jr0

Штопор и гребни. Еще две русские исторические легенды испорчены

Sep 12, 2023 23:00

С твердой опорой на невежество, советские историки (настоящие) утверждают, что первым, кто сознательно вошел в штопор и вышел из него, был летчик Арцеулов, осень 1916.

А меня давно занимали аэродинамические гребни крыла, которые в советское время приписывали прозорливости ЦАГИ после войны, а в постсоветское время немцу Либе, что доводил штопор Bf 109E. Правда, гребни на 109 не разглядеть, а все невежды склонны приписывать именно немцам чужие достижения.




Но важнее, что гребни-то мне известны с 1914. Например, на лодках Кертиса для англичан красуются, но стремные:


Хотел о них написать догадки, потому что прямых указаний на их назначение не находил. Полотно между стойками над крылом (с щелью у поверхности). Напомню обычное назначение гребней: предотвратить скольжение срыва потока сверху крыла на больших углах от корня к концам. Точнее речь о большей симметрии срыва на концах, чтобы была возможность остановить неуправляемое вращение - штопор, ведь силы и плечо огромны.
И сегодня натыкаюсь на фото, которым завлекаю почитать, что прежде и видел, да дурного качества. А там ведь настоящие гребни, вроде каноничных (и изумительно синхронных, все в 1947):






Да еще в 1913. Оказывается, в 1913 в авиаарсенале RAF начаты тайные летные исследования устойчивости и штопора после удачного и правильного выхода из него в 1912 Уилфреда Парка. И вот такие прибамбасы. Заодно рули с компенсацией и мой выпуклый военно-морской глаз видит крутку крыла. Правда, война - тормоз прогресса и исследования как-то завершены к ее концу. Почитал много, дам пару ссылок на английском.

Среди прочего, узнал, что в 1914 еще летчик Гарри Хокер намеренно вошел в штопор и вышел из него в перевернутый полет. Правильный способ выхода испытан в 1912, но тогда вход не был намеренным. Так вот, в 1916 англичане, благодаря этой программе, описали задачу теоретически, создали несколько опытных самолетов, отладили и внедрили способ выхода из штопора. Ну и противоштопорные гребни крыла внедрены не в 1947, не в 1938, а в 1913, в Англии. Знаменитыми вскоре: де Хэвиллендом, Фолландом и погибшим в катастрофе Баском. Кстати, тогда же внедряли в Англии закрылки. Ах, если б не проклятая война.
---
+ Подумалось: не изумлюсь, если Арцеулову союзники сообщили о правильном выходе из штопора. Времена такие, братство по оружию.

Почитать:
https://en.wikipedia.org/wiki/Spin_(aerodynamics)
--- Годное изложение со ссылками. Замечания: из-за политики wiki мало картинок. Авторы wiki не поняли, что Линдеманн не испытатель исследователь, а добровольный подопытный. Аэродинамик, что научился летать, чтобы показать правильность своей теории для новичка. В этом его подвиг. В обзоре не первые выходы из штопора, а те, что произошли в летных центрах RAF, подробно исследованы одной секретной группой ученых, которая занималась теорией штопора. Я пишу про гребни. Гребни не про выход из штопора, там про руль направления, у которого наибольшее плечо во вращении, гребни чтобы в штопор не попадать.
https://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28848.htm
https://cosmosmagazine.com/science/mathematics/the-heartbreaking-story-of-the-flying-mathematicians-of-world-war-i/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Арцеулов,_Константин_Константинович
https://en.wikipedia.org/wiki/Wilfred_Parke
https://en.wikipedia.org/wiki/Harry_Hawker
И многое еще, как оказалось, когда известно, что копать.

история, ликбез, xxвек, англия, авиация

Previous post Next post
Up