Сегодня нам кажется очевидным и естественным, что в бутылке шампанского окажется пенный напиток с пузырьками, а пробка вылетит с хлопком. Но это сегодня. А вот монахов из Шампани, которые занимались производством вина, пузырьки в бутылке повергали в ужас - они считали их явным признаком брака и старались всеми силами избегать их появления. Как же получилось, что теперь при слове "шампанское" мы в первую очередь думаем именно о пенящемся, бурлящем и праздничном напитке? Об этом рассказывает Егор Сенников.
История виноделия в Шампани началась с римлян. Они подарили региону, расположенному между Парижем и Реймсом, не только культуру производства вина, но и само название области: римляне посчитали его похожим на итальянскую Кампанию. Уже в V веке вина из этого региона завоевали определенную известность. Во многом благодаря удачному расположению региона на перекрестке дорог - из Парижа в Рейнскую долину и из Фландрии в Швейцарию. Правда, в те времена они чаще всего описывались не как вина из Шампани, а как вина из Реймса.
Близость к Парижу сыграла огромную роль в судьбе шампанских вин. Именно в Реймсском соборе произошла в конце X века коронация короля Франции Гуго Капета; на банкете подавались местные красные и розовые вина. В дальнейшем это стало традицией, и приближенность к монархам стала еще одной частью истории вина. Уже в XI веке Папа Римский Урбан II (сам выходец из Шампани), известный своей ролью в организации Крестовых походов, назвал вино из шампанской деревни Аи лучшим вином в мире.
Коронация Гуго Капета
Впрочем, кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба вина, если бы не деятельность жившего в XVII веке монаха-бенедиктинца Пьера Периньона. Искренний любитель виноделия, Периньон вывел на новый уровень технологию производства вина, введя новые стадии отжима и дополнив процесс другими новациями. Периньон же приложил немало усилий к организации производства белого вина из красного винограда - для этого нужно было тщательно удалять кожуру ягод. Кроме того, он постарался решить проблему "игристости" шампанского вина - во многом она была связана с тем, что зимой в Шампани было подчас слишком холодно для полноценной ферментации - и она продолжалась в бутылке уже после закупоривания. Сами же монахи считали игристость вина ужасной ошибкой и примером некачественной работы - бутылки с игристым вином попросту взрывались при транспортировке, стекло бутылок было недостаточно толстым.
Однако у игристого вина были и свои поклонники. Один из них - философ Шарль де Сент Эвремон, близкий к министру финансов Франции Николя Фуке. В 1661 году Фуке был арестован, а среди его корреспонденции были найдены письма Эвремона с критикой короля Людовика XIV - и Сент Эвремон решил бежать в Англию. Там он довольно быстро сошелся со многими аристократами, регулярно устраивал банкеты и приемы, на которых угощал гостей как раз шампанскими винами. Среди английской знати вина пользовались большим успехом.
Шарль де Сент Эвремон
Французские вина доставлялись в Англию в бочках, где уже продавцы разливали их по бутылкам. Хотя вина не должны были быть игристыми, зачастую они таковыми оказывались (из-за холодных зим), и английские стеклодувы стали производить бутылки с более толстыми стенками, которые могли выдержать повышенное давление шампанского. Тогда же для закупоривания стала использоваться кора пробкового дуба. Более того, английские ученые исследовали причины игристости вина, придя к выводу, что ее появление зависит от количества сахара в напитке.
Растущая популярность игристых шампанских вин при английском королевском дворе (а она уже достигла таких размахов, что английские поэты писали поэмы о шампанском) заставила и других европейских аристократов обратить внимание на новый продукт. Во Франции большим любителем игристого вина стал Филипп II Орлеанский, ставший регентом при малолетнем короле Людовике XV. В новую нишу устремились виноделы - в начале XVIII века появляются такие дома как Moët & Chandon, Piper-Heidsieck и Louis Roederer, в конце XVIII века появляется и дом "Вдова Клико". Шампанское входит в моду по всей Европе - от Мадрида до Санкт-Петербурга, от Лондона до Рима.
Фрагмент картины "Устричный обед". Жан Франсуа де Труа. 1735 год
Но и в это время оно оставалось предметом потребления узкой элитной группы и составляло лишь около 10% от общего количества производимого в Шампани вина. Новому витку популярности шампанского в значительной степени поспособствовала Россия: после разгрома Наполеона регион Шампань оказался занят русскими войсками. Здесь и началась история большой любви - до 1917 года Российская империя была второй в мире по объемам потребления шампанского.
Впрочем, одной любви русских офицеров к шампанскому было бы недостаточно для такого мощного взлета, который пережила популярность шампанского в XIX веке. Ему сильно помогла Промышленная революция. Ученые окончательно разобрались в основных причинах игристости вин (долгая ферментация и количество сахара). Еще одной проблемой был осадок на дне бутылки - для борьбы с ним в доме Клико был изобретен процесс ремюажа и дегоржажа. Само вино стали делать менее сладким.
Эми Петерсон, инспектирующая шампанское в металлической защитной маске. 1933 год. Bettmann / GettyImages
В течение XIX века зарождалась массовая потребительская культура - и шампанское стало ее неотъемлемой частью. Этому способствовало и развитие железных дорог - как раз в середине XIX века Реймс был соединен дорогой с остальной страной, что снизило расходы на транспортировку. Винные дома продвигали шампанское как настоящий элитный напиток - вино для королей и знати.
Растущая буржуазия и средний класс очень хотели стать частью элитного потребления. А производители вина на этот спрос реагировали, заказывая красочные плакаты французским художникам и продвигая продукт через рекламу в песнях (например, через знаменитого французского певца Жоржа Лейбурна). В конце XIX века шампанское стало неотъемлемым атрибутом праздника и, в значительной степени, символом Франции.
В XX веке, с одной стороны, шампанистам и их напитку пришлось нелегко - две мировых войны, вооруженные конфликты, революции - все это не очень шло на пользу искрящемуся и веселому вину. С другой стороны, именно в прошлом веке шампанское окончательно утвердилось в качестве элитного и ценного напитка. Этому способствовало многое: от голливудских мюзиклов и гонок Формулы-1 до романов про Джеймса Бонда и песен рок-музыкантов, от рекламы с участием топ-моделей до сорящих деньгами рэперов и спортсменов.
Группа The Beatles, 1965 год. Mirrorpix / GettyImages
Подписывайтесь на нас
ВКонтакте и
Facebook Читайте в
Яндекс.Дзене