самый основной - подробность данных. Перепись 1926 года, это первая и последняя советская (и российская) перепись, в которой т.н. субэтносы аварцев и даргинцев числятся совершенно отдельно. С того времени существенных изменений в восприятии видов этносов и их числа особо не поменялось, потому карту можно вполне оценить с моей картой ЮФО-СКФО с учётом оценки проживания субэтносов. Ну как можно...

Не совсем и это первый минус. Дело в том, что данная перепись, как и перепись 1989 года имеет ошибки, которых не мало и которые существенно повлияли на отображаемый результат. Как и по резким этноизменениям на картах 1989 года, здесь ниже также будет список моих замечаний, без акцента на которые нельзя смотреть на карту как она есть.

Второй плюс - территориальная разница в пользу Дагестана. Дагестан на момент переписи 1926 года был больше, включал в себя дополнительные территории на тот момент не существовавших в нынешнем виде Ставропольского края и Чечни. Благодаря этому, можно увидеть, как обстояла ситуация на этих территориях, тем более что там есть на что посмотреть.

Второй минус - меньшее число единиц 3-го уровня. Это очевидно, но и не совсем правда. Да, единиц меньше, ведь и численность населения тогда была ниже. Но это с одной стороны. С другой - было множество сёл, формировавших свои единицы, но которых сегодня нет. В основном это сёла, жителей которых переселяли в опустевшую после депортации вайнахов Грозненскую область, из которой переселенцы переселялись уже в другие места Дагестана. Также это и переселенцы из сёл, разрушенных природными катаклизмами. Сам минус заключается в сложности идентифицировать местоположение ряда мест, а также в смешанности некоторых единиц, которые позже будут разделены.

Пару абзацев по истории создания. Начало процесса мало отличалось от 1989 года. Имеется оцифрованная база данных национального состава, которую сначала необходимо перенести вручную в электронный вид. Здесь были определённые трудности. Если 1989 год отличался не сильно и мне нужно было отталкиваться от разницы между переписями, тут всё куда сложнее. Многие населённые пункты были переименованы или просто имели слегка изменённое название, что очень злит и путает, когда необходимо постоянно проводить проверку на соответствие.

Далее, как я уже отмечал, нужно подстроить границы. 1926 год был необычным для этого временем. Дагестан уже начал административно преобразовываться, но это не набрало обороты. Так, деление всё ещё проводилось по округам, которых стало немного больше после Гражданской войны. Но уже были и районы в высокогорье, которые куда меньше по численности. По полной переход на районы произойдёт в 30-ые годы, но Тляратинский и Эчединский (Дидоевский) районы на тот момент уже были. При этом достаточно забавное было деление. Так, Кайтаго-Табасаранский округ вбирал ещё и даргинцев, при этом табасаранцев только частично, с Лакским округом было тоже самое, Даргинский округ включил несколько аварских сёл и только Аварский округ оказался абсолютно аварским.

Хорошо, когда населённые пункты отыскиваются. Случаев, когда не получается мало, и как правило сёла находились близко к друг-другу, потому иногда этот момент можно опустить. Но что делать, если не отыскивается ничего? Любопытен в данном контексте пример ногайцев. У них на 1926 год на территории нынешнего Ногайского района и севера Шелковского района Чечни было всего несколько территориальных единиц. Но каких.



Вот пример. Ни одного села из данного списка ныне не существует. Не существовали они уже и через десяток лет после этой переписи. Но учитывая расстояния обширного района, как проводить деление? Я в данном случае сделал всё что мог. Исследовав все карты, которые я смог найти, отдельные точки с сёлами, совпадающими по названию я всё же смог найти. В итоге такие территории были поделены очень приблизительно. Хоть это и не влияет на реальное этническое отображение, всегда хочется, чтобы всё было чётко и правильно, а не получается.

Помимо ногайских аулов, было множество железнодорожных отсёлков, ставших на сегодняшний день либо населёнными пунктами, либо их частями, либо ничем. Поиск и процесс нахождения таких мест также очень непростой и по итогу всё это бывает очень нервозатратно.

Особенно когда натыкаешься на очевидные ошибки в свободно идентифицируемых местах. К ним плавно и перейдём. Ошибок к сожалению очень много, особенно в горных районах, где с десятилетиями мало что менялось и потому очень печально не отходя от незыблемости переписных данных их отображать. Потому, без данного списка на карту смотреть и воспринимать её как есть не стоит. В списке будут показаны как ошибки, так и собственно этноизменения, всё абсолютно также, как это было по 1989 году. Итак, что же там не так? Вот что:

  • Ахвахский район: Цолода, по 1926 году там ахвахцы, по 2010 обычные аварцы. И по факту аварцы всегда были. Тлиси, по 1926 там тиндальцы, хотя по факту всегда были ахвахцы.
  • Бабаюртовский район: Шахбулатотар в 1926 году был чеченским, стал кумыкским, чеченцев депортировали, это понятно. Новая Коса была в1926 году кумыкской, стала ногайской. Туршунай был немецким, стал аварским, немцев изжили. Янгылбай, в 1926 и 2010 ногайское село, но в 1989 году оно аварское. Вроде как по информации, которую я упоминал ещё в той статье, оно и в действительности сегодня аварское. Алимпашаюрт, в 1926 году чеченское, сегодня - чечено-кумыкско-ногайское село. Уцмиюрт, бывшее чеченское, ныне аварское село. Люксембург, раннее немецкое, позже смешанное кумыкское село. Львовский №1 имел немецкое население, как и не существующие юридически №2,3 и т.д. В своё время я разбирал колонии немецких колонистов здесь. Немцы исчезли, переселили кумыков-жителей Казиюрта, который сначала опустел, а ныне заселён жителями Ахвахского района как нелегальный кутан, вот так вот.
  • Ботлихский район: Кижани, по 1926 аварское село, по факту каратинское. Шодрода, по 1926 там живут ботлихцы, а по факту и по переписи 2010 аварцы. Беледи, по 1926 там живут ботлихцы, а по факту годоберинцы.
  • Гумбетовский район: Цилитли, по 1926 там ахвахцы, реально же там аварцы и по факту всегда были аварцы. Старый Сивух же наоборот не ошибка. Ныне опустевшее по переписи 2010 село, в 1926 было селом каратинцев, далеко от основного ареала.
  • Дахадаевский район: Шадни, по 1926 году лакское село, далее всегда даргинское. По факту лакское село, основанное очень давно и далеко от основного лакского ареала.
  • Дербентский район: Аглоби, было еврейским (горско-еврейским) селом в 1926 году, но большая часть евреев его покинула уже в 30-ых, на их место пришли азербайджанцы. Именно смена населения, а не ассимиляция или перемена идентичности. Остальные же еврейские аулы постигла участь похуже - они опустели без прихода представителей других народов и ныне не существуют.
  • Курахский район: Арабляр. В статье по 1989 году писал, что там сохраняется большая азербайджанская доля, а в 2010 их там нет. В 1926 году же азрбайджанцы были абсолютным большинством села. Сёла Усугского и Гельхенского сельских поселений в 1926 году числятся агульскими, каковыми они и являются. Тоже самое происходит и со всеми местами, где все последующие переписи ошибочно переписывается население: Хнов - рутульское село, Шадни - лакское.
  • Левашинский район: Чуни. Аварское село, посчитанное даргинским в 1926 году, ошибка.
  • Новолакский район: Тут всё известно, территория района с двумя сельскими поселениями Казбековского района, именуемая Аухом, была населена чеченцами до депортации, сегодня же является очагом постоянных этноизменений.
  • Ногайский район: Громадная неразбериха в построении границ ввиду того, что на 1926 год там существовало пару сотен аулов, 95% которых ныне нет. В 1926 году существовали Восточный, Западный и Южный сельсоветы, огромные по численности населения и вмещающие в себя эти аулы. Об этом я писал выше и это будет видно далее на карте.
  • Рутульский район: Все сёла Мюхрекского сельского поселения, кроме самого Мюхрека в 1926 переписаны как лезгинские, это ошибка переписи 1926 года, из-за чего между рутульцами и цахурами появилось сельское поселение с лезгинским большинством.
  • Сергокалинский район: Верхнее Махаргимахи, по 1926 году аварское село, хотя всегда и везде было даргинским. Оно даргинское и по факту, ещё одна ошибка переписи. Перепутали с Чуни?..
  • Табасаранский район: Сёла Арак, Ерси и Зиль, Пенджи, Екраг, Хели. Село Арак по последующим переписям, имеет большую диаспору азербайджанцев, в 1926 году - монотабасаранское село. Остальные полностью азербайджанские, по 1926 году - табасаранские. Возможно виной тому колеблющееся самосознание, связанное с тем, что жители почти всех этих сёл говорили на азербайджанском как на родном. А может, были и корыстные мотивы на местах.
  • Тляратинский район: Хамар, по 1926 году там капучинцы, по факту всегда были и есть аварцы.
  • Хасавюртовский район: Село Гоксув, было в 1926 году монокумыкским, сегодня - преимущественно аварское с кумыкским меньшинством. Село Аксай, было в 1926 году монокумыкским, сегодня треть населения составляют аварцы. Село Дзержинское, было чеченским, сегодня аварское. Село Кандаураул, было кумыкским, стало кумыкско-чеченским с большинством последних. Село Муцалаул, было кумыкским, стало аварским. Село Советское, было кумыкским, стало аварским. Село Теречное, было кумыкско-чеченским, сегодня моночеченское. Село Тотурбийкала. Село было основано русскими крестьянами, разорено во время войны и заселено после неё украинцами. Сегодня большое кумыкское село. Село Хававюрт. В 1926 году было на треть заселено чеченцами, остальные кумыки. Сегодня нет чеченцев, но на четверть заселено уже аварцами. Село Чагаротар. Было монокумыкским, сегодня на четверть заселено чеченцами.
  • Цунтинский район: Всё Качалайское сельское поселение нынешнего района расположено анклавом в Бабаюртовском районе и состоит из существовавших в 1926 году кумыкских и ногайских сёл, которые не являлись анклавами. Это не единственный пример, не мало ныне существующих легальных и нелегальных кутанов были либо основаны на месте более старых населённых пунктов, либо в целом заселены ими и доведены до вменяемого состояния. Хашархота, по 1926 году там аварцы, по факту же капучины (бежтинцы).
  • Чародинский район: Читаб входил в Арчибское сельское поселение и был по 1926 году населён арчинцами, как и остальные. Ошибка переписи, там живут и жили аварцы, почему видимо впоследствии село и передали в подчинение другому сельскому поселению.
  • Шамильский район: Сёла Ратлуб и Дагбаш в 1926 году были вместе, но из-за того, что Ратлуб был посчитан как аварский населённый пункт, вся территория стала аварской. Это ещё одна ошибка 1926 года, там также как и в Дагбаше живут ахвахцы.

И это только ошибки и изменения у ныне существующих населённых пунктов. Как я уже указал, это не всё влияние на общую картину, после 1926 года были основаны десятки новых мест, один только Хасавюртовский район сегодня состоит на треть из сёл, образованных после Второй мировой войны. Существенно поменяются впоследствии не только он, но и прибрежные земли кумыков, которые на тот момент характеризовались редкими, но крупными кумыкскими сёлами, редко расположенными у берега, скорее в предгорье.

На выходе мы получаем вот это.



Из тех, кто имеет большинство, но кого не привычно видеть на карте даже с субэтносами - горские евреи, украинцы, татары. Также отличие от спроектированной мной по оценке карте Дагестана на 2010 год, чеченцы Дагестана относятся к чеченцам-аккинцам, но т.к. перепись 1926 года таковых не признаёт, они идут как просто чеченцы. На карту не попали хунзалы (гунзибцы), поскольку на 1926 год их было меньше сотни и они не были нигде большинством (сегодняшнее Гунзибское сельское поселение тогда не существовало).

Конечно, тяжело воспринимать карту с таким количеством ошибок и возможно я в своё время выпущу версии с коррекцией. Но это будет лишь моя оценка, и я уже не смогу ссылаться нормально на то, что это были переписные данные.

Итак, что вырисовывается на получившейся картине? Ну, горы ожидаемо особо не поменялись, если не считать живших раннее горских евреев. А вот равнина преобразовалась кардинально. Города были с русским большинством, за исключением Дербента, хотя и там они станут большинством на какое-то время позднее. Надтеречье похоже на то, каким оно выглядело довольно долго, до заселения горцами во второй половине 20-го века. Ачикулакский округ (часть Ставропольского края, состоящая в основном из нынешнего Нефтекумского района) был с центром в Ачикулаке, а Нефтекумск, именуемый на тот момент как Камыш-Бурун, был средненьким монотатарским селом, пока там не найдут нефть. Украинцы являются большинством в одном сельсовете, но по факту на тот момент они широко представлены много где, но об этом позже. Удивило то, что на территории нынешнего Кизилюртовского района в 1926 году аварцы уже были, даже имели большинство в двух местах.



Итак, что по русским? Да, в первую очередь они живут в городах и в надтеречных районах. Но и не только, можно заметить существенные доли между Хасавюртом и Махачкалой, а также между Махачкалой и Дербентом. Это населённые пункты вдоль железной дороги, функционирование которой обеспечивалось в имперское время прежде всего ими. Также были сёла, расположение которых я ещё давно отобразил здесь.

Кизляр при этом имеет относительное большинство, соизмеримое с сегодняшним днём. Только тогда близкое к численности русских положение имели армяне, доля которых затем резко упадёт, а русских в Кизляре к 1939 году будет уже свыше 70 процентов. Территория за городом помимо мест, населённых украинцами, изобилует и другими народами, но об этом позднее. Особо больше нечего сказать. Органичная цепь поселений вдоль Терека, прерывающаяся на Каспии, но через Сулак обрывисто доходящая до Махачкалы.



Чеченцы, вопреки моим ожиданиям, были расселены и за Хасавюртом. Про живущих в Бабаюртовском районе я знал, но то что их селения были и вокруг Хасавюрта, стало для меня новостью. Есть там и кумыки, но чеченцев больше.

При этом в одном из мест на территории Бабаюртовского района они были близки к тому, чтобы иметь относительное большинство, но нет. Интересно также их присутствие небольшими сёлами по ту сторону Терека, в том числе и среди ногайцев.



Кумыкский ареал, не смотря на отсутствие депортаций, со временем поменялся куда сильнее. Смотря же на 1926 год, видно обильное количество смешанных зон даже в глубине их ареала. И всё же на территории тогдашнего Хасавюртовского округа они выглядели куда увереннее.

Интересно также присутствие несколько десятков кумыков в Огузере, единственном месте с ногайским большинством сегодняшнего Кизлярского района что тогда, что сейчас. Южная половина ареала как и северная, изменится с возникновением новых населённых пунктов позднее, потому на 1926 год южная часть выглядит очень уверенно.



Что касаемо ногайцев, это было время, когда бОльшая их часть находилась в одном регионе (не вся, ибо есть Ногайский район КЧР и несколько сёл под Ставрополем). Тем не менее, ареал как и сейчас уже был разделён на три части: перед Тереком дагестанские ногайцы, за Тереком разбитые на осколки ногайцы Кизляра и ногайцы Ногайского района Дагестана с далее идущими до западной границы Ачикулакского округа.

Тем не менее, есть места, где ногайцы раннее не были, но позже появились. Это заметно по Бабаюртовскому району, но там всё сложно. Куда интереснее пример села Воскресенское, которое было маленьким русским селом Шелковского района Чечни, а сегодня чечено-ногайское с большинством последних.

К сожалению для ногайцев, они потеряли десятки своих сёл в результате укрупнения отдельных из них. Не до конца понятно, зачем это было сделано, безусловно многие места ногайцев были скорее не сёлами, а кочевыми остановками, которые не понятно где находились и я не могу сказать, что естественный ареал их расселения уменьшился. Но в любом случае, в перспективе им это на существенную пользу не пошло.



На 1926 год азербайджанцы в переписи фигурировали как тюрки. Но на удивление, это не привело к путанице с татарами (иногда в литературе того времени азербайджанцев называли азербайджанскими татарами). Так вот, если смотреть традиционное место обитания, изменений как будто много не произошло. Горско-еврейский юг потом заселили лезгины, смешанные с русскими места вместо русских заняли лезгины и табасаранцы.

Но, как я уже указывал в ошибках, азербайджанцев в табасаранском ареале за пределами Дербентского округа не признали. До сих пор много ходит споров, что там произошло, простая ошибка или смена идентичности азербайджаноговорящих табасаранцев. Система при этом дала сбой в контескте села Цанак, которое в итоге на карте выглядит оторванным (Аркитское сельское поселение). Нижний Катрух на 1926 год был объединён с верхним, населённым лакцами, из-за чего ареал там выглядит больше.



Собственно о лакцах, которых тогда называли лаками. Уже на 1926 год лакцы неплохо присутствовали в городской среде, по крайней мере заметнее своего окружения, особенно опираясь на изначально более низкую численность. Сам при этом горный ареал лакцев остался без изменений, если только не говорить о сегодняшней диспропорции лакцев, живущих на своей исконной территории и за её пределами.

В то же время, здесь видны доли среди лезгин и даргинцев. Это также раннее упомянутое село Шадни в даргинском ареале и село Бурши-Мака в лезгинском ареале. И если первое сегодня существует и в переписи учитывается как даргинское, второе попало под переселение в бывший горско-еврейский аул Мамраш, ныне село Советское Магарамкенсткого района. За такие переселения лично мне всегда обидно, т.к. подобные случае расположения сёл с другим этносом не очень то частые.

На этом пока всё. Очевидно, из-за разделения этносов, а также присутствия других, ныне отсутствующих, карт будет в разы больше, соответственно больше будет и частей. Ограничимся на этом, последовательно переходя на карты, которые я поделил на конкретные группы.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина, jirzika, Дмитрия Щербакова и mAKSImа за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

Ногайцы, Этнические карты, 1926, Кумыки, Азербайджанцы, Чеченцы, Лакцы, Дагестан, Русские

Previous post Next post
Up