jr0

Замечания к «Итальяно Муромец» (vikond65) о многомоторниках до Сикорского и сразу после

Apr 13, 2021 18:18

Ну, если источники изобильно читать, то картина иная в важных частностях.

В 1913 году он спроектировал довольно крупный (хотя и не столь большой, как «Русский Витязь») многоместный биплан. При этом его машина не являлась ни копией, ни аналогом самолета Сикорского.

Это так, но в США довольно большой многомоторный самолет создавал Кертисс. Многомоторную и многоместную лодку для перелета через Атлантику. В ней тоже не углядеть влияние Сикорского. Лодка Кертисса готова к июню 1914:


https://en.wikipedia.org/wiki/Curtiss_Model_H

А уже к августу 1914 вот такая гоночная лодка Уайта и Томпсона в Англии:



Шайбы над крылом - особенность конструкций Томпсона той поры. Значение их мне непонятно. Но это - аэродинамические гребни крыла(тм).


https://en.wikipedia.org/wiki/White_and_Thompson_No._3

Авторы журнала Flight осенью 1914 отмечают влияния Кертисса на родную английскую лодку. И не только в двигателях. Впрочем, автор самолета прямо сообщал, что использует замысел Кертисса. И не вспоминают Сикорского, о рекорде грузоподъемности которого журнал, однако, писал в феврале 1914. Адмиралтейство заказало несколько лодок-разведчиков с одним мотором. Занятно также, что самолет представляли первым английским двухмоторным, хотя был уже и трехмоторные, но двигатели работали как один агрегат.

А тут хуже, на мой взгляд:
Так выглядел в проекте первый за пределами России многомоторный самолет, получивший фирменное обозначение Cа-30.

Капрони сотрудничал, как известно, с англичанами. Прежде всего, с Коанда (румын в Англии). А там братья Шорт на основе работ братьев Райт создавали самолет для авианосца. Сам Flyer B Райтов уже напоминает решения Капрони, но именно Шорты сделали Twin Tandem и Triple Tractor. Очень-очень напоминающие решения Капрони. Тоже многодвигательные c 1911, 1912.



https://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28667.htm

Правда, Шорты предпочли в итоге исследований сделать не много моторов, а двухрядный мотор. Эта идея сработала значительно позднее. Образец двойной звезды работал до войны. Важно, что все это влиятельные известные в мире конструкции. Во всяком случае, для Джованни Капрони известные.

Еще пример многомоторного самолета - английская гоночная летающая лодка Radley-England floatplane, полетевшая в апреле 1913. На ней поначалу стояла соосная тройка ротативных моторов Gnome по 50 л.с. По сути, первая тройная звезда. Отмечу простоту замысла и то, что ротативные моторы и были первыми, которые не предназначались для обслуживания в полете. Вскоре, однако автору удалось поставить один V-8 Sunbeam с водяным охлаждением на 150 л.с., который подвел конструкцию ненадежностью (а там уж, видимо, война). Тоже прообраз для Капрони, двухфюзеляжный. То есть Капрони о нем знал, был под влиянием того же набора идей.







======

А самый красивый предвоенный многомоторник я пока отставлю. Сначала почитаю, потому что он так исключительно красив, что не верится в даты. Как известно, многодвигательных самолетов было больше. Я не скажу сколько точно. До 10 разных проектов. Даже журнал Flight лишь английское издание, давал полный обзор английских летавших проектов.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

сша, история, сикорский, россия, xxвек, англия, пионеры, авиация

Previous post Next post
Up