Помыслить Немыслимое (текст У. Драйдена)

Jul 26, 2019 23:22

Оригинал (On Thinking the Unthinkable, из лекции "Рациональность, Возмутительные Идеи и Чуткость") можно найти в книгах "Are You Sitting Uncomfortably: Windy Dryden Live & Uncut" (1998) и, что проще, в позднем сборнике работ "Rationality and Pluralism: Selected Works of Windy Dryden". Перевод по традиции авторский (мой). В тексте полноту британской грации и "породы" в речи Драйдена не передать, тем более в интерпретации, но отголоски, надеюсь, сохраняются.

* * *
[Из вступления]
Хотя многое было написано о желательным качествах и установках психотерапевта - не так часто упоминается способность консультантов выслушивать любые возможные вещи от клиентов без испытания шока по поводу услышанного. Моя точка зрения в том, что эта "шоковая прочность" консультантов - значительно недооценённое терапевтическое условие. Если консультант так или иначе даёт понять, что он или она не будет в шоке от того, что клиент может высказать, то это создаст пространство, в котором клиент позволит себе смелость говорить непроизносимое и мыслить немыслимое. В этом ключе - я собираюсь говорить о вещах, которых вы никогда бы не ожидали услышать в основном докладе на респектабельной конференции. Позвольте мне, ненадолго, упомянуть неупоминаемое (прим.: unmentionable - ходовой синоним "неприличное, нецензурное, обсценное").
[Кейс с сексуальными обсессиями]

Как я многократно упоминал, ригидные верования могут быть выражены как "обязательно", "абсолютно должно", "надо" и "необходимо". Как бы они не выражались, эффекты их во многом злокачественны. Теория РЭПТ уделяет массу внимания влиянию веры в ригидные установки на то, как мы чувствуем и действуем. Но также, не так давно, были изучены эффекты приверженности подобными верованиям на то, как мы мыслим. Я отзывался об этих пост-эффектах как о когнитивных следствия веры в догматические "обязательства" и абсолютные "долженствования". Так, с Фрэнком Бондом и коллегами, я обнаружил, что если вы придерживаетесь догматических требований, вы с гораздо большей вероятностью совершаете затем спектр негативно искажённых выводов - нежели если Вы уверены в гибком, здравом предпочтении (Бонд и Драйден, 1996).

Если вы придерживаетесь догматического требования, вы также будете склонны развить у себя одержимое и навязчивое мышление, если к тому есть предпосылки, чем если бы вы имели недогматическое предпочтение. Позвольте мне проиллюстрировать этот пункт при помощи реального кейса, который я вам докладываю с разрешения клиента - так как вряд ли есть серьёзный шанс, что её можно будет опознать на основе того, что я сейчас расскажу.

Два терапевтических фактора, которые я хотел бы осветить здесь - это "шоковая устойчивость" (unshockability) консультанта и важность объяснения клиентам того, каким образом они ненамеренно способствуют возникновению и развитию своих собственных навязчивостей. В отсутствие первого - клиенты скорее всего не раскроют истинную природу своих обсессий. Без последнего - они останутся напуганными тем, что могут полностью утерять контроль над собой; это страх, который предовтращает продуктивное разрешение данной проблемы.

Клиентка, которую я буду называть Салли, регулярно посещала церковь. У неё было немного сексуального образования, и она была (на тот момент) девственной. Однажды, когда она была в церкви, её ум блуждал - и она обнаружила себя за тем, что засматривается на статую Христа, и в частности, разглядывает Христовы соски. Она пришла в ужас по этому поводу, прежде всего потому что верила в то, что в церкви её мысли категорически должны быть полностью чисты. С учётом данного долженствования, она старалась не смотреть на статую, но, что характерны для данных случаев - у неё стали возникать непроизвольные мысли насчёт обнажённого Иисуса, и она далее начала поглядывать на его, Христа, пах.

Салли удвоила усилия для того, чтобы не думать и не смотреть на Христа в подобном ключе, запрещая себя это в абсолютной манере. Она попробовала посещать другие церкви в надежде, что сможет оставить позади свою растущую одержимость. Но не смогла. В последней посещённой ей цервки к ней начали приходить фантазии насчёт секса с Христом, и с каждой усиленной попыткой изгнать эти мысли и фантазии - они лишь росли, как в количестве, так и в красочности сексуального содержания. Когда я впервые с ней встретился, оказалось - хотя это и заняло много недель, чтобы стать мне известным - она начала задумываться о том, как занимается с Христом оральным сексом, пока местный викарий берёт её сзади.
Используя метод РЭПТ, я помог этой женщине понять, как её мысли и фантазии выросли из невинного разглядывания сосков Христа до сцены, более уместной в запотевшем мире октровенных видео для взрослых. Её задачей было вернуться в церковь и позволить себе думать и воображать всё, что будет думаться и представляться. Она была намерена не изгонять из сознания что бы то ни было. Конечно, я отметил для неё, что вполне здоровым будет крайне сильно предпочитать не думать и воображать столь противные мысли, но нет на земле (или на небесах) ни единой причины, по которой подобные когнитивные феномены не должны были бы происходить в её уме. Я также помог ей увидеть различие между наличием так называемых постыдных мыслей и бытием, так сказать, постыдной личностью.

Короче говоря, я помог ей безусловно принять себя как небезупречное человеческое существо, которое не обладает иммунитетом против неуместных мыслей о возмутительных вещах. Вас, скорее всего, не удивит, что эта женщина была уверена в том, что она всегда должна говорить и поступать правильно, равно как и думать правильные мысли. Она представляла собой живой пример догматической моральной праведности. Позднее в консультировании - я помог ей присоединиться к человеческой расе с данной проблемой и отказаться от нимба и крыльев.
Кстати говоря, после установления рабочего альянса рассудительное использование юмора - в особенности терапевтично в подобных случаях. В конце курса консультирования Салли вернулась к посещению своей прежней церкви практически свободной от своих будоражащих мыслей. Когда они всё же возникали - она напоминала себе о том, что я хотел бы оставить и у вас в памяти: иногда очень даже целительно бывает пойти в церковь и подумать насчёт того, как берёшь в рот у Христа, пока тобой сзади овладевает местный священник.

сексуальность, перевод, рэпт, психотерапия

Previous post Next post
Up