В отношении так называемой поддерживающей психотерапии - характерно избегание вполне законного вопроса: поддерживающей что?
Несколько готовых соображений об этом постараюсь обрисовать.
По умолчанию - считается, что будут поддерживаться функциональные способы поведения клиента и зрелые/здоровые аспекты личности: как-то, автономия, ответственность и прочее. Несмотря на это, прискорбно многие специалисты, прекрасно имея в виду эти ориентиры интеллектуально - на практике демонстрируют, минимум, нечто отличное.
В силу того, что поддержка (поощрение, акцентирование и закрепление) адаптивных стереотипов - скрыто, но всё же предполагает отсутствие поддержки паттернов деструктивных. В более сложных случаях - может требоваться нечто большее, чем "0 поддержки", а вполне явная и активная конфронтация. Которую, как считает немало терапевтов, клиенты скорее расценят как агрессию в их сторону.
Это действительно агрессия и есть. Правда, стоит очень тщательно очерчивать мишень и пределы этой агрессии - она прилигагается к мысленным установкам и поведенческим стратегиям, которые приносят клиенту вред в обход его сознания и понимания. Тем не менее, множество клиентов, в силу природы их расстройств, склонны отождествлять даже вполне очевидно разрушительные способы действия со своим "Я", рассматривать их в качестве желательной или даже неотъемлемой части собственной личности (то, что называю эго-синтонностью).
Впрочем, ближе к практике. Когда клиенты обращаются с запросом, так или иначе содержащим просьбу о психологической поддержке - тому, кто находится в роли профессионала, эту поддержку по идее оказывается, важно провести тщательную оценку того, что именно клиент намеревается поддерживать с его помощью.
Анализ клинического опыта позволяет сказать, что чаще всего изначальный запрос - отражает желание неконструктивной поддержки (хотя может быть сформулирован вполне зрело и корректно на первый взгляд). Впрочем, это не должно никого здравомыслящего огорчать. Ведь именно те инфантильные или регрессивные пожелания, с которыми приходит клиент впервые - позволяют оценить устройство его проблем, и, собственно говоря, нередко и являются их реальным источником.
Таких регрессивных запросов - может быть множество, но все они представляют собой, по большому счёту, требование занять роль всемогущей родительской фигуры и исполнять соответствующие грандиозные функции. Так как родитель бывает двух полов, и в коллективном бессознательном свойственные каждому гендеру родительские задачи артикулированы вполне чётко - можно разделить варианты дисфункциональной поддержки также на два релевантных типа:
- Обращение к символическому отцу: запрос на принятие ответственности за поступки и решения клиента на себя, поддерживаемый фантазией о безупречном всезнании и, главное, возможности отказаться от своей неотъемлемой ответственности и передать её кому-либо ещё. В любом случае - даже если совет, предложенный неосторожным терапевтом, приведёт к принятию клиентом не-оптимального решения (а он приведёт скорее всего), последний сможет обвинять специалиста в своей неудаче и не испытывать болезненного сожаления или вины.
- Обращение к символической матери: классический запрос на эмоциональную опеку. Которая, как выяснили представители эго-психологии - в первую очередь заключается в способности утешить (т.е. отрегулировать, а то и устранить тревожность); а во-вторую, как дополнили Хайнц Кохут и его последователи в психологии самости (self) - поднять настроение через обеспечение позитивного и желательного образа себя (своей правоты и т.п.).
Стоит отметить, что последнее - представляет собой хрестоматийное описание базовых функций психологических защит (самоутешение и самоочищение): то есть клиент запрашивает терапевта поддержать его способы избегания неприятных эмоциональных переживаний. Что, собственно, характерно и для "отцовских" услуг - избегание ответственности по природе подразумевает избегание эмоциональной боли, сопровождающей принятие и реализацию несовершенных решений в реальном мире.
Иметь в виду следует, что отличный терапевтический результат - состоит как раз в том, чтобы помочь клиенту сформировать и закрепить у себя высоко функциональные способы поддерживать себя самостоятельно в обеих указанных плоскостях, причём эффективно и без токсичных последствий (которые свойственны многим психзащитам, приобретаемым спонтанно в жизненном опыте).
Во многих случаях - это действительно подразумевает определённый период активной дидактики и различных поощрений со стороны терапевта, и имитации и усвоения конструктивных привычек и стратегий со стороны клиента. Так или иначе - ключевое понимание заключается в том, что мы поддерживаем развитие и научение клиента в сторону большей автономной адаптации, и если каких-то навыков или функций ему для этого недостаточно - помогаем их построить в рамках терапии.
В любом ином случае - неподготовленный психотерапевт рискует либо вовлечься в то, что именуют "коллаборационизм с сопротивлением"; либо же оказаться в серьёзной фрустрации по поводу незрелости клиента и разрушить терапевтический альянс. При каждом сценарии - отношения оказываются воспроизведением патологического паттерна, характерного для клиента и со всеми прочими значимыми лицами.