Неоднозначное, но увлекательное чтение от доктора Кристофера Минника, представителя школы последователей Мелани Кляйн. Хотя со своей стороны не могу до конца поддержать озабоченность "травматическим опытом начала жизни", характерную для традиционных психоаналитиков - многие наблюдения и положения, если их обособить от парадигмы "все душевные беды из неблагополучного детства", крайне интересны и практичны.
Но даже эта сомнительная парадигма, в изложении кляйнианской школы, заслуживает внимания - во многом продолжая и превосходя ортодоксальный фрейдизм в плане возмутительной смелости и здравой деромантизации младенчества и человеческой природы вообще.
Мы рождаемся животными, и из нас эта брутальная основа не уходит полностью никогда - с чем согласились бы все психоаналитики и не только (по крайней мере, те, что с выраженным диссоциальным радикалом, как я). Но Кляйн пошла во многом дальше, и её бескомпромиссные положения и толкования до сих пор шокируют даже подготовленных, казалось бы, к такому специалистов.
* * *
Подобно тому, как у Африки есть "большая пятёрка" - слон, лев, носорог, леопард и кафрский буйвол, у Мелани Кляйн есть "большая двойка" - бессознательная зависть и проективные процессы. Можно сказать так, что оба явления одновременно - представляют собой наименее доступные для сознательной рефлексии процессы у большинства людей, и при этом также составляют одни из важнейших психических компонентов повседневной жизни. Любовь, которая куда более доступна для осознания, может быть единственным из прочих межличностных чувств или механизмов, которые могли бы соперничать в значимости.
Сперва давайте начнём с полезного определения зависти:
1 - Подразумевает двусторонее отношение на уровне "части объекта" (т.е. какого-то отдельного фрагмента или аспекта человека).
2 - Более опирается на ненависть, нежели на любовь - что в самом деле критично, хотя зависть также подразумевает и компонент восхищения.
3 - Центральный пункт - сопоставление себя с кем-то ещё, в плане (1) качества, (2) способности или (3) собственности. Расхождение, ощущаемое между собой и иным - связывается с эмоциональной болью, которую мы и называем завистью.
Это не столь, может быть, сразу очевидно, когда я это пишу - но вне сомнений, бессознательная зависть это один из самых спорных и, если хотите, противоречивых предметов во всём психоанализе. Многих просто ужасает идея, что младенец может выйти из утробы и немедленно символически заявить: "Мам, а с чего это так получается, что ты такая большая, всё у тебя есть, всё ты знаешь и всё можешь, когда мне приходится быть мелким, беспомощным, обгаженным малышом? Я это ненавижу! Почему бы тебе не стать младенцем, а мне быть мамочкой?"
Слишком большая нагрузка для нашей нормативной идеализации младенчества как периода, когда всё сахарно, сладко и прекрасно! Я думаю, реальная трудность заключается в том, что нам придётся вступить в схватку, каждому из нас, со своей собственной завистливой ненавистью на фундаментальном уровне инфантильных эмоциональных реакций - от которых мы можем страдать ежедневно, если не ежечасно. Решение для данного ядерного элемента тёмной стороны человеческой природы, которым мы изрядно оснащены с самого дня нашего появления на свет - поступить правильно и обвинить во всём мать! [Шутка]
Что я хочу сообщить: что именно это и делается, просто менее грубо, в форме намёков на то, что завистливая реакция младенца это простительный отклик на депривацию (т.е. лишения "навязываются" ребёнку плохой или пренебрежительной матерью), подобно оправданному убийству. Нет сомнений в том, что депривация может увеличить интенсивность зависти - но тогда можно было бы ожидать, что получение того, что кому-то "недодали" в раннем опыте, может решить проблемы. Впрочем, это практически никогда не останавливает зависть от безудержного продолжения активности в личности.
Это становится очевидным, когда мы изучаем образ жизни ультра-богатых и наблюдаем две вещи. Во-первых, они никогда не ощущают, что им достаточно - касается ли это вещей или финансов. Во-вторых, они всегда сравнивают себя с кем-то, кто им видится более успешным в чём-либо. Корень подобных установок - всегда, пусть даже и не полностью, но в значительной части связан с глубинной бессознательной завистью.
Эта зависть начинается в младенчестве, когда мать обладала всем и младенец, в сравнении с ней, чувствовал, что не имеет и не может ничего. Это переживание продолжилось на глубоко бессознательном уровне на протяжении всей жизни богатого человека, но было перенесено с матери на кого угодно, в ком была увидена некая ценность - было ли это состояние, власть, статус, известность, связи и т.п.
Почему Зависть - Такая "Взрывная" Тема?
Я хотел бы сейчас осветить несколько моментов, которые делают эту тему столь трудной для вовлечения в анализ и исследования.
1 - Самый ключевой пункт - в том, что бессознательная зависть потенциально настолько тяжела и болезненна, что практически всегда избегается в доли секунды своего возникновения. Так скажем, что прежде, чем зависть когда-либо достигнет сознания - защитная структура личности предпринимает маневры для защиты от какого бы то ни было переживания этой боли. В связи с чем эта тематика очень редко обсуждается прямо, в том числе и в психотерапии, если терапевт не инициирует дискуссию об этом.
Даже в повседневной жизни, когда люди занимаются увлечённым обсуждением негативных слухов или просто озлобленными комментариями в чью-то сторону, для которых бессознательная зависть выступает неизбежным основанием - она практически никогда прямо не упоминается. Я разверну это подробнее, когда будем рассматривать защиты против переживания зависти.
2 - Второй значимый блок в осознании зависти в качестве актуального переживания - в том, что происхождение этой эмоции настолько архаичное, что многим из нас просто непонятно, каким образом вообще об этом можно размышлять. Бессознательная зависть начинается с младенческой реакции на мать после рождения, и это гораздо более ранний опыт, чем кто-либо в состоянии достоверно вспомнить в старшем возрасте.
3 - Третья преграда, более тонкая, но и очень мощная - связана с присущей нам склонностью идеализировать младенчество. Мы, похоже, универсально расположены видеть это время как период полной невинности и хорошести, что оказывается в радикальном противоречиии с концепцией бессознательной зависти, разработанный Мелани Кляйн. Её идея в том, что это именно настоящая "доброта и щедрость" матери в конечном счёте является самым сильным поводом для зависти из всего прочего, с ней связанного.
Однажды я слышал миниатюру с остроумным монологом о том, что героя "совратила" мать, которая "вынуждала меня сосать свои груди месяцами сразу же после рождения - я её, суку такую, посажу на нары!". Было бы это искренней репликой - именно так можно было бы озвучить примитивнейшую сущность бессознательной зависти.
4 - Наконец, последнее осложнение, которое я упомяну насчёт рефлексии бессознательной зависит - в том, что когда эта зависть, а также разрушительные последствия защит, которыми человек пользовался против испытания этого чувства, опознаются на уровне сознания, в картину добавляются два источника боли. Первый - устрашающая вина по поводу содеянных разрушений. Второй - подавленность от осознания того, как трудно прекратить натиск собственной бессознательной зависти, когда хочется изменить свои установки и поведение, чему свидетельствуют, например, личные сновидения. Когда человек пытается остановить процветание зависти в одной области, она прорывается в какой-нибудь другой. Как те самые головы Гидры из греческих мифов - отрубаешь одну, вырастают две.
Происхождение Зависти в Раннем Младенчестве:
Теперь нам следует разъяснить детали примитивных корней зависти, и затем описать защиты против любого её переживания.
Для создания модели происхождения бессознательной зависти, как я думаю, лучше всего сперва предположить, какой может быть элементарная точка зрения младенца на момент рождения. Я собираюсь применять слова к переживаниям, которые, похоже, начинаются в куда более аморфной, немыслимой, рудиментарной форме. Младенец начинает с немедленного испытания ошеломительного спектра стимулов, многие из которых болезненны - и он пока не обладает способностями понимать или как-то управлять всей этой ситуацией. Он полностью беспомощен, совершенно некомпетентен (иногда даже в сосании) и ничего не соображает! Для полноты понимания этого положения дел нужно добавить, что младенец также полностью зависим от милости кого-то ещё - как правило, это мать. На контрасте с болезненно жалким положением младенца, этот другой человек выглядит, как я указал ранее - всемогущим, всеведающим и все-обладающим.
Для многих младенцев мать, которая приходит на помощь в этот момент - это приемлемая ситуация, и хотя они не забывают, насколько тяжёлым было это переживание, они идут вперёд и держат осознанность раннего расстройства в стороне. Я имею в виду, что боль насчёт своей беспомощности, малости и зависимости не исчезает полностью, и все люди так или иначе сохраняют память о своей реакции на это. Для некоторых детей, впрочем, это - состояние безвыходной беспомощности - оказывается большим вызовом их гордости, чем для других, и они не могут просто так уйти от этого. Я бы предположил, что по крайней мере отчасти, и может быть даже по большей части - это наследственная склонность к такой реакции.
Здесь мы находим корни многих поздних психоаналитических противоречий - потому как никаких сомнений нет в том, что мать, которая неспособна к эффективной модуляции эмоциональной боли младенца, увеличивает потенциал ребёнка к переживанию ненависти насчёт своего инфантильного положения и зависти к превосходному положению матери всё больше. Но моё впечатление, сложившееся из глубинных исследования себя, множества пациентов и наблюдения человечества вообще - в том, что самые важные предпосылки бессознательной зависти всё же врождённые. Те, кто читает биографии самых (печально) известных фигур в истории, могут заметить, как бессознательная зависть всегда проступает большой тенью в картине жизни.
Для меня и многих других - самый скверный компонент зависти в том, что это в основном и чаще всего реакция на благоприятные, желанные, "хорошие" свойства завидуемого объекта. Я часто припоминаю афоризм "Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным" и циничное наблюдение Марка Твена о том, что принципальная разница между человеком и псом - в том, что пёс не станет кусать руку, которая его кормит. Бессознательная зависть - всегда бывает первым подозреваемым, когда мы видим нападение на доброту, щедрость и иные добродетели.
Эта контр-интуитивная идея - очень трудна для большинства людей, её нелегко воспринять на эмоциональном уровне, даже если мы "поняли в теории". Нам приходится вернуться в переживание этой доброты в контексте кошмарного состояния боли и постыдной немощи младенца, чтобы признать, что зависть к матери - которая видится наполненной счастьем, удовлетоврением и готовностью щедро делится этим - в действительности чрезвычайно, иногда слишком, болезненна.
Кляйн постаралась выразить это в оперативных терминах, когда описывала отношение младенца с грудью - которую тот переживал в качестве источника всего необходимого и желанного. Естественное продолжение этого - будет в желании обладать всеми качествами груди (т.е. счастье и щедрость), способностями (т.е. производить питание, хранить и предоставлять его) и собственностью (т.е. молоко и сосок, или даже символически половой член, чтобы доставить пищу). Мышление о зависти на столь чрезвычайно архаичном, примитивном уровне - упражнении в выполнении "прыжка веры" для подавляющего большинства людей, и в связи с этим я нахожу полезным понимать теорию и просто терпеливо ожидать данных из клинических наблюдений, которые позволят прояснить эти идеи на предметном материале.
Впрочем, данная примитивная модель зависти крайне полезна в объяснении некоторых феноменов в терапевтическом кабинете и мире вокруг - ни одна иная модель не показаывает такой силы в их адекватном объяснении. Возьмите, например, известную писательницу Вирджинию Вульф, которая схватила сущность зависти фразой "Когда я слышу о чьём-то успехе, внутри меня умирает небольшая часть".
Сейчас нам стоит исследовать вторую половину того, почему бессознательная зависть это "двойной удар" для человечества. Мало того, что она невыносимо болезненна - но и реакции на неё крайне проблематичны своей деструктивностью, как для испытывающего, так и для окружающих. Под реакциями на зависть я имею в виду, конечно, защитные манёвры. Результат в том, что объект зависит, как правило, так или иначе повреждается (чаще в воображении), и личность с завистью также утрачивает доступ к желанным свойствам объекта, так же как и собственную "хорошесть" в связи с ответственностью за повреждение объекта. Я постараюсь представить скромный каталог маневров, используемых для избегания переживания зависти.
Разрушительность Бессознательных Защит против Зависти:
1 - Некто может испортить объект зависти, благодаря чему этот объект перестанет быть столь ненавистно хорошим. Это дешёвый, быстрый, грязный и эффективный способ "справиться" с завистью. И также - очень проблематичный, отчасти потому, что немедленно формируется бессознательное ожидание возмездия (параноидная тревога преследования), и это дополнительно рушит те "хорошие" качества, которые человеку стоило бы надеяться освоить и однажды иметь у себя.
2 - Некто может отрицать у себя зависть в принцпе. Это требует больших бессознательных усилий, чем сразу может быть заметным, и истощает личностные ресурсы, да и ухудшает качество самой жизни. Это билет в один конец в жизнь, полную иррациональных ограничений, и в экстремальном случае - отрицание может вести к примитивным предрассудкам, ригидности и/или апатии.
3 - Некто может проецировать собственную "способность завидовать" на кого-то ещё - типично это близкие: родители, сиблинги или супруги - в результате чего другой человек видится как завистливой, испорченный сам и всё портящий "плохой парень".
4 - Также некто может проецировать собственную "инфантильную часть, которая испытывает боль от малости и зависти" на других, демонстративно показывая себя - как самец павлина - точнее, то, что кажется заслуживающим зависти в себе. Можно привести аналогию, будто бы мужик приходит приходит в группу детского сада и достаёт свой пенис, показывая размеры хозяйства. Нередко это даёт эффект вызова зависти у некоторых окружающих, но, что характерно, никак не избавляет от собственной.
5 - Некто может переносить чувство зависти, при этом выращивая себя до уровня желанных свойств объекта. Я смиренно признаю, что сначала я прочёл целый курс лекций о зависти, вовсе не имея понятия об этой опции, пока один из слушателей не спросил о ней. Я был "слишком" хорошо осведомлён о собственной эксплуатции предыдущих четырёх манёвров, чтобы распознать существование эмоционально конструктивной стратегии. И, как Вы можете заметить, выдерживание осознания чьего-то превосходствова практически равняется тому, чтобы сказать, что Вы восхищаетесь кем-либо.
Эффекты Бессознательной Зависти в Повседневной Жизни:
Со всем сказанным выше в качестве фона - я хотел бы сейчас проверить идею, чтобы вы могли посмотреть, что думаете. Что, если большая часть того, что на планете Земля происходит разрушительного с человечеством, оказывается связанным с бессознательной завистью? Я не могу подтвердить истинность этого, но это реально полезный пункт "апологии дьявола". Я подозреваю, что зависть - один из основных компонентов множества войн на протяжении человеческой истории. Когда бы одна группа людей ни выглядела как обладающая превосходным богатством или привилегиямим - другая группа вожделела этого и шла на войну ради этого, вплоть до геноцида.
Прежде, чем США вышибли Саддама Хуссейна из Кувейта в ранних 90-х, я подозреваю, что причиной поджогов нефтяных запасов Кувейта иракцами было то, что помимо прочего, кувейтцы находились в таком превосходном положении, что Хуссейн захотел испортить их счастье и удововлетворённость. В Руанде, также в 90-х годах ХХ века - племя Хуту завидовало племени Тутси (чьё название буквально означает "богатые скотом"), и результатом была кошмарная бойня, не исключавшая женщин и детей.
Вот ключевой пункт: бессознательная зависть сама собой не так уж деструктивна, хотя её и можно причислить к одной из самых болезненных человеческих эмоций. Дело в защитам против малейшего переживания зависти - именно они приносят так много ущерба и вреда. Построение прекрасного здания может занять многие годы, но его можно превратить в груду хлама за секунды при помощи аккуратно расположенной взрывчастки. Разрушение башен-близнецов Мирового Торгового Центра заняло всего пару часов - и это разрушило жизни тысяч, и так или иначе негативно подействовало на жизни миллионов других людей.
Итак, давайте вернёмся к рождению и тому, как отстойно оказаться нуждающимся, беспомощным младенцем. Как я высказал ранее, некоторые дети - по, вероятно, присущим наследственно причинам - просто ненавидят, что кто-то обладает "всем хорошим" и выступает источником этого. После лекции, которую я однажды прочёл насчёт клинических проявлений бессознательной зависти - врач-психиатр, которая всю свою карьеру работала с шизофрениками в клинике штата, подошла ко мне выразить свой восторг моей презентацией. Она сказала, что всегда думала о том, что если и есть "ген", который предрасполагает людей к шизофрении - это будет "ген зависти". Она далее описала, как практически каждый из хронически госпитализируемых пациентов в её учреждении выглядит универсально перегруженным этим чувством. Она держала это впечатление при себе, пока не услышала мою лекцию.
Есть существенная проблема для каждого, кто ищет свидетельства влияния зависти, наблюдая за ребёнком. Подвох в том, что вам придётся проводить годы наблюдений, чтобы увидеть, окажутся ли ваши подозрения насчёт зависти, центрального вопроса для данного младенца, верными на протяжении времени. Я наблюдал младенцев и детей постарше, которые отказывали матерям в определённых вещах - даже отказывались называть её мамой, вместо этого обращаясь к ней по полному имени.
Итак, как мы можем знать, связано ли это с бессознательной завистью - даже когда это объяснение выглядит наилучшей гипотезой? Ответ требует времени, и часто нам придётся дожидаться позднего жизненного периода, чтобы сказать что-то определённо. У меня был малолетний пациент, который пребывал в весьма тяжёлом расстройства. На протяжении семи лет я сделал множество интерпретаций насчёт зависит, но никогда не получал какого-либо прямого подтверждения. Спустя несколько лет после того, как наши терапевтические сеансы завершились, он пришёл ко мне однажды с визитом и озвучил, что в настоящее время, когда ему уже за 20 - он считает себя "самым завистливым человеком из мне известных". Это было очень печально, но "открыло мне глаза" тем не менее.
Бессознательная Зависть в Клинической Обстановке:
Бессознательная зависть постулирует несколько уникальных проблема для специалиста. Прежде всего - эта тема с очень высокой вероятностью никогда не возникнет в ходе терапии спонтанно, пока терапевт не затронет её сам. Иногда, что скорее удивительно, после того как терапевт представит эту проблему как совершенно человеческую, пациент схватит это, словно мяч, и будет бегать с ней годами. Но гораздо чаще, терапевтическая работа будет касаться вопросов, которые, благодаря большей доступности для сознательной рефлексии пациента, представляют низко висящие плоды терапии. Я часто сталкивался с тем, что процесс занимается 5 или более лет, прежде чем бессознательная зависть возникает как последний оставшийся рубеж значимых вещей, которые терапия может изменить.
Иногда единственный способ, которым бессознательная зависть может опознана - выражается в форме "негативной терапевтической реакции". Это, по сути, такая ситуация, когда пациент бессознательно проводит линию на песке и заявляет "Я отказываюсь улучшаться дальше, потому что Вы получите все почести за свою отличную работу, и для меня это невыносимо". Он или она часто покидают терапию в этот момент, хотя также могут оставаться и очень долгое время, но в эквивалентном состоянии терапевтического застоя.
Подсказка в отношении этой проблемы - находится в том, что степень инсайта, который потенциально доступен пациенту, значительно превышает степень актуальных позитивных изменений, которые происходят у него в жизни. Это часто очень обескураживает, но наличие модели бессознательной зависти для учёта такого механизма, по крайней мере, даёт полезный инструмент в арсенале для обращения с подобными неудачами в развитии.
Резюме:
Бессознательная зависть начинается в младенчестве по отношению к матери и её нужным и желанным качества, и часто оказывается весьма тяжёлой. Защиты против испытания этого чувства - одни из самых токсичных бессознательных тактик в жизни. Простейший способ избавления от зависти - испортить завидуемый объект, но из этого следует, что дальше придётся жить без того "добра", что доступно от интересующих фигур.
Более того, параноидные страхи, которые затем испытывает пользователь такой стратегии, приводят к тому, что появляется и тревога оказаться объектом зависти самому. Это предотвращает самоактуализацию - человек не можешь быть или стать всем, на что он способен в этой жизни. Остаточная опция - стать незаметным библиотекарем в мешковатых одеждах.
Для терапевта, опознание и работа с бессознательной завистью - задачи не из лёгких. Часто помогает, как меня однажды обучили, замена терминов - "ненависть" (ярость, злость) вместо "бессознательной зависти". Пациенты часто проще воспринимают фразы на манер "Часть Вас ненавидит меня за то, что я настолько важная фигура для Вас", нежели "Часть Вас завидует мне, потому что я гораздо важнее для Вас, чем Вы для меня". На контрасте, если терапевт постоянно твердит о том, что "Вы завидуете тому или этому", сам термин утрачивает большую часть своей эмоциональной значимости - и пациент просто ощущает себя осуждённым и безнадёжным. На самом деле, это целое искусство - работа с завистью, и по всей видимости оно конечном счёте прямо требует принятия этой эмоции, с подробностями, в самих себе.