Этнические карты Дагестанской АССР (1926), часть 2: исчезнувшие народы

Aug 19, 2023 12:15


Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Сегодня вдруг пройдёмся легонько по тем, о ком наверно уместнее было бы говорить в конце - народы, которые сегодня в Дагестане практически отсутствуют. Многие знают, что на начало 20-го века Дагестан был очень разнообразным регионом, а иноземцы на приезжих русских и немецких колонистах не заканчивались. Более того, были и те, кого иноземцем то назвать трудно, но обо всём по порядку.

Пойдём с юга на север. Говоря о надтеречных районах, важно помнить две вещи: территория на момент переписи 1926 года была больше и эти территории прямого отношения к Дагестану никогда не имели. Потому не удивительно, что некоторых народов сегодня в таком количестве и нет.



Начнём именно с таких. Татары на 1926 год имели большинство в одном месте - Камыш-Бурун в Ачикулакском округе. Пройдёт время, неподалёку от этого татарского посёлка найдут нефть и он начнёт быстро расти, став приличного размера для тех мест городком Нефтекумск. Татары здесь казанские, поселившиеся в конце первой половине 19 века.

За пределами Ачикулакского округа, татары видны на территории современной Чечни. Это гребенские татары, особая этническая группа, которая и сегодня никуда не делась, составляя похожую долю в станице Гребенской. Только поменялся основной этнос, с русских на чеченцев.

Дальше, уже на территории основного Дагестана татары оказались заметнее в горной местности. Татары составили треть населения тогда ещё маленького села Гуниб. Кто это и как так вышло мне достоверно выяснить не удалось. Пишут разную информацию, от того, что это временный контингент военных (почему татар?) до того, что это какая-то ошибка. И действительно, если посмотреть да данные предыдущей и последующей переписей, татары там отсутствуют. Неподалёку, татары также составили более 5% в крупном селе Хунзах.



Далее у нас туркмены, не выходящие за пределы Ачикулакского округа. Ставропольские туркмены здесь также давно и имеют своё специфичное региональное название - ставропольские туркмены или трухмены.

Их ареал претерпел определённые изменения, т.к. некоторые населённые пункты были упразднены и до сегодняшнего дня не дожили - Туркмен-Аул, Уллуби-Юрт, Махач-Аул. В то же время сегодня, туркмены составляют до трети населения в Махмуд-Мектебе, в котором в прошлом веке их не было вообще.



Приближаясь к территории современного Дагестана, встречают нас армяне. Их было в разы больше, нежели сегодня. Всё просто - армян было немного меньше самих русских в Кизляре, почти треть населения. В целом, армяне являются одним из этносов-основателей Кизляра, который был маленьким селом, возникшим в начале 18 века, а может и раньше. Так или иначе, армяне составляли большинство населения до конца 19 века. А уже к переписи 1939 года их доля резко падает, преимущественно из-за роста города в 2,5 раза за счёт приезжего русского населения.

За пределами Кизляра мы видим армян в существующем и поныне Карабаглы, находящимся над городом. Карабаглы сегодня тоже выглядит иначе, чуть меньше чем армян там теперь и даргинцев и динамика ведёт к тому, что сегодня вероятно армянского большинства там уже нет, следовательно и нет больше армянских сёл во всём Дагестане



Грузины также были одним из этносов-основателей Кизляра, однако к 1926 году их там уже практически нет. Тем не менее грузины здесь также были, в честь них названо село Грузинское, состоявшее на тот момент исключительно из них, сегодня это кумыкско-даргинское село с абсолютным большинством последних.

Помимо этого, грузин было не мало в селе Александро-Невское (почти четверть населения), а также в станице Шелковская (каждый десятый). Сегодня от этого ничего не осталось.



Были здесь и, внезапно, осетины. Много их не было и характеризуются они на тот момент селом Коби, которое также располагается сегодня в Чечне. Это осетины, которые переселились туда из одноимённого села, располагающегося в Грузии. Интересно, что село-отец в этническом отношении пережило своего сына, оставаясь осетинским, но уже почти опустевшим на сегодня.

Кроме этого села осетины были заметны на противоположной стороне Дагестана на границе с Азербайджаном в селе Захраб-Кент-Казмаляр, которое ныне не существует, но имело до трети осетинского населения. О самом то селе практически нет информации, а о том, как там оказались осетины и подавно.



Украинцы в Дагестане, это в первую очередь крестьяне Надтеречья, селившиеся тут рядом с русскими. Сёл с их существенным присутствием очень много, потому останавливаться на конкретных наименованиях сложно.

Но интересно здесь село Покровское, которое на карте не заметно, это село под Хасавюртом, основанное белорусами (кстати не единственное, рядом есть село Могилёвское) в начале 20 века. По найденной мною информации, из-за погромов основное население покинет село и после Гражданской войны будет заселено украинцами. А уже в 30-ых в рамках русификации украинцев юга РСФСР, село будет считаться русским вплоть до конца 50-ых, когда к местным подселят вернувшихся из депортации чеченцев.



Немцы были существенным элементом многонационального терско-сулакского междуречья. У них была целая система населённых пунктов, которые хорошо развивались, пережив с потерями погромы Первой мировой и Гражданской войн. Населённых пунктов у них было множество и тут я вновь сошлюсь на свой давний анализ их месторасположения здесь.

Были немцы и за пределами этой территории. Часть их жила в сёлах на территории железной дороги из Махачкалы в Хасавюрт. А также было село Лениндорф (ныне Рассвет), находящееся над Кизляром и принявшее не мало беженцев во времена погромов.

Хотя немцы и довольно хорошо закрепились в Дагестане, уже Вторую мировую войну они встретили как и поволжские, в депортации. После неё значительного числа немцев, а уж тем более мест с их большинством уже не было никогда.



Не исчезли на 1926 год и персы. Вопреки ожиданиям, в Дербенте на момент переписи никто себя персом уже почти не считал. Тут персы, как и большинство обозреваемых народов, оказались за Тереком. Так, сегодня существует село Персидское, было также село Абазовское. Второе опустело к закату СССР и ныне не существует, первое азербайджанизировалось, т.к. живущие там персы были тюркоязычными. Хоть оно и изменило национальную идентичность, население там иных этноизменений не претерпело по сегодняшний день.

Как видно, персы также небольшими долями присутствовали в городской среде. Однако было ещё одно село - Яруквалар. Село было смешанным, но с персидским большинством. Остальное население состояло из лезгин, окружение вокруг также было лезгинским и персы со временем там ассимилировались.



Совсем уж малозаметные таты были практически только на юге в Дербентском округе. Большинства нигде они не имели, но определённые доли имели в ряде поселений, самая большая из которых в селе Гимейди (почти пятая часть), которое было переселено и к 70-ым исчезло с карт.

Хоть татов на 1926 год и мало, их численность в Дагестане колбасило в разные стороны за счёт проблем в самоидентификации тат и горских евреев, из-за чего их часто рассматривают вместе. Ввиду того, что на 1926 год татов было мало, я решил подобным не заниматься.



А вот евреев Дагестана, которые подразделяются на обычных, составлявших в основном городское население на территории всей страны, а также горских евреев, живших несколько столетий на юге Дагестана и вобравших в себя ряд культурных особенностей, я посчитал вместе, т.к. местами в переписи была путаница. В целом их и так визуально довольно легко разграничить.

Горские евреи были хорошо представлены на данный переписной период, имея ряд сёл со своим большинством. Участь у них была не из лучших, часть сёл была или стала смешанной, постепенно вытеснив или ассимилировав живущих там евреев, часть евреев покинула свои сёла, которые после них даже никто и не занял. Часть евреев стали воспринимать татами, часть была подвергнута депортациям

Худо-бедно, они всё ещё составляли значительную долю в ряде мест, но с распадом СССР большая часть разъехалась в крупные города и Израиль и сегодня горские евреи в Дагестане практически никак не представлены, составляя один процент в Дербенте (было под 30%).

Дагестан - очень разнообразный регион. Но раньше был куда разнообразнее.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина, jirzika, Дмитрия Щербакова и mAKSImа за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

Таты, Грузины, Евреи, 1926, Немцы, Украинцы, Армяне, Татары, Туркмены, Осетины, Персы, Дагестан

Previous post Next post
Up