Ссылка на все ресурсы.
Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на
Бусти за две недели до выхода новой работы.
В этот раз посмотрим на то, как были расселены аварские и андийские народы. К сожалению, переписные ошибки задевают и горные районы, поэтому прежде всего предлагаю в очередной раз сначала ознакомиться с
основной статьёй, где отмечены конкретные ошибочные моменты, которые я смог обнаружить.
Вообще, языковая ветвь как известно тройная: аваро-андо-цезские народы. После переписи 1926 года они считаются все вместе. Ветви делятся так:
- аварская. Обычно идентифицируется как ветвь только для аварцев, но в разных трактовках выделяют из них также андалальцев, анцухцев, батлухцев, гидатлинцев и карахев. Но они даже в 1926 не рассматривались отдельно и в целом воспринимаются больше как реальные субэтносы.
- андийская. Включает в себя собственно андийцев ахвахцев, каратинцев, ботлихцев, годоберинцев, багулалов, тиндинцев и чамалинцев. Сегодня все считаются как аварцы, в 1926 каждый народ был отдельно.
- цезская. В составе имеет дидойцев (до переписи были цезами), хваршинов, гинухцев (тогда хунзалы), бежтинцев (тогда капучинцы) и гунзибцев. Третьи и в переписи 1926 отсутствовали и считались в составе дидойцев.
Цезов рассмотрим в следующей статье, а начнём с аварцев.
Аварцы (тогда в переписи были аварами) на 1926 год практически отсутствуют на равнинной территории. Хотя и не полностью, как оказалось, на территории нынешнего Кизилюртовского района они присутствовали уже тогда. При этом, даже как самый крупный этнос, в Махачкале они практически отсутствовали. Нет их практически и на территории Хасавюртовского района, и в самом городе, сейчас же в совокупности они являются первым этносом по численности во всём вышеупомянутом.
В целом, аварцы как народ очень выиграли от объединения с высокогорными народами. Довольно тяжело идентифицировать сегодня, сколько и где проживает других народов аваро-андо-цезской ветви за пределами остального ареала. Кое-где удалось распознать и отделить одних и других, что видно на моей этнокарте юга с учётом субэтносов
здесь. Безусловно, этого мало и хочется лучше понимать сегодняшнюю ситуацию и как прочно удерживается их самоидентификация за пределами основного ареала. Так, я пробовал на основании разных источников хотя бы сопоставить сложные надтеречные районы
здесь, но это может быть далеко от реальной картины.
Теперь андийская ветвь, названая как и остальные в честь крупнейшего народа - андийцев. Они и последующие народы отображены постольку, поскольку я отображаю коренные этносы вне зависимости от того, как ярко они присутствуют на карте. Потому в ряде мест придётся вглядываться.
По андийцам в итоге нечего сказать, ошибок с ними нет, ну или по крайней мере я не обнаружил. Сейчас, помимо основного ареала, имеют свои сёла в Хасавюртовском, а также Бабаюртовском районах, легальные (в случае второго - как кутан горного района).
Ахвахцы здесь интересны разрывностью своего ареала на сравнительно больших расстояниях. Но прежде всего, стоит вспомнить об ошибках. Потому данные этноанклавы (сёла Цолода и Цилитли) мы не воспринимаем, это ошибка. Но есть и обратные примеры, всё смотрим в списках ошибок в первой статье. А вообще, удивительно, как можно было перепутать сёла, находящиеся так далеко друг от друга.
У каратинцев, на первый взгляд - та же история. Есть село, значащееся как аварское, но по факту каратинское. Но речь не об этноанклаве, а он интересен. Прежде всего потому, что это не ошибка - в данном случае речь идёт о реальном каратинском селе Сивух, которое нынче называется Старый Сивух.
Село жило себе спокойно до 1944 года, попав под депортацию для заселение опустевшей в результате другой депортации Чечни. Вернувшись обратно, каратинцев переселяют не домой, а на территорию Хасавюртовского района, где они основывают одноимённое село Сивух, потому предыдущее и носит приписку "старый". По переписи 2002 года в Старом Сивухе ещё фиксируется постоянное население и вроде как даже сейчас село является туристическим маршрутом и его пытаются восстановить. В некотором роде фиксируются конфликты с живущими рядом в селе Цилитли аварцами, что возможно также является барьером к возвращению утерянного каратинского этноанклава.
Ботлихцы. Ареал небольшой, и потому наличие двух ошибок (одна в их пользу, другая - против (причём вторая сторона в обоих случаях разная)) сыграли достаточно сильно на реальную картину. В такой раз лишний раз задумываюсь о проведении коррекции и отображении реальной картины на тот момент.
Годоберинцы. Собственно они и утеряли по переписи село Беледи, записанное на тот момент как ботлихское. Но сельсовет с этой ошибкой и так имеет годоберинское большинство, потому на общей этнокарте этой ошибки не видно.
Багулалы. Всё верно, как есть, без ошибок. Если бы село Тлиси не шло с багулальским селом Тлибишо, мы бы увидели идеальную картину их расселения.
Тиндалы или ныне тиндинцы. Имеют одну ошибку, которая заметна - то село Тлиси, упомянутое раннее, оно ахвахское. Без него ареал имеет идеальное отображение.
Ну и чамалалы или чамалинцы - без ошибок. Ареал имеет продолжение в Чечне. Сегодня это единственный народ, который чётко идентифицируется в надтеречных районах Дагестана, ибо является единственным этносом некоторых русских сёл, занятых ими несколько десятилетий назад. Заняты они были как раз в первую очередь чеченской частью своего ареала из села Кенхи.
Если бы и в 1926 году тройная ветвь считалась бы единым этносом, то на 1926 год это выглядело бы так.
В целом, горная часть мало изменилась. А вот дальше...
Цезские народы, повторюсь, в следующей статье.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина, jirzika, Дмитрия Щербакова и mAKSImа за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на
сервисе бусти.
Спасибо