Карты ДФО, часть 5: чукотско-камчатцы (чукчи, коряки, ительмены)

Nov 04, 2021 00:00


В этот раз обращаю ваше внимание на самую восточную языковую семью России. Термин «чукотско-камчатцы» мной выдуман условно, он нигде не фигурировал и используется для обозначения народов, для которых языки их семьи являются родными (в своё время в таком же формате появились финно-пермяки, северокавказцы и из недавнего - якутоязычные).

Самым многочисленным этносом данной семьи являются чукчи.



Чукчей (раннее их именовали луораветланами) на всю Россию приходится чуть менее 16 тысяч, причём их число между переписями 2002 и 2010 практически не поменялось. Живут практически все в пределах трёх субъектов, в которых в ряде сельских поселений составляют значительную долю.



Анадырь

В Якутии в селе Колымское имеют относительное большинство. Там раннее жили юкагиры, которые вероятнее всего при контактах с чукчами переняли язык и в конце концов этническую принадлежность, но это не точно. В Камчатском крае же таких сёл целых три. В Средних Пахачах и Ачайваяме составляют абсолютное большинство, в Хаилино - относительное со своими 35%, помимо них в значительно доле живут коряки, русские и эвены. В селе Аянка чукчей немногим меньше чем эвенов. К сожалению не получается найти должной информации об всех этих сёлах - являются ли они местом исторического проживания чукчей? Если да, почему эти территории не были отнесены к Чукотке? В то же время ведь юго-восточные территории Чукотки были отнесены к ней, хотя там живут эвены. Ну да ладно.



В самой же Чукотке чукчи доминируют в большинстве мест при меньшей доле по автономному округу в целом. Их мало в Анадыре и других относительно крупных населённых пунктах, основанных и развитых в советское время. Причём, относительно больших - это больше 1000 человек, на севере свои мерки.

С чукчами, как и с большинством народов дальнего востока, Россия познакомилась ещё в 17 веке. Это оказался самый непокорный народ севера, от которого Россия даже терпела поражения, но в конечном итоге силой и манипуляциями покорила большую часть Чукотки. Что совсем не повлияло на быт чукчей, которые государству ничем обязаны не были, за что их тяжело было осудить, поскольку кочевой народ на крайнем севере довольно тяжело выследить. Тем не менее, чукчи восприняли российскую силу серьёзно, что отражено в их фольклоре, по которому в то время только русские и сами чукчи считались за людей, остальные же племена воспринимались с особой долей высокомерия.



Воинское обмундирование чукчей

Уже с приходом советской власти чукчи окончательно были покорены и, как бывало с другими кочевыми народами - закреплены на одном месте. Советы дали местному языку письменность, народ постепенно начал отходить от родоплеменного строя, чему также способствовала более частая коммуникация с обосновывавшимися вместе с ними в ряде мест русскими.



Флаг Чукотского автономного округа

Сегодня, из-за продолжающегося оттока некоренных жителей, доля чукчей на Чукотке продолжает расти. В то же время доля владеющих чукотским языком продолжает падать. Он до сих пор крепко держится в моночукотских сёлах, но забывается в смешанных. Язык изучается как предмет, полностью или частично чукотскоязычных школ нет.



Герб Чукотского автономного округа

Следующими за чукчами по численности идут коряки.



Коряки в целом проживают на территории уже упразднённого Корякского автономного округа. Расселение идёт в условную «полоску», нечто похожее я наблюдал у бурятов. На юге, там где процент ниже, живут русские и камчатские эвены, на севере, как уже понятно - чукчи. В Северно-эвенском районе Магаданской области также присутствует значительное число коряков, для которых это историческая зона проживания.



Об быте и культурных особенностях информации куда больше, чем исторической справки об покорении Россией земли коряков. Известно, что их вхождение прошло куда спокойнее, ведь они, как и другие народы вокруг чукчей, подвергались набегами от последних, чему в конечном счёте начало препятствовать государство, в котором коряки увидели в определённом смысле защиту, хотя их и повесили на ясак.



Флаг Корякского автономного округа

Также как и у чукчей, у коряков письменность появилась в советское время. Сам язык получил значительное влияние от окружающих коряков чукчей и эвенов. Сегодня подавляющее большинство родным языком не владеет, доля владеющих намного меньше, чем у чукчей, однако язык всё ещё используется и изучается как предмет в некоторых школах.



Герб Корякского автономного округа

Ещё одним народом, заслуживающим внимание, являются ительмены.



Ительмены входят в другую языковую подгруппу, что их несколько обособляет культурно от чукчей и коряков. Однако живут они практически везде вместе с коряками и русскими, что видно на карте. Единственное место, где коряки доминируют, причём абсолютно - маленькое село Ковран в Тигильском районе Камчатского края. Там живёт 250 человек, всего же ительмен насчитывается более трёх тысяч. Из интересного, ещё оставшееся историческое присутствие в Магаданской области.

Ительмены, как единственный народ своей подгруппы живущий поныне, практически утратил свой язык. На более чем трёх тысяч ительмен приходится лишь пол сотни владеющих ительменским. Не проходит никакой корреляции с корякским, им ительмены не владеют вообще. Потому и изучение языка давно прекращено, нет ни одной школы, где изучается ительменский, есть лишь отдельные курсы, не пользующиеся особым спросом.



Отдельно стоит отметить алюторцев и кереков. Алюторцы - субэтнос коряков, прибывающий в глубоко спящем состоянии. По переписи население считают себя коряками, количество указавших себя алюторцами соответствует тем же астраханским татарам, которых по факту тысячи, по переписи 18 человек. Ареал алюторцев сузился до двух сёл, хотя раньше простирался до Чукотки на территории Олюторского района Камчатки, который собственно в их честь и назван. Число владеющих алюторским языком (который в отличии от народа официально закреплён) примерно соответствует уровню владения ительмен - пара десятков человек. Что касается кереков, то их осталось несколько человек, естественно из этого карта никак не получится.



Объединённые воедино, эти народы более уверенно выглядят на своей земле, однако мало где «помогают» друг другу, когда речь идёт о составлении большинства населения. Там, где живут русские и эвены, чкшники совместно перетягивают на себя одеяло лишь в селе Аянка, где их несколько больше, чем эвенов.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

ДФО, Этнические карты, Россия, Чукчи, Чукотско-камчатцы, Ительмены, Коряки

Previous post Next post
Up