Впервые услышала про
театр Малыщицкого прилично лет назад. Хвалили. За прошедшие годы не раз слышала хвалебные отзывы о спектаклях камерного театра. Почему так и не дошла до зала на улице Восстания, 41, даже не знаю. Наверное, ждала… Ждала именно такого спектакля, как «Чайка». Ильдар Бабиков
2dar, размещая на странице Сообщества Питерских блогеров
spbblog приглашение на пресс-показ спектакля, добавил от себя, что режиссер наверняка удивит и точно оставит неравнодушным. Как в воду глядел…
Любая пьеса начинается с представления действующих лиц. Режиссер пошел от обратного. Действующих лиц в спектакле стали представлять, вернее - они сами представлялись, на заключительной стадии театрального действа. Если кто из зрителей «не считал» кого-то из героев по ходу спектакля, на финише все маски были сорваны.
Петр Николаевич Сорин - Виктор Гахов.
Евгений Сергеевич Дорн, врач - Олег Попков.
Это маска была сорвана буквально. Семен Семенович Медведенко, учитель - Антон Ксенев.
У Антона Павловича «Чайка» - это комедия, в других театрах - чаще всего, это драма, в театре Малыщицкого - концерт для одного небольшого фортепиано и восьми маленьких. В первый момент подумала, что подразумеваются автор пьесы и его герои. Правда, действующих лиц в спектакле оказалось девять. А фортепиано стали полноправными участниками постановки.
Большой инструмент практически не оставался в одиночестве. На нем всегда кто-то солировал.
Надо сказать, что режиссер ни на йоту не отступил от авторского текста, если не считать пары слов, сказанных сгоряча. Порой героям не хватало предложенных Чеховым слов, чтобы высказать все, что наболело и моглось. И тогда… звучала музыка, играли фортепиано и аккордеон, лилась песня.
Для нас, живущих в XXI веке, Чехов и его «Чайка» - классика. Пьесе более ста лет. С момента написания и первой постановки прошло целое столетие. А если вдуматься - ничего не изменилось. Внешний антураж, конечно, стал иным - одежда, обстановка, предметы. А человек с его желанием любить и быть любимым, чувствовать себя нужным, достигать поставленных целей и высот, в общем-то, остался таким же, что и сто лет назад.
Классическая постановка спектакля или современная? Как это определить, и кто установил критерии для отбора. Для меня «Чайка» Петра Шерешевского - абсолютная классика, только рассказанная современному зрителю с помощью современных фишек. В конце пьесы Константин Треплев говорит: «...Дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души». Как бы поточнее сказать. Чехов рассказывал, а Шерешевский показывал. Автор и режиссер двигались на сцене рука об руку, не заслоняя и не перекрывая друг другу кислород. Иногда режиссер отходил в тень, уступая место Чехову и его тексту. Потом на авансцену врывался режиссер с его видением пьесы. Все, что мы называем обобщенным словом «режиссерские находки», в «Чайке» смотрелись органично.
Любая деталь от Шерешевского, будь то «забивание гвоздей» от любимой маменьки,
рубка капусты,
Медведко, превратившийся в безголосого медведя,
воздвигнутый памятник (опять же вопрос - писатель сам себе воздвиг сей монумент, или его почитатели вознесли на пьедестал)
или обманутая Аркадина,
лишь усиливала текст Чехова. Все перфомансы, гротески, несуразные на первый взгляд детали не были вставлены в спектакль ради них самих. Они не отвлекали от чеховского текста и просмотра спектакля, как единого действа. Каждый режиссерский ход был необходим для полноты понимания каждого из героев. Все по Чехову - не думая о формах, все от души…
Я, если честно, не люблю современные постановки, где режиссер возвышается над автором, а порой, и «забивает» его. Я иду в театр смотреть, слушать, сопереживать, думать, а не разгадывать квест - что хотел сказать режиссер. У Петра Шерешевского режиссерские нюансы оказались «вкусными», сочными - приятные глазу, затрагивающие и душу, и разум, при этом абсолютно созвучные чеховским героям и описанному автором действу.
На мой взгляд, режиссерская работа выше похвал - нескучно, динамично, и драматично, и смешно.
Актерский состав бесподобен. Все артисты соответствуют своим героям по возрасту, и это здорово. Выделить кого-то очень трудно. Екатерина Ионас и ее Ирина Аркадина - такая мощная, сильная и такая ранимая...
Стопроцентная несчастная женщина, превратившаяся в механическую куклу, которую кто-то дергает за веревочки. Дарья Змерзлая в роли Марии Ильиничны Шамраевой.
Безумно красивая Карина Пестова (Нина Заречная). Тот случай, когда с первых секунд появления на сцене понимаешь, почему один любит, а другой не устоял от влечения.
И герои. Мужчины. Виталий Коваленко (Борис Тригорин)
и Александр Худяков (Константин Треплев). Это просто надо видеть…
Думаю, я обязательно еще вернусь. И на «Чайку» - ловить нюансы, и в театр - за новыми впечатлениями.
Премьерные спектакли уже состоялись. Следующие показы «Чайки» - 27 апреля, 3 и 26 мая.
Билеты можно приобрести на
сайте театра и через
приложение ВК.
Ильдар
2dar, еще раз благодарю за такое мощное открытие нового для себя театра. Всем соучастникам Сообщества Питерских блогеров
spbblog спасибо за возможность обменяться впечатлениями сразу после спектакля. Театру, режиссеру, артистам низкий поклон. Просто будьте и оставайтесь такими же - живыми, деятельными и способными увлекать. Уже неделю ловлю себя на мысли, что нет-нет, да и возвращаюсь к Вам в театр на «Чайку»)))