Строившиеся опытные одноместные истребители
1940 и половины 1941 года
Завод
Конструктор
Проект
Полёт
шт.
Мотор
Итого:
25! строившихся "до войны" проектов (5 тяжёлых; 4 серийных;
3 не летали;
6 двухмоторных;
2 биплана;
2 с изменяемой геометрией крыла).
Моторы воздушного охлаждения выделены жирным - 10.
0 в столбце шт. значит, что самолёт не достроили, но начали.
№ 21ПоликарповИ-1801938
13
М-88 № 1ЯковлевИ-29
1939
2
М-105×2 № 1ПоликарповИ-1901939
2
М-88 № 81ЯценкоИ-28
1939
7
М-87 № 207БоровковИ-207/4
1939
1
М-63 № 153СильванскийИ-2201939
1
М-88 № 39ЯковлевЯк-11940
8734
М-105 № 21ПоликарповИ-16 тип 29
1940
650
М-63 № 499
МоскалёвСАМ-131940
2
МВ-6×2
№ 1МикоянМиГ-11940
3000
АМ-35 № 21ГорбуновЛаГГ-11940
6528
М-105 № 21Пашинин
ИП-211940
3
М-105 № 135СухойИ-1351940
2
М-105 ЗОКШевченкоИС1940
4
М-63 ЗОКБисноватСК-21940
1
М-105 № 51
ПоликарповИ-1851941
5
М-81
№ 301ЯковлевИ-301941
2
М-105 ЗОКБеляевЭОИ
-
1
М-105 ЗОКБакшаевРК-И
-
1
М-106 № 51
ПоликарповИТП1942
2
М-107 № 301ГудковГу-1
1943
1
АМ-37 № 84
БолховитиновИ
1940
0
М-107×2
№ 43ТаировОКО-61940
2
М-88×2
№ 1МикоянДИС-2001941
2
АМ-37×2
№ 135ГрушинИДС
-
1
АМ-37×2
Есть и еще: проекты, которые не стали строить, но, скажем, продували. Двухместные проекты. Проекты, которые внезапно оборвали осенью 1939, в связи с разрывом с Францией. Как известно, было внезапное сближение после формирования во Франции правительства социалистов. Разрыв, разумеется, был связан с Пактом Гитлера-Сталина, который заключен к концу августа 1939. А так заказана серия Caudron CR713. На этом выросли идеи Як-1 и ЛаГГ.
Занятно в этом списке рассмотреть "школы". Одну из них я обнаружил, хотя всегда знал, что она есть, да не знал, насколько она важна. Школа Григоровича. Он, как известно, после тюрьмы и амнистии поработал некоторое время в строящемся тогда МАИ. Первые выпуски удивительно плодовиты лидерами авиапрома. Студенты Григоровича: Грушин, Пашинин, видимо, Сильванский. Григорович умер до отъезда в Новосибирск, где ему выделили завод и КБ, куда направили конструкторскую молодежь. Истребитель Пашинина от последних проектов истребителей Григоровича. Григорович соперник и начальник Поликарпова, когда тот стал звездой с И-15. Видимо, на завод 1 ведущим конструктором Пашинин попал с ИП-2 Григоровича (мне нужны источники тут). А внедрением поликарповских проектов занимался Янгель. Это Янгель не смог ничего буквально. Томашевича же посадили (сделал хороший проект в застенках, но поздно). Кстати, обратите внимание на даты первых полетов в США и СССР.
Другая ветвь это те, кто заканчивал МАИ уже при Поле Ришаре (Лавочкин, Камов, Гуревич, Четвериков, Бериев, Шавров, Антонов, Королев, с оговоркой, что он дипломник Туполева). Они держались, на мой взгляд, отдельно.
Ну и жуковцы (Яковлев, Микоян), энкавэдэшники (Ильюшин), туполевцы, поликарповцы. Родственники наркомов (Сильванский и тут, Микоян, Горбунов).
А вот давно и несколько наскоро (не так тщательно) сделанная табличка для США. Доопускаю, что пару проектов можно добавить.
Итого:
18 строившихся до конца 1941 проектов (9 крупносерийных; все летали;
2 двухмоторных, один из которых крупносерийный;
два с мотором по центру, остальные обычные).
Моторы воздушного охлаждения выделены жирным - 11 (однорядных - 5).
Среди проектов экспортные по заказам иностранных государств, палубные.
№
Инд.
Закладка
Полёт
Фирма
Название
шт.
Мотор
1
P-38 1939.01.27
LockheedLightning
10037
2×V-1710
2
P-39 1938.04.06
BellAiracobra
9588
V-1710
3
P-40 1938.11.14
CurtissWarhawk
13738
V-1710
4
CW-21
1938.09.22
Curtiss 62
R-1820
5
P-42
1939.03
CurtissXP-42
1
R-1830
6
P-43 1940.03
RepublicLancer
272
R-1830
7
P-46
1941.02.15
CurtissXP-46
2
V-1710
8
P-47 1941.05.06
RepublicThunderbolt
15636
R-2800
9
P-51 1940.10.26
NAAMustang
15000
V-1710
10
P-60
1941.09.18
CurtissXP-60
5
R-2800
11
P-631941.02
1942.12.07
BellKing Cobra
3303
V-1710
12
P-64
1940.09.01
NAA 13
R-1820
13
P-66 1939.09.08
Vultee
Vanguard
146
R-1830
14
F4F 1937.09.02
GrummanWildcat
7885
R-1820
15
F2A 1937.12.02
Brewster
Buffalo
509
R-1820
16
F5F
1938
1940.04.01
GrummanSkyrocket
1
2×R-1820
17
FL-1
1940.05.13
BellAirabonita
1
V-1710
18
F4U
1938.06
1940.05.29
VoughtCorsair
12571
R-2800
Смело предлагайте дополнить. Критерии, правда, лучше сразу усвоить. Со второй половины 1939 до конца 1941, когда в США уже война, строился, одноместный, с вооружением (не опытовый).