Leave a comment

magis_amica March 23 2015, 07:51:47 UTC
"Но не Платонова. Не Филонова. Не Мейерхольда и не Эйзенштейна с Дзигой Вертовым. Не Арсения и Андрея Тарковских, не Эфроса с Товстоноговым."
С какой стати Зюганову пропагандировать творчество антисоветчика Тарковского? В чем вы видите принципиальное отличие творчества Филонова от постмодернистского искусства, для меня загадка.
Платонов с его лингвистическими выкрутасами вряд ли может быть причислен к творцам подлинно народной культуры. И т.д. и т. д. Советскости в них мало, в этих фигурах, которые вы назвали.

Reply

c_c_gadsky March 23 2015, 09:08:20 UTC
С какой стати...В чем вы видите принципиальное отличие...Советскости в них мало...
Аффтар так видитTM. Он пробудился, раскрепостился и...высказался.

Reply

ustnikita March 23 2015, 12:56:51 UTC
Священное слово "народность" не должно становиться прикрытием простоты "бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее". Миф о здоровой ограниченности советского человека, многократно превзошедший реальность в умах многих искренних патриотов, ничем не поможет нам в борьбе с далеко продвинувшимися интеллигентами из чуждого нам стана. Единственный выход - сыграть с буржуазией на опережение не только на великих стройках, но и в творческом освоении реальности. Маркс, если помните, завещал пролетариям весь мир, а не то, что останется от оного по итогам революционных битв. А Энгельс в "Людвиге Фейербахе" назначал рабочий класс Германии в наследники немецкой классической философии. Авангарду человечества полагается всё, что встретится на его пути в новую жизнь, без придуманных сверху или сбоку исключений. Вопрос лишь в том, что советским людям приходилось продираться вглубь будущих времён сквозь такие трясины и ловушки, что львиной долей ( ... )

Reply

magis_amica March 23 2015, 13:41:40 UTC
Давайте конкретно. Филонов. Чем он заслужил право быть в "пансоветском пантеоне"? Какие ценности несет его искусство (если это можно так назвать)? Вам действительно нравятся эти уродливые существа на его полотнах?

Reply

ustnikita March 23 2015, 15:03:50 UTC
Вы, кажется, провели параллель с постмодернистами? Так вот: постмодернизм ненавидит новизну как высшее проявление реального и свидетельство того, что история все ещё продолжается. Всем своим существом отвергая реальность, но не имея сил выдвинуться за её пределы, постмодернист выбирает единственно возможный суррогат бегства в Ничто, переходя от изобретения - к цитированию, от кропотливого синтеза частичек творения - к их спонтанной сборке, от опоры на классику - к каталогизации её лучших образцов, от интеллектуальной интуиции - к случайным капризам воображения. Есть у Маршалла Маклюэна такой термин - "комбинаторная культура". Современное искусство варится в порочном кругу перестановок и сочетаний уже известного, оттесняя нас от источника спасительной новизны, а значит, на обочину бытия. Это я говорю, естественно, о постмодернизме в искусстве: как политическая практика или метафизическая установка он чреват куда как более тяжкими последствиями для Человека и всего, что имеет к нему отношение ( ... )

Reply

magis_amica March 23 2015, 16:03:05 UTC
Все понятно. Внятного ответа на свои четко поставленные вопросы я от вас не получу. Знаете такое : "Чтобы словам было тесно - мыслям просторно"?

Reply

magis_amica March 23 2015, 16:09:24 UTC
Загляните сюда. Здесь есть подлинные "шедевры". Особенно "Мужчина и женщина" и "Молодая девушка с цветком". Если это не расчеловечивание...

Reply

ustnikita March 23 2015, 22:05:19 UTC
Какое расчеловечивание, Вы о чём? Во что именно, по-Вашему, Филонов пытался выхолостить человека? В тварь бессловесную, безжалостного хищника или бездушный автомат? Я в его картинах, включая названные, не прослеживаю никаких поползновений в перечисленных направлениях. На тот момент вообще никому не было ясно, как соотнесутся в новом человеке кипение вековых страстей и "неустанный гул машины". Одни, как Дзига Вертов на первых порах (см. его манифест "Мы" 1922 года), мечтали породнить человека с механизмом, снабдив его безошибочной выверенностью движений в противовес "ковыряющемуся гражданину" прошлого. Другие, напротив, говорили о раскрепощении всех сил, страстей и способностей, какие только найдутся в доселе очастиченном и угнетённом человеке. Истина, выявившись в реалиях отдельно взятой страны, как иногда случается, оказалась ближе к жизни и прозаичнее на вид. Новый человек так или иначе состоялся, пусть и в обход всех восторженных предвосхищений авангардистов, живших в преддверии мировой революции. А пока надежда на таковую всё ещё ( ... )

Reply

magis_amica March 23 2015, 22:17:57 UTC
Ужасно. Вы не видите очевидного. Вот у вас перед глазами факт: мерзкие, тошнотворные образы Филонова, которые в своей антигуманистической сущности не отличимы от образов современного постмодернизма. А вы смотрите - и не видите. Я в шоке.

Reply

ustnikita March 23 2015, 22:47:48 UTC
Я лично до глубины души возмутившие Вас образы не считаю ни прекрасными, ни тошнотворными. Но даже тошнотворность, будучи признана как эстетический факт, не всегда с непреложностью перетекает в воинствующий антигуманизм. Посему я вторично прошу Вас пояснить механику античеловеческого перерождения, происходящего на обсуждаемых полотнах. Кем конкретно Филонов заменяет или стремится заменить человека? Каким зверем из бездны? Если для Вас это вопрос очевидности - назовите, не бойтесь.

Reply

magis_amica March 24 2015, 06:27:28 UTC
"Кем конкретно Филонов заменяет или стремится заменить человека? Каким зверем из бездны?"

Разве расчеловечивание обязательно предполагает замену? Вы упорно пытаетесь увести разговор в сторону.

Давайте вернемся к исходной точке нашего диалога. Автор блога возмущен тем, что Зюганов не противопоставил современной антикультуре ряд деятелей искусства, куда он включил и Филонова. Я говорю, что не вижу разницы между современными постмодернистскими картинами и филоновскими. И там и там мы находим уродливо искаженные образы людей, выражающие идею дегуманизации человека. Вы со мной не согласны и считаете, что картины Филонова несут некое позитивное начало. Не могли бы вы объяснить, что это за начало? Пожалуйста, в 1-2 предложениях.

Reply

ustnikita March 24 2015, 17:32:33 UTC
Какую из картин под обобщённым названием "Мужчина и женщина" Вы имеете в виду? Если самую первую графическую работу 1912 года, где мужчина протягивает пучок загребущих ручищ в направлении беззащитной женщины, то она вполне могла бы стать говорящей за себя иллюстрацией к трудам Клары Цеткин или Надежды Крупской по женскому вопросу. В одноимённом акварельном полотне, написанном чуть позже, изображена бесовская пляска двух первоначал - опять же блестящая попытка проиллюстрировать зловещее союзничество Эроса и Танатоса (у критиков встречал догадку о "последней в мире любви"). Ну а если говорить о самом известном полотне из этого ряда, которое скорее всего Вас и задело - на нём мужчина и женщина уже не столько танцуют, сколько из последних сил пытаются найти друг друга в мире опрокинутых идентичностей, сами почти что выродившись до бесполости. Чем, в свою очередь, не камень в огород современного Запада ( ... )

Reply

magis_amica March 24 2015, 18:20:44 UTC
Я так и не поняла, что в этом позитивного. Ну, ладно, вы и сами не знаете. Вопрос снимаю.

Reply

ustnikita March 24 2015, 19:42:33 UTC
Дело не в позитиве как самоцели, а в праве искусства, в том числе и советского, на постановку пресловутых "проклятых вопросов". Хоть в капиталистическом окружении, хоть в гипотетическом "царстве свободы". Смерть, как минимум, никуда не денется даже с наступлением всеобщего благоденствия. Если, конечно, когда-нибудь не состоится научное воскрешение усопших по Николаю Фёдорову. Стало быть, любой серьёзный художник всегда должен будет выстраивать отношения с гибельным вызовом небытия. Ни в коем случае не очаровываясь видом разверстой перед ним бездны, но и не испытывая иллюзий по поводу её действительной глубины. Творец прежде всего согласовывает жизнь с "грозящим завтра нулём" и этим создаёт условия для её продолжения. А те, кто сводят задачи искусства к непрерывному производству позитива, незаметно для самих себя вторят тем, кто не видит жизни дальше бытового комфорта. Хотим, дескать, нор-р-рмального искусства, без всяких интеллигентских выкрутасов! Не выйдет. Тем более что вскорости отношения с инферно придётся выяснять всем без ( ... )

Reply

magis_amica March 24 2015, 19:48:46 UTC
Я устала от вашего словоблудия.

Reply

ustnikita March 24 2015, 20:11:31 UTC
Жаль. Как бы то ни было, я вижу, что Вы человек советской закалки, посему возникшее между нами недопонимание для меня прискорбно.

Reply


Leave a comment

Up