В конце сентября с подачи Сообщества Питерских блогеров
spbblog в лице
2dar открыла театральный сезон. В компании с
kareliya_piter и
pink_mathilda вечер пятницы провела в
Камерном театре Малыщицкого. Театр для меня новый, только открываю его для себя.
Спектакль «Квартира», на который пал выбор, стал для меня второй постановкой в этом театре.
«Чайка» от Петра Шерешевского, открывшая мне театр Малыщицкого, подняла планку ожидания на очень высокий уровень. Естественно, что от предстоящего спектакля хотелось не меньшего. К сожалению, очередного вау-эффекта не случилось...
Лишний раз убедилась - не надо отправляться куда-либо с завышенными ожиданиями. Чаще всего они не оправдываются. Как нет двух одинаковых людей в мире, так нет и двух одинаковых книг, спектаклей, музеев, городов, стран (можете продолжить список по Вашему усмотрению)… «Чайка» Петра Шерешевского и «Квартира» от режиссёра Валентина Левицкого - это два разных спектакля и сравнивать их, по большому счету, не следует. «Чайка» так накрыла меня своим крылом, что хочется идти на встречу с ней еще не раз - смаковать детали. «Квартира» - добротный, хорошо сделанный спектакль с достойными актерскими работами и интересными режиссерскими находками. Я провела замечательный вечер в театре, но возвращаться в нее (в смысле - в «Квартиру») больше не хочу.
Возможно, если бы знакомство с новым для себя театром Малыщицкого я начала именно с этого спектакля, и впечатления были бы иные. По большому счету, многое в «Квартире» мне понравилось и приглянулось.
Спектакль о жизненном. Представленный на суд зрителей сюжет вневременной, такое случалось, случается и, наверняка, будет случаться и впредь.
«В огромном-преогромном городе, в большой-пребольшой компании - хорошо отлаженном механизме, состоящем из людей-винтиков, работало много-премного одиноких и одинаково несчастных людей, пытавшихся мимолетными встречами на чужой холостяцкой квартире исправить свое одиночество. Но от количества встреч одиночества ни у кого не убавлялось. Напротив, случайные связи только множили его, включая одиночество самого хозяина квартиры, который никак не мог попасть в свой дом, вечно занятый другими людьми…»
Подзаголовок спектакля сообщает, что зрителю предстоит увидеть «урбанистическую сказку про маленького человека». Человек в нашем необъятном мире - поиск себя, своего места, своего круга и своей половинки… И еще определение для самого себя, что такое хорошо и что такое плохо. Это мое краткое резюме спектакля.
Для главного героя по имени Мистер Уай (правда, для всех он просто Дружище) поиск себя и своего места под солнцем происходит на фоне борьбы сотрудников конторы за вожделенный ключ от его холостяцкой квартиры.
Не буду углубляться в содержание спектакля, чтобы не раскрывать карты перед потенциальными зрителями «Квартиры». Остановлюсь на некоторых моментах, которые мне особенно запомнились.
В наше время театральных почитателей зрительными рядами вокруг сцены уже не удивить. Мне бы хотелось остановиться на декорациях. Вот они…
Да-да, это металлическая клетка на колесиках… Клетка-подиум, которая одним движением руки любого из актеров легко трансформируется в очередное место действия. Это и крохотная квартирка главного героя,
и кабина лифта, и рабочий кабинет в офисе.
Разъезжающиеся двери-решетки мгновенно превращают клетку-квартиру-офис в вагон метро
или в автобус.
Ко всему сказанному, клетка играет саму себя. Мы же частенько устанавливаем себе рамки, придумываем ограничения, фактически - загоняем себя в клетку. Так и герои…
Понравилась сценическая хореография (надеюсь, так можно сказать). Несколько раз за спектакль актеры с проволочными машинками в руках устраивали хаотичное движение на сцене. Бег по кругу, отсутствующие взгляды, бесстрастные лица… Всё вместе - равнодушие к друг другу в наших огромных городах-мегаполисах и ощущение «никомуненужности» в этом бездушном мире. Или танго втроем. Понятное сразу для всех представление типичного любовного треугольника.
Спектакль «Квартира» о простых земных радостях и трудностях. Однако в течение всего спектакля возникает тема космоса. Космические «взбросы» очень корректны и кратковременны. На входе в зрительный зал девушки с ярко-синими шейными платочками встречали зрителей и, словно стюардессы, сопровождали их на места согласно купленных билетов. В начале спектакля была будто мимолетом оброненная одной из девушек в униформе фраза: «Расстояние от Земли до Луны составляет 238 900 миль».
Еще сценическое пространство периодически накрывала «ледяная синева» и раздавались переговоры центра управления полетами на мысе Канаверал.
В какие-то моменты актеры, буквально на мгновение, начинали двигаться, как космонавты в невесомости. «Завис» в пространстве случился и в таком виде.
Возможно, такими тонкими космическими намеками режиссер через героев пытается достучаться до нас, зрителей. Разорвите клетку, превратите дом/офис в ракету, откройте вокруг себя космическое пространство. Нужно набраться сил, поверить в себя, взмахнуть рукой и скомандовать себе любимому: «Поехали»…
P.S. В театр обязательно приду еще, только в следующий раз «большие ожидания» оставлю дома.