jr0

Хороший свежий научпоп Солонина про ТРД. Яркая лекция. И мои исторические придирки

Sep 16, 2023 23:08

image Click to view


Придирки:
1. Прямое сравнение центробежного RR Derwent I и осевого JUMO 004B одного месяца изготовления, включая размеры и сжатие, расход воздуха, тягу, массу, сложность, ресурс, - в одни ворота проигрывает осевой. Только диаметр Derwent 1100 мм, а 004B - 810 мм. С гондолой разница диаметров меньше, так как температуры корпуса камеры сгорания близки, зазор одинаков или больше, так как длиннее.
Диаметр обоих ТРД меньше размера кабины, лоб 004 добавляли другими агрегатами. То есть именно диаметр инженерам вообще не мешал.
Осевой JUMO 004B - отстой, который везде, кроме СССР, выбросили. Выбросили и в СССР: стали воровать Derwent по журнальной иллюстрации, но вскоре купили лицензию. При том что в СССР дефицита легирующих добавок и никеля не было, а двигателисты неудачники JUMO и немецкие заводы с ними вывезены были.

2. Вообще, центробежные компрессоры применяются по сию пору даже на ДТРДФ для сверхзвуковых истребителей. Ещё шире на ТВД и малых ТРД ракет. Что показывает, что Уитл и фон Охайн понимали получше других в том, что размер влияет на выбор схемы.
Большинство историков дилетантов несут то же послание, не глядя на выбор успешных профессионалов. Даже в вузах вдалбливают «единственно верный путь», а центробежные ТРД продолжают строить.

3. Упомянутая «золотая пуговица» Campini - подвижный конус в сопле - общее место уже тогда. На JUMO 004, скажем, такой. Какие еще «лет на 15»?

4. Видно, что воздухозаборники самолета Ока будут сосать погранслой. До конца войны японцы довольно простую идею не восприняли, а вот англичане, американцы и немцы вполне.

ссср, история, ликбез, германия, xxвек, англия, авиация

Previous post Next post
Up